Что короче прямой

               
    Издавна человек, прокладывая себе дорогу из пункта А в пункт Б, выбирал наикратчайший путь, который казался ему наиболее приемлемым. Об этом же свидетельствовала и наука геометрия – прямая короче кривой. Человек шел пешком или двигался на другой мускульной тяге и продолжал считать прямой путь наиболее предпочтительным. Так продолжалось и с изобретением велосипеда, который существенно ускорил и облегчил передвижение человека даже с поклажей (теперь мы знаем, что трение качения весьма невелико, как и сопротивление воздуха при невысокой скорости).

     Ситуация постепенно стала меняться с появлением автомобиля. Скорость движения и поклажа многократно возросли. Мускулы уже не нужны. Отлично! И правда – что может быть лучше! В развитых странах появились автозаводы, потребовалось и горючее. Далее – того и другого нужно все более и более. Прекрасно! Пропаганда и реклама приложили немало сил, естественно в первую очередь ради возможности самим хорошо на этом заработать. Далее - потребовалась сеть широких автомобильных дорог. Для всего этого появилась необходимость в многомиллионной массе рабочих рук. Превосходно! Прибыли организаторов автотранспорта росли как на дрожжах. Богатели и нижестоящие посредники. Потребовалась масса обслуживающего и чиновничьего аппарата. Население потянулось в города, где замаячила красивая и почти дармовая жизнь. Достаточно только немножко покривляться самому или чуть-чуть покривить душой.

    Так начиналось то, что стало называться автомобильным бумом и урбанизацией населения. Вот тут и появилась массовая «кривизна» общественных интересов. Автомобиль стал выразителем престижа, благополучия, вальяжности и власти. Тогда стало понятно, что совсем не обязательно двигаться по прямой – в прямом и переносном смысле слова. На автомобиле сделать один-другой крюк – не проблема. Для многих вообще кривые пути стали более привлекательными. Вроде бы - абсурд, но факт - скорее обогатишься. Бездумно росло число автомобилей, бездумно менялись и жизненные приоритеты. Постепенно прояснилось - по прямой на авто в городе уже не проедешь: там - нет автодороги, там – она есть, но не в ту сторону (одностороннее движение), там – большие пробки, а там – нет надежной парковки. Вопрос - где короче проехать стал вопросом - как быстрее проехать. Хотя понятие «быстрее» тоже сильно видоизменилось. Казалось бы – на автомобиле быстрее, ан - не тут то было. Стало гораздо медленнее. Прямой путь пешком или на велосипеде – благая чушь. Лучше сесть в автомобиль и простоять в пробке или залезть в еще более энергозатратное и безвольное подземелье. А для олигархов это все выгодно – больше затрат – больше «бабла» прибудет. Вроде бы – опять абсурд, но, тем не менее – факт. Да и вообще программы абсурдов стали гораздо завлекательнее. Поэтому и жизнь в городе часто напоминает то ли предпраздничный балаган, то ли послепраздничное похмелье. Поменялся не только менталитет горожан, но и вся парадигма здравого смысла подверглась серьезной переоценке: понятия – что хорошо, а что - неподобающе плохо. Расплата за «кривизну» не только моралью, но и отравлением среды обитания, болезнями, ранним одряхлением и сегодняшними и грядущими войнами за обладание большими энергоресурсами.

    Поэтому со временем населению мегаполисов пребывание в городе стало не очень уютным и оно потянулось (те, кто имеет возможность) подальше, на лоно природы. Им даже дальняя дорога из-за города стала более прямой, чем ближняя, но кривая городская.
Население многих больших городов стало «спрямлять» пути - прокладывать велодорожки и пользоваться велосипедами в своих повседневных поездках, изменив пожирающему энергоресурсы транспорту. Не поздно ли? «Кривизна» уже успела сделать свое черное дело, исправить которое не просто. Это дело массового масштаба, а не одного города или страны. Изменения человеком окружающей Природы и климата носят сегодня уже глобальный характер.
     Еще вопрос - чем занять высвобождающееся от работ многочисленное население? Сокращать рабочий день с 8 до 5 часов с сохранением относительного заработка?


Рецензии