Точка посреди мнимой шизофрении

из цикла "Разговоры с зеркалом". Часть 1.

***
Предэпиграф:
Познание - это просто очень глубокий взгляд.

Слова слепого философа

***
Эпиграф:
 Ляг и посмотри на небо. А теперь потрать всю свою жизнь на его изучение: попробуй уловить все его оттенки, запомнить все формы облаков, летай с птицами, познакомься с каждой звездой, молись луне и солнцу, и тогда ты познаешь бесконечность, свободу, полет и красоту в бестелесности.
Но ты можешь оторвать взгляд от небес и взойти на гору.
Встань на вершине и посмотрю на землю. А теперь потрать всю жизнь на то, чтобы ее целиком охватить: начерти рельефы всех хребтов, дотронься до каждой травинки, врасти в дерево, по крупице собери всю соль земли, и тогда ты познаешь твердость, волю, силу и красоту в жизни.
Если же ты, отвернувшись от неба, отказываешься и от земли, то спускайся с вершин на водный берег.
Сядь на прибрежный камень и смотри на бег воды. А теперь потрать всю жизнь на впитывание неисчерпаемых водных богатств: проплыви все реки, измерь глубину самых темных морских провалов, ощути каждую каплю дождя и росы на своей коже, пересчитай все волны, обратись туманом и тысячью снежинок, и ты познаешь как силу и мощь, так милосердие и покой, как красоту в движении, так и в неподвижности.
Для тех, кто отказался от всего этого познания есть еще один немыслимый путь.
Приди домой и посмотри в зеркало. А теперь, еще не познав себя, познай каждую человеческую душу: узнай все человеческие мысли, услышь каждую мелодию, звучащую в людских сердцах и головах, прочувствуй каждое человеческое ощущение, и ты познаешь Единого Человека, равному которого нет.
Ну вот, много путей, много познаний...  А теперь представь, что ты познаешь, если вдруг увидишь (только увидишь - никакого изучения, анализа, да и вообще работы мысли) все то, что я перечислял раньше, сразу, в один миг. Все эти облака, звезды, горы, леса, равнины, моря, реки, снега и души. Просто увидишь, не зная тех истин, которые открылись бы тебе, выбери ты один из предыдущих путей, не осознавая частичного смысла всего увиденного, а осознав целый смысл - вот это будет реальное Познание, которое человеку недоступно и которое выше любой отличной  от данной частичной истины, добытой любым другим невероятно тяжким путем, которому все равно не сравниться с этим одним всеобъемлющим взглядом, дарующим великое голубиное знание. Тогда ты действительно Все Познаешь.

Отрывок из поучения неизвестного странника «О четырех путях и одном взгляде»

***


Тихо и как-то..  мягко все было. Наверное, сказывался прошедший знойный день, который к вечеру  успел испепелить все острые углы и выступы, даже в колючем серо-буром городе. На фоне обожженных стен и оплавленных окон усеченные, загнанные в бульварные кольца деревья могли бы показаться беженцами, приютившимися в чужом, негостеприимном жилище, но чувствовалось наступление спасительного времени суток, когда лучи света охлаждались и становились живительно-теплыми, лишившись поддержки своего сияющего, всеобъемлющего и безжалостного родителя. Жизнь просыпалась. Только теперь в затихающем шуме людской беготни она начинала осторожно и неторопливо разворачиваться во всю свою ширь, наполняя каждый оттенок цвета и каждый звук новыми смыслами и выделяя их из общего грязного городского калейдоскопа, состыковывая в совершенно иной чудесный и прекрасный закатный витраж.
Было тепло, но из одного распахнутого окна сквозили почти ощущаемым холодком чьи-то мысли и тишина, окутавшая их. Внутри было довольно светло, но с улицы казалось, что в этом окне ночь уже наступила и даже вытеснила запаздывающих солнечных зайчиков, которым очень не хотелось куда-то уходить от обжитых и нагретых за день мест. Но интересы каких-то зайце-бликов не интересовали ни темноту, опутавшую комнату, ни человека, который сидел за небольшим столом напротив окна и смотрел в пыльное, старое, но ничем не примечательное зеркало. Точнее говоря, смотрел он куда-то глубже, проникая взглядом в серебряную поверхность, не задерживаясь на отпечатавшемся отражении.. и губы его беззвучно шевелились. Но вот как-то отчетливо громко прогудел очередной автомобиль и этим гудком разорвал паутину тишины, вырывая первые слова, а за ними еще и еще в теплоту за окном, где они растворялись в нитях солнечных пылинок и дымчатой розоватой акварели оседающего вечернего покоя…:

‘ "В начале было Слово..." ну скажи - вот какое слово могло быть в начале? Хотя.. это смотря в каком начале. Ведь реально Слово могло быть только в начале того пути, который я теперь назову истинным, ну а кто-то называет просто глупым. Но, во всяком случае, именно в начале этого многотысячелетнего и субъективно человеческого пути обретения и осмысления человечества сквозь призму веры уже была та плоскость человеческого влияния, в которой осмысленно могло существовать слово. И было уже множество других плоскостей, которые причудливо изгибаются и пересекаются, создавая для человека его мир, неподвластный первозданному и мудрому хаосу природного естества. В этих плоскостях слово существует и оно самооправданно, но стоит ему только перейти из планиметрической категории духа в стереометрическую, как слово тут же испаряется и теряет не просто смысл, но даже минимальную духовную основу. Поэтому в начале, когда существовало несуществование, которое начисто разрушает любые наши пресловутые плоскости, стоит лишь приблизиться к такому пониманию сути Пустоты, поэтому Слова в начале быть не могло. Но что же тогда?
Так вот мне лично хотелось бы сказать так (может эта мысль и не нова, но я произвел ее из себя, а не из внешнего материала): "В начале была Точка".  Да-да, именно точка. Но ты (да или кто бы то ни было другой, неважно кто) можешь мне обывательски возразить, что точка это лишь частицы пишущего материала, соединившиеся с поверхностью и образующие форму, подобие круга, а слово - это величина духовная и никак не физическая. Да и вообще плевать на плоскости и на эту твою геометрию.
Поэтому сразу скажу, что моя Точка не чета твоим кляксам и следам графита на бумаге. Моя точка иная.
Как же тебе объяснить, что она из себя представляет…
Когда говорят о начале, о том самом начале, когда не было ничего, кроме того Слова, то лично я, в персонификации на плоскость человеческую и на плоскости моего сознания, представляю чистый лист, так как не могу представить Ничего в полном смысле этого слова. Естественно, что это представление не верно, так как чистый лист, или хотя бы просто белый свет - это уже Что-то, но ведь и любое другое представление будет не верно, так что мне придется воспользоваться подобным метафорическим образом. Да и что еще можно представить, когда задумываешься о бесконечности вселенной и о том, что же находится за конечным и доступном для человека ее краем.. но не суть.
Итак, белый лист. А на нем Точка. И вот представь себе, что эта Точка меньше всего того, что есть в мире и что ты можешь представить - куда там атомам, электронам, бозонам и кваркам до нее. И теперь представь себе, что вся вселенная, вся ее бесконечность свернута до этих.. это даже нельзя назвать размером, это – несостояние, так как любое материальное состояние не сможет вместить в себя весь Божественный смысл, которой вмещает сия предначальная Точка. Так вот вся бесконечная вселенная, все бесконечные варианты возможных реальностей и состояний, все время, все пространство, вообще Все свернуто до такого несостояния, до этой Точки, при этом не существуя и только лишь замышляясь. И вокруг пустота, которая не ощущается, в которой нет пространства, нет света, нет звука, нет ничего, что составляет наш мир, а все оно собрано, сконцентрировано в одну квинтэссенцию Бытия - в эту Точку. И она настолько самобытна, что всей своей насыщенностью, всей невозможностью своего существования имеет право быть самоосознанной. И это, в моем понимании, Бог в его настоящем проявлении.
И все мы, все, что окружает нас,.. в конце концов ты и я - все это части одной Точки, части Бога, которые волей той самой начальной его сущности имеют возможность быть реализованными как нечто представляющееся независимым и самостоятельным, но при этом оставаясь лишь пылинкой, которая оторвалась от Начала и которая, уже изменившись во внешнем мире, также представляющим собой пылинку начальной сущности но иного, более широкого вектора, вернется к Концу, который и является тем же самым Началом. Но вернувшись она, эта пылинка, уже будет иной и тем самым самую малость преобразит свой бывший исток. И таким образом Начало, ставшее Концом, опять будет Началом, но уже новым и измененным..  надеюсь, что к лучшему. Но при этом нельзя забывать об одном важном законе - Законе сохранения. Сколько было в одном Начале, столько будет и в другом. Как был Бог, так он и останется. Однако претерпит изменения самая минимальная часть той Точки, которая стала материей и прошла сквозь Испытание существованием и тем самым осуществила процесс изменения единой материи волей пусть и малой, но зато уникально самоосознанной материальной части.
А Бог.. я думаю, что это самая великая Божественная жертва - отдать часть себя на создание Жизни, в том числе и людей, которые обладают наиболее развитой способностью к изменению и искажению Божественного внутри и вокруг себя. И затем принести еще одну, уже более близкую материи и человечеству, жертву во имя определения для мира человека, а значит и мира Бога, истинных векторов развития, при возможности независимого духовного выбора в условиях материальной зависимости.  Великий риск и великий дар! А как изменять, зависит только от нас…

Но что-то мы заговорились… Уже темно и я не вижу тебя.. или себя. Хотя.. какая разница – ты, я, она, он – все мы едины, только не можем этого осознать.… Но надо прощаться, однако я думаю, что мы еще пообщаемся, так ведь?..
Но как же безумно интересно, а что же все-таки было в начале?!.’

... и в сиропе загустевающего сумрака, разбавленного кое-где рубиновыми, а кое-где еще пшенично-золотистыми стрелами заходящего солнца из окна 3 этажа на широкую улицу уже оживающих огней рассыпался глупый, грустный, расплывчатый, но при этом невероятно теплый замшевый смех и утонул в кронах замученных городом и жарой тополей.

29.07.2012 - 06.09.2012


Рецензии