Мои грибы. часть. 2. Грузди и молоканки

   Грузди и молоканки.

   На лето моя мать снимала дачу в Снегирях у тёти Нюры и вывозила меня с бабушкой туда на отдых. У хозяйки было много родственников, которые часто наведывались к ней из Москвы.

   Однажды приехала хозяйкина сестра – тётя Маша. Поужинав жареной картошкой с грибами, тётя Маша спросила:
-Нюр, а солёных грибочков не осталось?
-Маша, я уже давно не засаливаю грибы. Бегать за ними недосуг – работаю. Дети выросли, разъехались, а младший – Колька – по грибам не специалист.
-А это? – тётя Маша указала на сковородку, которая царицей стояла в центре стола с остатками жареных грибов с картошкой.
-А это вот дачница мелкая снабжает каждый день. Где только их и выискивает: Москвичи да дачники все леса от грибов очистили.
-Мелкая, мелкая… - Бормоча себе под нос, тётя Маша задумчиво посмотрела на меня и на Кольку. Затем решительно произнесла:
-А ну-ка, ребятня, обежали своих знакомых пацанов на деревне – пригласили всех на завтра в поход по грибы. Экипировка: сапоги резиновые, ведро/корзина, посох и алюминиевая кружка. Сбор утром в пять часов у этого дома на брёвнышках…

   …Утром, окружённая гурьбой ребятни, тётя Маша повела нас в дальний лес по грибы.

   Всю дорогу до леса через поле, речку, луг за речкой я ломала себе голову над одним вопросом: для чего нужна кружка? Может мы будем мерить грибы: войдут в кружку — брать, не войдут — не брать? А может... Тут мои рассуждения были прерваны тётей Машей:
-Ребята, в лесу захочется пить. Тут родников нет, а из речки пить нельзя. По-этому сейчас, перед заходом в лес, вот на этой опушке, - и тётя Маша широким жестом обвела опушку перед лесом, - наберите в свои кружки земляники. Эта ягодка будет нам вместо воды.

   Земляники было очень много, так что вскоре кружки оказались наполненными « с горкой». Мы окружили тётю Машу.
-Ребята, в лесу нужно перекрикиваться, чтобы не потеряться. Но если вы услышите вот такой сигнал, - тётя Маша достала свисток и дважды в него свистнула, - то сразу же идите на этот звук!
   С таким напутствием мы вошли в лес. Этот лес мне показался каким-то хмурым, неуютным. Сразу стали мне попадаться какие-то поганки огромных размеров белого и тёмного цвета.

   Тётя Маша шла за мной. В скором времени она меня окликнула:
-Галя, а почему ты не собираешь грибы?
-Какие? - удивилась я, - я ещё не видела ни одного грибочка.
Теперь удивилась тётя Маша:
-Как — какие? Грузди! Вон их сколько, - она показала на /в моём понимании/ поганки.
-Так это же поганки. Не съедобные!
-Нет, Галочка, это самые настоящие белые и чёрные грузди! А есть ещё и молоканки, - тут тётя Маша наклонилась и, срезав гриб белого цвета, показала мне, - посмотри какие они крепкие. На срезе выделяется «молочко». Это молоканка. Краешки шляпок подняты вверх. У груздей, - наставница ещё раз поклонилась земле, срезав другой гриб белого цвета, показала его мне, - краешки шляпки как-бы 
подвёрнуты вниз. А вот, - очередной поклон земле и грибам, - чёрный  груздь — чернушка, - тётя Маша продемонстрировала мне срезанный гриб чёрно-полосатый.
-Эти грибы есть варёными или жареными нельзя. Их перед приготовлением надо обязательно вымачивать, а затем отваривать и солить. Поняла?
-Да.
-В этом тёмном лесу благородные грибы вырастают очень редко, а вот груздям и молоканкам здесь раздолье...

   Следуя наставлениям тёти Маши, я быстро наполнила корзину груздями. У остальных ребят ёмкости так же оказались полностью заполнены. Наставница дважды свистнула в свисток, созывая грибников. Наша ватага направилась в деревню...

   ...Моя бабушка отказалась от груздей, и я отдала их дачной хозяйке, которая сложила грибное ассорти в два мешка и замочила их в ручье на сутки, а за тем, отварив вымоченные грибы в баке, засолила их в бочке.

   Через год я пробовала эти грузди и молоканки. По правде говоря, вкусом своим они меня не впечатлили, и я с тех пор ни разу не положила в свою корзину ни единого груздя и ни единой молоканки: в городской квартире нет ручья под боком для вымачивания таких грибов.


Рецензии
Галина!
На груздей Вы зря ополчились. Груздь настоящий один из лучших съедобных грибов. Моя покойная тёща была родом из Сибири, она рассказывала, что груздей из тайги они привозили возами, а солили их бочками. Потом ели всю зиму.

Что касается молоканок или скрипицы, то эти грибы имеют самые невысокие вкусовые качества. В засоле они становятся жесткими и безвкусными. Я один раз попробовал их солить и, разочаровавшись, больше никогда их не собирал. Вот и Вас они не впечатлили. Другое дело черный груздь. Он не только вкусен, но и красив в засоле, приобретает фиолетовый оттенок.

Доброго Вам здоровья!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   23.11.2017 14:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.