по докладу Президиуму Южного научного Центра РАН

За Дон гниловские станичники выступали всегда. Само возникновение здесь сперва стана, а затем и станицы обусловлено было необходимостью защиты ухвостья донской дельты от турок. Даже после создания в устье реки Темерник таможни, здесь, у истока Мёртвого Донца, стояла российская крепость – Донецкая.
Во времена начала колонизации Дона пращуры нынешних жителей станицы Гниловской топили в Темернике купеческие корабли. Можно было бы отнести это к простому разбою…. Если бы… Если бы не брали себе станичники никакого товару. Корабли топили. И плыл товар, плыл загубленный по Дону. Поэтому считаем это каким-то своеобразными акциями протеста…
Из-за столь неспокойного соседства в начале XIX века Чалтырско-Нахичеванским купцам пришлось платить за то, чтобы свой новый город атаман Платов построил подальше от мест их обитания. Так перешла донская столица из городка Черкасского не в Гниловскую, а подальше от Дона, в Бирючий Кут. Так контроль над Доном перешёл в руки ростовских купцов. Так изменилась судьба Дона. Из «Батюшки» и «кормильца» он всё более и более превращается в средство извлечения прибыли любой ценой.
Спустя столетие вновь пришлось обществу подниматься за Дон. В начале уже века XX-го Войсковому атаману пришлось разрешать спор между станичниками и Гирловым комитетом. Комитет (сообщество ростовских судовладельцев) бездумно, барыша собственного ради проводил углубление судового хода. Донские перекаты сдерживавшие свободное стекание воды, оставляя реку полноводной в большую часть года, на которых находились рыболовецкие тони уже тогда начали мешать судоходству. Впервые донская природа пошла на заклание золотому агнцу.
Мало того. Развивающемуся Ростову крайне мешали собственные жидкие отходы. Построенный «Генеральный канализационный коллектор» открыли в р. Темерник.
«…нечистоты со всего города спускаются в Темерник и Дон, загрязняют воду против станицы…, весь берег от устья Темерника и ниже по течению Дона на протяжении нескольких вёрст покрыт бурого цвета жидкостью, слой которой местами достигает двух аршин. Эта жидкость, издавая сильное зловоние заражает воздух во всей станице.» («Приазовский край» 1905г.)
Судебный процесс, где ответчиком выступало Ростовское-на-Дону городское управление, длился несколько лет.
В начале нынешнего века, опять возникла спорная ситуация! Гниловчан вынудили всем обществом встать на защиту донского рукава – Мёртвого Донца. Его за малым не отсекла от Дона причальная стенка. Пока отстояли.
Земля эта всегда была густо заселена. Право пользования Доном хоть и приходилось отстаивать кровью, но давало оно возможность достойной человеческой жизни. Войсковое Правление это понимало и с помощью Гниловской и Елизаветинской станиц поддерживало какой-никакой контроль над дельтой. До самого Советского времени находились эти Области Войска Донского станицы в окружении земель государственного подчинения (Азов, Ростов, Таганрог – города Екатеринославской губернии).
Современная община местных жителей сложилась в начале 90 годов XX-го века. Устав казачьего общества станицы Гниловской О.В.Д. зарегистрирован в 1993 году и действует на исторической территории (в юрте). А это Железнодорожный, Советский районы г. Ростова-на-Дону и Мясниковский район Ростовской области. Т.е. это общество является единственной организацией объединяющей и выражающей мнение жителей побережья Мёртвого Донца и части Дона. А это только в Мясниковском районе, в хуторах, не считая дачников и отдыхающих горожан, без малого, – 10 000 человек.
До начала нынешнего века Мёртвый Донец…. Так и хочется сказать – систематически, регулярно . ...Часто заполнялся фекальными водами из станции напорной канализации расположенной на ул. Всесоюзной. Почти каждую субботу в ночь отрывали вентиль…. Но, несмотря на регулярные потравы Мёртвый Донец слыл среди любителей как место рыбное. Это говорит о силе «иммунитета», который позволял экосистеме, с помощью Дона, родников и речек, восстанавливаться самостоятельно.
В июне 2002 г. прорвало дюкер в створе переулка Богачёва. Текло всё лето. В 2004-ом – городские власти говорили о том, что Мёртвый Донец спасут. В то же время и в газетах писали о решении Администрации области. Однако в 2006 году вновь «случился» сброс канализации и по М.Донцу поплыла мёртвая рыба.
В 2009-ом губернатор В.Ф. Чуб выделил 500 000 на изучение ситуации. Однако задача ученым Южного научного центра РАН («Изучение процессов формирования донных отложений р.Мёртвый донец на участке между балками Кульбакина и Рябинина и прохода рыбы на нерест») была поставлена так, чтобы запрограммировать результат.
Ведь Г.И.Скрипка (Госкомприрода правительства РО) говорит о вреде «улучшения экологического состояния р. Мёртвый Донец». А именно:
«- предварительное обследование р.Мёртвый донец показало, что общий объём донных отложений в русле реки составляет 5,0 млн. м3. Стоимость руслоочистительных работ при этом составляет не менее 1,5 млрд. руб.
- … расчистка Мёртвого Донца не повлияет на увеличение общего количества производителей, заходящих на нерест в водоёмы Нижнего Дона…. В связи с этим рыбохозяйственный эффект от проведения данного мероприятия … весьма сомнительный.
- Помимо того, проведение дноуглубительных работ на исследуемом участке реки может привести к нарушению режима поступления наносов и существенной трансформации русла.
- Кроме того, для минимизации вредных последствий от дноуглубительных работ они должны проводиться с максимальной осторожностью и сопровождаться комплексом дополнительных агротехнических, лесомелиоративных и водохозяйственных мероприятий, включающих закрепление склонов и укрепление берегов, устройство систем водозадерживающих валов и водонаправляющих сооружений, способствующих задержанию твёрдого стока.
- … вопрос возможности улучшения экологического состояния русла р. Мёртвый Донец решено рассмотреть после наступления более благоприятной экономической обстановки, предусмотрев при разработке проекта по расчистке реки выполнение комплекса дополнительных мероприятий, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в указанной выше работе» (говорится об исследовании ЮНЦ РАН).
В выводах исследования действительно содержатся слова, взятые областным Правительством (Госкомприродой) для ответов. Однако смысл там иной.
Исследователи сто метров не дошли до основной причины болезни Мёртвого Донца – мыса и затопленной баржи в районе Западного моста.
Труднодоступной оказалась и причина отложения грунта в устье балки Кульбакина. В ста метрах от донецкого берега, в самом начале ул. Всесоюзной размывается дорожная насыпь. Не работает ливневая канализация. А воды там собирается! – машины в ливень чуть ли не тонут. Идёт эта вода через бордюр и, размывая насыпь, откладывает её в Донце.
К сожалению, место это находится на меже двух районов. То, что районные дирекции дорог не дадут насыпи стечь полностью в М. Донец – это вероятно. Ведь под угрозой федеральная автотрасса М-4. А вот, ситуацию в в другой балке - Рябинина, начали в текущем году брать под контроль. Там начала работать техника, вынимая ранее сваленный сюда грунт.
Зимой 2010-11 годов балка Рябинина была полностью заблокирована грунтом из котлованов точечной застройки. Здесь протекает ручей, питаемый родниками расположенными у областной больницы и рынка Фортуна. Здесь же расположены садовые участки, владельцы которых подняли тревогу при их затоплении.
1 марта т.г. состоялся таки координационный Совет при Губернаторе РО, на котором Администрации города Ростова было рекомендовано к 13 году разработать, а к 14-му реализовать планы по наведению порядка в балках Кульбакина и Рябинина.
Правление станицы Гниловской получило обращения жителей ул. Нижне-Железнодорожный проезд, членов лодочного кооператива «Аврал» и Азово-Донского яхт клуба (я/к «Аврал»). В результате дноуглубительных работ у правого берега Дона в районе Нижне-Гниловского рейда образовалась огромная, в 10 га, коса.
От этого условия жизни людей проживающих в этом районе не улучшились. Напротив – поскольку вновь отсыпанную территорию никто не контролирует, она стала прибежищем деклассированных элементов, гоночной трассой на джипах и мотоциклах, свалкой. Родники стекающие с крутого берега образовали здесь озёра, быстро заросшие тростником и загнившие.
Жители и дирекция яхт клуба обращались в различные инстанции. На некоторые письма получены ответы. В них говорится о законности и доброкачественности искусственной косы. Департамент Росприроднадзора по ЮФО пытается убедить в том, что поднятым со дна песком можно укрепить берег. В том, что организовалось прекрасное место для купания и, что изменить ситуацию всё равно не удастся (потому что приоритетом здесь является судоходство и его безопасность). Говорят и о том, что проведены исследования. Согласно им грунт, поднимаемый земснарядом, ложится на дно всего через 20 м. Из этого якобы следует, что никакого вреда реке дноуглубительные работы не приносят.
Однако, за последние три года, когда на рейде велись интенсивные работы, акватория лодочной стоянки кардинально изменилась в худшую сторону. Под угрозой существование одного из старейших в России яхт клубов. Ниже в створе переулков 3-го Поселкового и Аэродромного, где ранее был чистый от ила и камыша, полого, глинисто-каменного берега – теперь появилась грязь. За мостом, за затопленной баржей, перед истоком Мёртвого Донца, за эти же три года отмель передвинулась к фарватеру на добрых 15%. Этим ещё более отрезав донской рукав от живительной донской струи.
Говорят, что сведений о том, куда девался грунт до того, как акватория перешла в юрисдикцию Ростовского-на-Дону филиала ФГУП Росморпорт якобы не имеется. А вот по  свидетельству местных жителей до 2009 года работы проводились ковшовыми землечерпалками. Грунт вывозился ниже по течению шаландами.
На купание ниже устья Темерника уже многие и многие десятилетия действует запрет Роспотребнадзора. «Холера».
А говорить про укрепление песком берега состоящего из глины и ракушечника…. Тем более в широком месте, на перекате…. Создаётся впечатление, что сегодня природоохранные ведомства служат не природе…, а являются окном выдачи оплаченных разрешений и обоснованию оплаты нанесённоо природе вреда.
ФГУП Росморпорт, куда обратилось станичное Правление за разъяснениями, дало возможность ознакомиться с впервые разработанным Проектом дноуглубительных работ на акватории от Аксая до Таганрога. О положении на Нижнее-Гниловском рейде рассказала зам. директора по дноуглению Н.И. Гордиевская:
- «По имеющейся документации объём дноуглубительных работ на Нижнее-Гниловском рейде с 2004 года составил порядка 350 тыс. м3. Работы проводил АДГБУВПиС…. В 2013 году, согласно проекта, объём дноуглубления составит 42 700 м3….
Агентство морского и речного транспорта поставило задачу об увеличении площади рейдов Ростовского порта – соответственно объём дноуглубительных работ будет увеличиваться».(Исх.№04 от 20.01.2012 г.)
В предоставленном проекте нашёлся План акватории с обозначением мест подъёма грунта и его свала. Свал грунта предполагается в урезе воды. По состоянию на май месяц 2011 года, когда начинался новый сезон работы, урез воды отодвинулся от исходного уровня на добрых 120 м. Несмотря на это грунт продолжали лить в урез…. Дело дошло до того, что земснаряд работал в 50 метрах от сопла пульпопровода. Т.е. сливал грунт себе под корму. По вмешательству общественности работы были тут же прекращены.
Изменения в русле р. Дон начались со строительства Западного объездного моста. Первым делом в створе моста были отсыпаны встречные, с левого и правого берега, мысы. Выше по течению от моста следствием отсыпки мыса с левого берега стало сужение русла на 200-300 м. и ликвидация протоки на месте нынешнего Универсального порта.
Ниже моста ширина Дона пару лет назад ещё составляла порядка 700 м, вместо прежних 900-1000м. Теперь же сузилась ещё на 200-250 м. Здесь тоже был остров – Бугорки. При подготовке строительства грузового терминала Новошахтинского НПЗ местным жителям рассказали, что протока за островом останется. На деле же строители пошли по пути экономии и поднятый с акватории терминала грунт свалили рядом, наглухо перекрыв протоку. Так исчезло ещё одно место, где гнездились утки, краснокнижная цапля, нерестилась и нагуливалась рыба.
Правобережный мыс привёл к более серьёзным последствиям. Он и затонувшая в скором после сдачи в эксплуатацию моста времени баржа-водак отвернули стремящуюся в Мёртвый Донец струю донского течения. Что стало главной причиной его нынешнего состояния.
Нет никакого желания прогнозировать будущее Дона и его дельты. Тем более что никого не удивишь мрачными пейзажами технической цивилизации. Да и можно  это всё увидеть прямо сейчас, вживую…. Правда, в миниатюре.
Ростов-на-Дону, СевероЗападная промзона.Балка Сухо-Чалтырская бассейна Мёртвого Донца.
Здесь берёт начало один из ручьёв, дающих свою силу самовосстановлению экосистемы. Сейчас это соус из множества химических веществ, отходы производств, смытые поверхностными водами со дворов не одной сотни предприятий. Вода желеобразной консистенции. Запах явно химический. Всюду на побережье балки виднеются останки былой канализационной системы: люки трубопроводов, переливные бассейны, специальные строения.
Четверть века не работает насосная станция канализации, которая должна перекачивать ливневые и сточные воды предприятий С.-Западной промзоны в городскую систему канализации. Украдены около 300 м труб большого диаметра. Донской земле, занимаемой городом Ростов-на-Дону, четверть века не могут найти ответственного хозяина!
100 лет нет хозяина Дону…. Сегодня люди всё чаще и чаще вспоминают то, что говорили деды на Гниловской во время строительства Цымлянской плотины: - «Конец Дону подходит». Молодёжь радовалась прогрессу, а деды предрекали гибель.
В 1988 году журнал «Дон» опубликовал статью «Азово-Донской бассейн: пора возрождения» Ю.А. Домбровского, лауреата Государственной премии СССР, профессора РГУ и преподавателя Волгодонского филиала НПИ Н.Лукьянова. В ней изложены результаты строительства и эксплуатации Цымлянской плотины и ГЭС, эффективность использования воды рукотворного моря и … расчеты вреда от всего этого природе Дона, экономике России.
За прошедшие, после публикации годы изменения произошли только в худшую сторону. Не смотря на то, что Ростов-на-Дону является научным центром юга России.
Ежегодно ученые ЮФУ проводят исследования. Только вот задание у них тоже….«Углубление фарватера и спрямления русла».
Озадачены также ростовские учёные тем, что ниже Кочетовской плотины не хватает глубины для прохода полностью загруженных танкеров. И, по заказу небольшого круга частников-судовладельцев, разрабатывают проект Багаевской плотины, двукратного расширения и углубления морского канала к порту Азов. К чему это приведёт?
Рыбоводы, учёные АзНИИРХа, работники Управления Росрыболовства доказали властям необходимость ежегодного затопления дельты Дона для восстановления естественного нереста рыбы. Доказали, но в ответ получили решение о дополнительном зарегулировании донского стока Багаевской плотиной. А главным противником весеннего половодья является собственник Цымлянской плотины – Лукойл. Его владельцам необходимо лишь провести свои танкеры.
Организованное сообщество судовладельцев, приводя в пример свои мифические «убытки» (убытки и недополученная выгода—разные вещи), помещая на чашу предполагаемые налоговые выплаты, склоняют государство в сторону превращения реки Дон в зарегулированный судоходный канал. Здесь не будет места ни отдыху, ни спорту, ни рыбе, ни тем более, рядовому гражданину России с его кайкой или «казанкой"


Рецензии