Гибель Византии - непонятый урок истории

ВВЕДЕНИЕ

В 2008 году вышел фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) под названием "Гибель империи. Византийский урок". С той поры много было высказано авторитетных мнений как "за", так и "против" фильма. Пытаться сказать что-то новое даже неловко. Ну кто я такой в сравнении с китами истории, уже высказавшими свои соображения? И все же, во время просмотра фильма у меня возникло явное чувство неудовлетворенности сим кинотворением православного аббата.

Мысль мне его вполне понятна. Он рассматривает Византию как образец для подражания России, пытаясь извлечь из ее судьбы уроки. Поскольку сегодня этой империи не существует, то я бы хотел о ней сказать пару слов для непосвященных.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

В начале нашей эры, существовала мощная Римская империя, объединявшая земли Европы, Азии и Африки. Если перефразировать одну популярную революционную песню, то она бы в I веке выглядела так: "Ведь от Ирана и до британских морей, римская армия всех сильней". Это были США своей эпохи с самыми сильными достижениями в области военного искусства, техники, архитектуры, юриспруденции и пр. Для примера, некоторые римские дороги, построенные в те времена, служат даже до сих пор! И все же, любая империя рано или поздно отмирает.

В 395 году Римская империя раскололась на две части: западную и восточную. Первая включала в себя нынешнюю Западную Европу и северное побережье Африки от центра к западу. Христианство на ее территориях с веками примет форму католической церкви. Восточная же часть и есть Византия, включавшая в себя территории таких современных стран, как Греция и Болгария в Европе и Турция, Ливан, Израиль, часть Сирии и Египта. Здесь постепенно и сформировалось православие. В обоих было славное прошлое, но для них по разному все сложилось.

В 476 году Западная империя была окончательно завоевана дикими племенами, на сотни лет назад отбросившими ее в развитии. Ничего такого не произошло с Византией. Все эти вестготы, вандалы, англо-саксы, франки пошли другой стороной и постепенно, через века, образуют отдельные государства. По своему уровню развития Византия была выше всех этих неотесанных варваров.

Византийский император Юстиниан-I с 530-х годов пытается даже восстановить римскую империю в прежнем виде, ведя бесконечные войны. Кое-что ему удается сделать, присоединив на некоторое время Испанию, Африку и часть Италии. Собственно, в фильме Шевкунова он как раз и показывает карту Византии именно в этот краткосрочный период ее триумфа, не уточняя эту деталь.

А зачем? Зритель должен ощутить величие. Зачем же его расстраивать такими "мелочами", как опустошение государственной казны, которую собирали еще его предшественники? Почти все территории через десятки лет отпадут, а через сотню лет и саму Византию мусульмане "порвут как Тузик грелку", оставив от былого величия только рожки, да ножки. На Аравийском полуострове в начале VII века возникает новая религия - ислам. Уже с 630-х годов она начинает победное шествие, оторвав от Византии сначала Сирию, Палестину и Египет. Постепенно кольцо окружения будет все больше сжиматься и в 1453 окончательно прекратит свое существование, отдав туркам даже и европейские земли. Полный крах!

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

Бесспорно, история Византии может представлять большой интерес для государственных деятелей нашего времени. Лучше ведь на чужих ошибках учиться, чем на своих. Только тут нужна полная объективность, иначе пользы будет мало.

Политические и экономические

Если слушать архимандрита, то по его логике получается, что ей все время грозили то внешние враги, то какие-то дураки на внутреннем фронте. Для сильного государства нужна обязательно одна вера, в данном случае, православная. Честно, я не увидел в фильме роли религиозного фактора в гибели империи. Мне показалось, что автор скромно обошел эту тему. А зря! Вина в экономических и политических ошибках безусловно есть, но не только в этом.

Как удалось мусульманам так быстро завоевать большинство византийских территорий? Этому не в малой степени поспособствовала и почти двадцатилетняя война Византии с Персией, поглотившая все их ресурсы и порядком подорвавшая их мощь. Но не только! Уже во время войны с Персией обнаружилась одна интересная закономерность. Когда персидские войска заходили в Палестину, то христиане их встречали... с хлебом-солью. Как?! Неужели зороастрийская религия была ближе палестинским христианам, чем их родное константинопольское православие?

Религиозный фактор

Тут надо уточнить. Палестинские христиане, как и египетские, были не совсем православными. У них были догматические отличия со столичным православием. Тема религиозных разногласий в христианстве - это тема отдельного разговора. Могу кратко сказать так: в православии постоянно возникали различные понимания относительно каких-то доктрин. Это вызывало расколы в обществе и из-за доктринальных формулировок велись ожесточенные споры. Если вспомнить библейский принцип, то он гласит так: "Царство, разделившееся в самом себе, не устоит". Государство слабело от религиозной полемики. Кстати, на Западе ересей подобного масштаба не возникало. Все вселенские соборы прошли в Византии, потому как многозначительность греческого языка позволяла выдвигать разные трактовки.

Это были не просто прения на спекулятивные темы, а грызня разрывающая общество целой империи. Причем, императоры старались преодолеть проблему путем созывания церковных соборов, которые пытались выработать такие формулировки, которые бы и овец могли сохранить и волков сделать сытыми. Но одно дело иметь благие цели, а другое получить прямо противоположный результат. Количество ересей и расколов росло пропорционально всем этим соборам. Причем, речь идет не о тысячах и даже не о сотнях тысяч человек. О миллионах...

В Палестине и Египте было много монофизитов. У них было почти все как и у православных, но они считали, что Христос не Богочеловек, а только Бог. Ну, и стоит из-за этого восставать? Как сказать... Тут Шевкунов скромно помалкивает. Дело в том, что византийская политика и состояла в том, чтобы всех под одну гребенку почесать. Для этого же и соборы вселенские проводились, чтобы влиять на разные группы спорщиков своим авторитетом. Отдельные императоры пытались ужиться с религиозными диссидентами, понимая важность добрых отношений с ними для сохранения целостности государства, но тогда надо было ссориться с православными и католиками на Западе.

Стоит ли удивляться, что мусульманская армия в 27 тыс. человек спокойно завладела Египтом, где жило миллиона 3,5 христиан? Разгадка фокуса в том, что 3 миллиона были монофизитами или, как их называют сегодня, коптами. Логика их была такая: лучше мы будем под мусульманами, - те первые мусульмане не были такими агрессивными, как сегодня! - лишь бы не с Константинополем, который нас постоянно ущемляет. Тут есть смысл: последователям Аллаха все равно как думают христиане по определенным богословским вопросам.

УРОК ДЛЯ НАС

В чем же главный невыученный византийский урок? Власть государственная не должна играть в пользу одной конфессии, используя свой админресурс для ущемления оппонентов господствующей церкви. Такой подход будет порождать недовольство в народе и самой властью и ведущей конфессией. Это верный путь повторить судьбу Византии.

Почему я считаю этот урок непонятым в Украине и России? Как ни прискорбно, но православная церковь ведет ожесточенную борьбу против других христиан, особенно против протестантов, превращая их при помощи целой армии сектоведческих центров в изгоев общества. В то время, как страна страдает от бездуховности, люди умирают от наркомании и алкоголя, самоубийств и абортов, РПЦ стращает народ протестантами. А ведь количество реабилитационных центров для нарко- и алкозависимых среди евангельских христиан в разы больше, чем у православных.

Создается ситуация "собака на сене": и сами не можем справиться с задачей и другим не дадим. Пусть лучше человек умрет православным наркоманом или алкоголиком, чем будет жить протестантом. РПЦ - очень большая конфессия, имеющая давние исторические корни в России, Украине и Белоруссии. Я со всей ответственностью, как протестантский пастор, могу сказать: евангельские христиане не представляют никакой угрозы православию. В этих странах их не более 2-3 процентов, но они более активны и потому кажутся более многочисленнее и влиятельнее, чем есть на самом деле. Они никогда не станут тут большинством.

Излишки энергии лучше направить хотя бы на своих невоцерковленных прихожан, а не растрачивать без толку, искусственно создавая врагов. Лучше научить людей больше любить Бога, а не накачивать ненавистью к неправославным. Это разрушительно для души самих ненавидящих и проигрышно для христианства в целом.

Перед лицом надвигающего радикального ислама стратегически нецелесообразно искать нам поводы для разделения, а лучше научиться объединяться. Я не объединение церквей имею ввиду. Пусть каждый будет веровать как у них принято, а ошибки друг друга пускай изучаются в семинариях и с церковных кафедр. Общий язык нужен для социальных программ. Тут хватит работы для всех! От сотрудничества РПЦ только выиграет.

Нужно перестать заниматься травлей протестантов, используя СМИ и науськивая на них государственные органы. Власть должна стать родителем для всех религий и конфессий в государстве, не позволяя себя использовать в целях какой-то одной. Пока этого нет, хотя внешне власть и рядится в маску беспристрастия.

Во многих уголках России евангельские церкви постоянно чувствуют на себе наезды милиции, какие-то бесконечные проверки, прихватки и даже запугивания от чиновников разных уровней. По ТВ идет травля и постоянные обвинения протестантов. Не верю в то, что государственные органы этого не замечают. Не верю, что тут нет нарушения прав человека, если постоянно часть законопослушных граждан обзывают сектантами и деструктивными культами. Это не что иное как форма государственного лукавства: внешне уверять в равенстве всех религий и конфессий, а на деле позволять твориться беззаконию.

Народная мудрость гласит: сколько веревочке не виться, а конец будет. Если власть не займет на самом деле беспристрастной позиции в религиозных вопросах, недовольство будет только накапливаться. И православие от этой политики ничего не выиграет. У Византии все получилось более чем печально. Даже ради сохранения государства христиане не нашли между собой общего языка и в итоге потеряли все. Только в их случае это тянулось столетиями и потому сложно было увидеть проблему отдельно взятому поколению...

Может все-таки выучить этот византийский урок ради будущего?

На фото: карта Римской империи и ее разделение на Западную и Восточную империи


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.