Мои грибы. часть. 3. Опята

                Опята.

   По осени мы приехали в гости к женщине, у которой летом снимали дачу. Одновременно с нами к ней приехали двое её старших сыновей из города с целью сходить утром в лес по грибы.

   Я настойчиво просила их взять меня с собой в лес, но дядьки только улыбались в ответ и говорили, что пойдут очень рано и далеко. Но, если я сама проснусь вовремя, то, возможно, меня и возьмут.

   Проснулась я очень рано — за окошками ещё темно, но вредные дядьки уже давно ушли, как сказала хозяйка дачи. От обиды на себя и на весь белый свет я вновь завалилась дрыхнуть.

    Вторично проснулась когда за окошками уже стало светло от первых солнечных лучиков. Я выбежала на улицу и в восторге замерла: перед моим взором всё сверкало миллиардами ярких сказочных бриллиантиков, рассыпанных чьей-то щедрой рукой за ночь. Мгновенно я признала хозяина столь щедрой руки: заморозок!

   Этот щедрый злючка и меня собрался украсить искрящимися ледяными иголочками. Для начала он пребольненько щипнул меня за нос, щеки и кончики пальцев, проверяя: достойна ли я столь щедрого подарка. Я добровольно отказалась от участи быть украшенной инеем и метнулась в кровать, стараясь согреться.

   В очередной раз я проснулась от мужских голосов в доме и побежала на терраску с которой доносились голоса.

   На полу террасы стояло детское корытце и два таза в которые, вернувшиеся из лесу грибники, пересыпали из рюкзаков собранные опята. Грибочки были все маленькие, аккуратненькие и очень мелодично звенели, падая в металлические ёмкости. Все опята были замороженные. Это была грибная песня и сказка. Я стояла заворожённая этим чудом.

   Несколько часов грибочки оттаивали и казалось, что они шевелятся как живые и распространяют грибной дух по всей терраске...
   А я всё никак не могла тогда поверить, что грибы можно собирать и в морозец.

                ***

   Бегут года, улетает время, которое мы не ценим. У меня уже сын школьник. Он заядлый грибник. Естественно, что по грибы мы ездим только вместе.

   Как-то по осени приехали мы в Ожигово. Вышли из электрички и удивились: в берёзовой рощице, что тянется вдоль железнодорожного полотна, людей больше, чем берёз! Около каждого дерева стоят по два — три человека и что-то там делают. Когда мы спустились с платформы и вошли в рощицу, то поняли, что люди вокруг деревьев — грибники, собирающие богатейший урожай опят! Мы присоединились к ним...

   ...Поход в лес по грибы, по другому величают — грибной охотой. Народ правильно подметил и назвал сбор грибов охотой. Грибная охота сродни охоте за зверем: надо выследить, отыскать прячущиеся грибы. Порой проходишь по лесу не один десяток километров в поисках тебе предназначенного грибочка. И какая же радость охватывает от встречи с лесным даром — тем грибом, который вырос и показался именно тебе! Срезав и уложив в корзину это чУдное созданье к таким же грибам, дома, своим домочадцам ты без ошибки опишешь место и условия при которых был найден каждый грибок!

   А сколько нового интересного и впечатляющего увидишь в лесу во время грибной охоты! А какие незабываемые встречи случаются под кронами деревьев русского леса с представителями дикой природы!...

   ...Но это всё теоретически, а практически в описываемое мной время, сбор опят в Ожигово походил не на охоту, а на набег в огород.
Аналогичная ситуация: в сельской местности мать готовит обед и кричит своему сынишке:
-Ванюшк, сбегай в огород, надёргай морковки на суп.
   Через пару минут Ванюшка доставляет матери на кухню пучок морковки с грядки.
   Вот я и ощущала себя в роли «Ванюшки» - добралась до леса-огорода и нарезаю корзину опят...

   ...Тупое наполнение корзин опятами нам с сыном вскоре прискучило, и мы стали перемещаться по лесу в поисках не тронутых грибниками семейств опят, что бы срезать самые симпатичные грибочки.

   По всей берёзовой роще носились какие-то две очумелые шавки, оглашая своим непрерывным лаем всю окрестность. Их брёх уже порядком надоел всем грибникам.

   На моём пути попались заросли кустарника. Я пробралась сквозь них и в восторге остановилась: в центре маленькой полянки, укрытой от людских взоров кустарником, стоял пенёк, обросший молоденькими опятами. Корни пня возвышались над землёй. Каждый корешок так же оброс своим семейством опят.

   Я присела на корточки и стала срезать самые симпатичные молоденькие грибочки и на столько увлеклась этим занятием, что перестала воспринимать окружающую меня действительность. Поглощённая выбором самых прелестных опяток, я даже перестала слышать лай взбалмошных шавок.

   Внезапно я почувствовала мощное движение и с любопытством подняла голову вверх, оторвав взгляд от очаровательных опят... О, Боже! Лучше бы я этого не делала! - На расстоянии сорока-пятидесяти сантиметров над моим лицом зависло копыто, а над ним — какая-то прямоугольная морда с огромным глазом. Вопль ужаса застрял где-то во мне и ледяным шариком катался в моих внутренностях. На секунду я и обладательница копыта замерли, рассматривая друг друга. Затем копыто стало медленно опускаться, изменив траекторию движения, и вот на до мной возвышается лосиха во всей своей статной красе. Доли секунды, и мне показалось, что мысленно лосиха послала мне свою мысль: «Живи!».

   Собачий лай приближался, а я внезапно успокоилась. Лосиха, чуть сместившись в сторону, одним прыжком преодолела кустарник и скрылась с моих глаз, оставив меня один на один с огромным семейством опят.
-Мама, мама, что случилось? У тебя всё в порядке? - Раздался взволнованный крик моего сынули.
-Сынок, у меня всё в порядке. Я собираю грибы, - у меня хватило сил спокойно, ровным голосом ответить сыну. После чего я беззвучно заревела белугой, выпуская из себя животный страх...

  Я до сих пор искренне благодарна загнанной лосихе, которая даровала мне жизнь, не прервав её ненароком в прыжке!
Да... Чего только не случается в лесу во время грибной охоты...

                ***

   Улепётывают года, испаряется время. Повзрослел сын, но всё так же, как и в юности, предпочитает ходить по грибы со мной. А я и рада этому.

   Как-то в начале осени заметила на улицах города людей в дождевиках, торгующих молоденькими опятами. Значит опять пошла волна опят. Одна — была ещё летом. На то опята и опята, что бы появляться опять и опять, причём одновременно во всех уголках Подмосковья.

   Вечером того же дня позвонил сын и велел собираться в поездку по грибы — опята пошли!

   В тот раз за опятами приехали на Куровской поворот: места там малолюдные, а грибов — немерено. Наполнить корзинки можно быстро, особо не утруждая себя походом по лесу в поисках опят. Проверено многолетней практикой.

   Вошли в лес. Ни единого опёнка! Попадаются подосиновики, подберёзовики, но опят — нет! Я ничего не понимала: может быть продавцы привезли опята из других регионов в Москву? А как же тогда сослуживцы сына? Обманули? Они ведь сказали, что ездили по грибы недалеко от Москвы.

   В поисках грибов и в решении этих вопросов прошёл не один час. В конце концов сын вышел ко мне с рюкзаком и корзиной заполненными опятами. Он очень удивился, что в моей корзине лежат всего на всего около двух десятков подосиновиков, столько же подберёзовиков и парочка белых...

   ...Сколько сотен, а может и тысяч километров протопано мною по лесным тропам-дорогам за всю мою жизнь? Не считано, не меряно, но до сих пор не перестаёт меня удивлять своими причудами и фокусами Батюшка Лес! С очередной своей причудой и познакомил меня лес в том походе по грибы...

-Мать, что же ты опят не нарезала? Тяжело таскать? Так я же помогу!
-Сынок, как я могу резать то, чего — НЕТ?!! Я сегодня не видела ни одного опёнка! Их — НЕТ!
-Мам, как же — нет, когда вот они! - сын кивнул на рюкзак и свою корзину, - хотя, - он призадумался, - а где ты ищешь опята?
   Я обиженно поджала губы, «надулась», нахмурилась и с обидой выпалила:
-Где, где, естественно — на деревьях, пнях, земле!
-Мамочка, не «дуйся» так сердито! В этот раз выросли не простые опята, а опята — экстрималы! - Сын указал рукой вверх.
 
   Проследив за его рукой, я невольно ахнула: буквально все деревья на высоте трёх-пяти метров были усеяны россыпью молоденьких опят! Точно — экстрималы! А я то, старая перечница, высматривала их на пенёчках и земле!
   Прикрепив ножик на длиннющую палку, я быстренько собрала урожай опят.
    Так что, господа-грибники, смотрите иногда в небо, отрывая свой взгляд от земли! Возможно щедрые подарки Батюшка Лес приготовил Вам высоко над землёй!


Рецензии
Галина, добрый день!
Продолжаю чтение Вашей грибной книги.

Очень Вы поэтично написали рассказ про опят. Их собирать - одно удовольствие. Уж если набредешь на старый пень или поваленное дерево, обросшие опятами, то зараз их можно нарезать целую корзину, а то и больше. Всё! Можно идти домой. Ужин с грибами обеспечен. Опята можно и жарить, и мариновать, и солить. Лично я предпочитаю соленые опята. Вкуснотища!

А в каком месяце Ваши соседи собирали замороженных опят. Дело в том, что у меня был случай, когда в ноябре, когда уже начались заморозки, я нашел большущий белый гриб.

Всего доброго!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   23.11.2017 15:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.