Чтение-2

 А какой педвуз вы заканчивали? Может в Киеве? Скажите права ли я, хочу, чтоб мой сын был умным, уже сейчас много ему читаю, в три годика, заставляю учить наизусть стишки. – Наташа П., (Украина, Киев)
 
Ответ: «Величайшая цель образования – не знание, а действие» – Герберт Спенсер.
     Сначала о Вас, Наташа и Вашем сыне. Физик Г. К. Лихтенберг сказал – « В слове «ученый» заключается только понятие о том, что кто-то много чему-то учился, но это не значит, что он научился чему-нибудь» Очень жаль, но современное образование до сих пор занимается тем, что развивает память, а не разум, выращивает специалиста, а не человека. Люди с хорошей памятью имеют репутацию умных. Это несправедливо и очень часто не соответствует действительности. Гений Эйнштейн имел почти нулевую память. И наоборот, я знаю людей, которые запоминают массу различной информации, сражают своей памятью, но назвать их умными язык не поворачивается. Память – это механика, мозг, тело. Ум – это сознание, личность. Когда общаюсь с детьми, тоже всегда стараюсь дать им информацию и надеюсь, что они ее запомнят. Но еще больше надеюсь на то, что при необходимости они ее быстро, четко, по назначению и ТВОРЧЕСКИ применят. Вот тогда я назову их умными. Да, иметь огромную библиотеку и помнить, на какой полке находится нужная книжка – очень важно. Однако умение воспользоваться знаниями на практике, да еще и сделать выводы, развить это знание – гораздо важнее. Я даже рискну предположить, что в данном контексте интуиция важнее разума. «Если вы усвоили шесть идей и воплотили их в своей жизненной деятельности и своем характере, то у вас больше образованности, чем у человека, заучившего наизусть содержание целой библиотеки» – Свами Вивекананда.
     Смотреть, но видеть. Слушать, но слышать. Помнить, но думать. ИМЕТЬ, НО УМЕТЬ.
     То, что Ваш сынок, Наташа, учит наизусть стишки, прекрасно. Но по настоящему образованным он станет, когда будет сочинять свои. Не в смысле станет «поэтом». Возьмите любой стишок, сказку и пусть сын расскажет свой вариант сюжета. Вместе с Вами. Помогите наводящими вопросами, предлагайте возможные сценарии, развивайте его образное, отвлеченное, абстрактное мышление, пусть опишет одежду персонажей, (волчью в т. ч.), с чем были пирожки, нарисуйте лес и маршруты, и т. д. ФАНТАЗИРУЙТЕ! Мой отпрыск в свое время выдал такую версию «Красной Шапочки», что мы ахнули. Блокбастер!
     Ваш рассказ должен содержать много деталей, потому что они придают сказке реальность. Чем больше деталей вы добавляете, тем реальнее кажется рассказ для вас и вашего малыша. Описания, прилагательные, которые задевают чувства, использование диалогов – эти приемы добавляют истории реальность, настроение, задают тон и выражают эмоции.
     Чтобы включить эти приемы в рассказ, используйте свои чувства, видение и общайтесь со своим ребенком с помощью света и теней, цветов, оттенков и форм, которые помогают определить и развить образное восприятие.
     Обращайте внимание также на запахи, ароматы, которые присутствуют в сказке. Включайте в нее тактильные ощущения – не только то, что трогают герои рассказа, но и как их касается дуновение ветра, тепло солнца, и т.д. Где необходимо, описывайте вкусы, так как все эти чувства добавляют истории реальность, помогая вашему собственному видению рассказа, и, соответственно, вашей способности вовлечь ребенка, передавая эти образы.
     Надюшка, (3 годика): - Расскажи мне сказку… и с подробностями.
     Рассказывайте сказки как можно более эмоционально. Включение подходящих эмоций в рассказ соответствует естественному процессу приобретения опыта ребенком, вносит реальность в рассказ, заинтересовывает ребенка и эффективно передает главную идею.
     О себе. Возможно, огорчу. Не скажу, что вопросы, подобные Вашему, добавляют энтузиазма. Но я очень Вам благодарен за его своевременность. Давно уже понимаю, что люди обращаются ко мне, как к специалисту, надеются на что-то. Но я в смысле педагогического образования, увы, бесперспективен. Дилетант широкого профиля. Самовыродок. Исхожу из опыта человечества, своего собственного мироощущения и души.
Когда меня впервые пригласили выступить перед студентами госпедуниверситета и сказали – «Петр Михайлович, расскажите нам Вашу концепцию воспитания» – я, прямо скажем, хотел отказаться. Не потому что струхнул. Стало не интересно. Не люблю концепций. А решившись, все-таки, начал именно с признания своей не профессиональности. Теперь меня уже это не смущает. Беседуя с родителями, я ни на чем не настаиваю. Более того, иногда соглашаюсь с ними. Ведь моя виза получена свыше, т. е. от людей. Да и не один я такой. Взгляните, например, на наших, с позволения сказать, парламентариев, страдающих политическим идиотизмом. Ведь нормальными же специалистами когда-то были!
   
     P. S. На западе понятия «ПРОФЕССОР» и «ДОКТОР», а на востоке – «УЧИТЕЛЬ» уже давно не связываются обязательно со специальным образованием и даже ученым званием. С жизненным опытом – да. Читайте сначала.


Рецензии