Невротическая пружина и творческий рост личности

Опасность невротической пружины для творческого роста личности. Локиев А.А. // Акмеология. Научно-практический журнал. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда Российского психологического общества 16 февраля 2012 г. - М.: Международная академия акмеологических наук, 2012. - С. 68 - 69.


Опасность невротической пружины для творческого роста личности
Локиев А. А.
(Санкт-Петербург)
The danger neurotic mainsprings for creative personal growth
Lokiev A.A.


           Утверждение, что творческий талант это «Божественный дар» (в импозантном варианте «дьявольский») слышали практически все, кто сколько-нибудь интересовался средой искусства. Казалось бы определив себя “членом” целевой (в нашем случае литературно-поэтической) исторической трансцендентной группы, куда условно входят все поэты от Гомера до современных, личности нет надобности как-либо ещё обосновывать своё творческое направление. Однако, многим авторам хочется быть причастными к чему-то большему. С точки зрения психоаналитических концепций причины этого могут быть в следующем: 1. Преодоление комплекса неполноценности – «божественный» дар не нуждается в критике, в случае с комплексом превосходства не терпит её. 2. Психологическая защита методом рационализации/интеллектуализации – асоциальное поведение творческих людей представляется как потребность их мятущейся души. 3. Преодоление невротической тревожности на уровне общения внутри группы посредством ощущения принадлежности себя к чему-то «выше» этой группы. Возможны и другие причины.
           Однако, изначально многие из подобных причин могут стать отправной точкой для начала творческой деятельности индивида.
           Наличие комплексов может послужить мотивом для гиперкомпенсации в какой-либо творческой деятельности, к которой у человека есть способности. Преодоление тревожности в общении с другими членами группы (участниками ЛИТО), не всегда корректными людьми, послужит желанием подняться на уровень исторических персон (идеалов).
Однако, если творческая деятельность не становится самоцелью, а остаётся проявлением невротических качеств, рост останавливается и начинается регрессия. В этом и заключается механизм пружины: толчок и последующее сжатие. Происходит это вследствие следующей причины: комплекс неполноценности перейдёт в комплекс превосходства и исключит возможность развития. Это же сделает любая постановка себя выше всех современных участников группы, когда их советы по совершенствованию творческой деятельности просто перестанут восприниматься.
           Для того чтобы лучше понять работу механизма такой пружины, следует рассмотреть её в ракурсе иерархии потребностей А.Г. Маслоу. Изначально потребность в принадлежности к творческой группе может рассматриваться как предпосылка для личностного роста. Но если единственным мотивационным фактором для деятельности является невроз, то потребность в принадлежности будет направлена на обеспечение потребности в безопасности, защиты от тревожности (например через самооправдание), причиной которой могут быть не объективные факторы, а, например, страх перед неудачей, как это описывает К. Хорни. Невроз выступает как диффузия удовлетворения потребностей: третья ступень потребностей приводит индивида не к высшим потребностям, а лишь к мифам с ними связанными, и через это возвращает ко второй – к потребности в безопасности. Невроз как устойчивая психическая структура стремится остаться стабильным, в то время как реальный творческий рост, самоактуализация разрушат его.  Поэтому Маслоу называл невротичных личностей «недовочеловеченными», т.е. не удовлетворившими все уровни потребностей. В этом кроется причина остановки в развитии многих молодых многообещающих литераторов.
          Таким образом одно  из направлений психокорекционной работы с творческими людьми должно быть направлено на устранение мистико-мифической зависимости, благодаря чему индивид сможет сосредоточиться на творческом росте, избавившись от регресса эффекта пружины.


Рецензии