Армия. Продолжение

Прошло столько лет, а в памяти до сих пор остались нестертые эпизоды и события минувших лет. Армия оставила очень неизгладимый отпечаток, возвращая во снах в тот промежуток времени, когда служить пришлось на стыке политического коллапса.

...Наш взвод постепенно наполнял штатное расписание, тем самым превращаясь в боевую единицу. Старослужащие находились в наряде, и за нами изредка наблюдала пара сержантов, оставленных в подразделении по болезни. Но так было до поры до времени...Как-то под вечер двери в казарме распахнулись и шумно галдя, в подразделение ввалились, и именно вальяжно ввалились, деды:
-Вешайтесь духи,-и в кубрик стали входить старослужащие, при этом бесцеремонно садясь на идеально заправленные кровати и побросав автоматы, пока у оружейной комнаты столпилась толпа желающих сдать оружие.
Новобранцы съёжились от неизвестности продолжения событий.
-Так,- протяжно сказал один из дедов,- строиться в кубрике.
-Быстро строиться молодые,- повторил команду его одногодок.

Мы неуклюже построились в шеренгу, не ожидая ничего хорошего от таких команд.
Деды вальяжно расположились на кроватях, при этом кто-то просто сидел, а кто-то лежал, чувствуя себя хозяином положения.
-Равнясь…Я сказал «Равняйсь», Смирно…- скороговоркой сказал один из них.
Когда команда была выполнена, и был установлен иерархический порядок, при этом каждый понял своё положение. (Собаководы со стажем прекрасно поняли о чём я сказал…).
-Вольно,- была подана разрешающая команда ослабить натянутость всех жил и мышц.
-Ну сынки…рассказывайте о себе, чем на гражданке занимались, сколько баб испортили- и на нас устремились ехидные улыбки старослужащих.
Мы непонимающе просто стояли, не зная с чего начать.
-Давай ты,- и на первого в шеренге указали пальцем.
-Да я вроде ничем таким не занимался,- и парень стеснительно замолчал.
-Ну ладно, следующий…

Из всех нас, а это примерно человек двенадцать, кто-то хипповал, кто-то гонял на мотоциклах, и ещё и ещё много разных ответов.
С пугающей неизбежностью очередь приближалась ко мне, стоящему почти что в конце шеренги…Из всего перечисленного я вроде ничем не занимался, и просто не знал что ответить. Только если это сказать….
Ещё перед армией увлёкся радиоэлектроникой, паял и собирал несложные схемы, и почти последние полгода провёл за задней стенкой советского шедевра телевизоростроения типа «Горизонта». За это время выучил практически наизусть все подстроечные резисторы- какой за что отвечает, характерные неисправности…

-Ты…-вывели меня из воспоминаний,- чем ты боец занимался на гражданке?
-Так вроде ничем, только если немного с паяльником экспериментировал…
Услышав ответ, деды напряглись и, боясь спугнуть удачу, задали очередной вопрос:
-А телевизор сможешь починить?
-Ну, смотря какой и что с ним,- неуверенно ответил я.
Прервав на мне социологический опрос времяпровождения перед армией, меня подвели к стоящему в одном из углов казармы телевизору, сиротливо стоящему на какой-то тумбочке и покрытому слоем пыли. Подойдя поближе, я лицезрел знакомые очертания- перед мной был точно такой же телевизор, как у нас дома.
-Сможешь в него жизнь вдохнуть? А то последние полгода он не показывает?- уже без гонора и почти на равных спросил меня старшина.
-Паяльник найдём?- буднично, словно у клиента при ремонте телевизора задал я вопрос.
-Секунду..-Эй, боец,- и старшина резко остановил солдатика, проходящего мимо нас,- срочно найди дежурного по роте и скажи, чтобы через минуту здесь был паяльник.

Тем временем я снял заднюю крышку с телевизора, и осмотрел предполагаемое поле битвы. То тут, то там заметил вмешательства во внутреннюю жизнь телевизора служивших до меня. Сразу обратил внимание на характерную болезнь этого телевизора- от нагрева постоянно отходила лампа 6П45С. Здесь было тоже самое.
Принесённый паяльник уже разогрелся и от жала медленно устремилась ввысь дымка канифоли.
Всё это я делал под взглядом сто двадцати рыл, сидящих в центральном проходе на табуретках и подшивающих подворотнички.
Когда последние мероприятия ремонта были закончены, на кону стоял только один вопрос: пан или пропал…

Подошедшие сержанты с интересом наблюдали за моими телодвижениями и ждали развязки. Как Королёв при запуске ракеты, я медленно вставил вилку в розетку. В казарме было слышно как пролетала муха- все затаили дыхание. Если всё получится- это практически выход в открытый космос, это потоки информации из свободной жизни…
С волнением нажимаю на включатель телевизора, при этом замечаю накаливание ламп, и спустя секунды раздалось характерное бормотание. Появилась и картинка… Кто служил, тот поймёт всю прелесть от работающего аппарата.
-Ну, ты молоток, не мог раньше в армию попасть, мы блин полгода уже без телевизора…- сказал один из сержантов.

После включения телевизора и получения устойчивой работоспособности, мой авторитет устремился до потолка, пробил его и шлейфом ушёл куда-то в просторы космоса…
После этого события служба резко изменилась, вернее отношение ко мне как к персоне, и отныне уже никто из сержантов не мог даже помыслить о грубости в мой адрес. )))
А радиолюбительство ещё несколько раз пригодилось при службе…

В один из дней ко мне обратился (каламбур какой-то, обычно солдаты обращаются к офицерам), капитан второго взвода Политов.
-Ты говорят в электронике разбираешься?
-Ну, так, маленько,- пожал я плечами.
Мы ещё немного пообщались, и можно было считать тему исчерпанной. Но однажды на разводе, когда на плацу был построен полк для проверки и подготовки к приезду Горбачёва, к нашему взводному, лейтенанту Миронову подошёл Политов.
Они о чём-то переговаривались, и я краем уха уловил, что речь идёт обо мне. По разговору было видно, что моему командиру взвода льстило, что у него во взводе есть такой специалист.

-Он сможет мне бегущие огни собрать?- заискивающе спрашивал Политов.
-Он?,- и взводный хитро посмотрел в мою сторону,- да он спутниковые антенны как два пальца об асфальт мастерит,- не моргнув глазом, ответил Миронов.
Политов подошёл ко мне, и жестом показал выйти из строя. Задворками мы улизнули из общего построения и направились на проходную, а армии это называется КПП.
-Понимаешь, скоро новый год, и хочется иллюминации,- объяснял он на ходу свой план.
Военный городок находился за КПП, и буквально через пять минут мы были у него дома. Капитан жил в тесной общаге. Ещё тогда я обратил внимание на бытовые условия жизни военных. Но, тем не менее, в комнате было опрятно и уютно.
Политов открыл шкаф и достал пакет, из которого высыпал на стол россыпь ширпотребных радиодеталей.

-Вот,- сказал он,- чем богаты…
-У меня и журналы есть,- и достал подшивку журнала «Радио».
После примерно двух месяцев службы попасть снова в домашнюю обстановку было шиком мечтаний. Здесь не было сержантов, старшины, военной суматохи. Обстановка приятно расслабляла. Политов услужливо поставил пластинку (смешно сейчас об этом вспоминать) в граммофон и по комнате зазвучал шлягер того периода.
-Завидуя я тебе,- признался он,- ты в электронике разбираешься, а я так и не смог постичь этой науки. У меня отец тоже иногда паял, интересно было….-Ну как? Соберёшь мне бегущие огни?

-Посмотрим,- уклончиво ответил я, рассматривая кучку деталей, сиротливо лежащих на столе, и соображая, что из этого супого набора можно сварганить.
-Короче, я сейчас убегаю…Слушай музыку, можешь чаю попить,- и Политов принёс большую вазу с шоколадными конфетами, которые я видел перед армией только по большим праздникам.
-Когда всё сделаешь, дверь закроешь и возвращайся в роту,- и хлопнув дверью, капитан ушёл.
Из груди вырвался вздох облегчения- как всё таки хорошо дома, хотя бы у других. Развернул конфету, и незамедлительно отправил на дегустацию. После армейской столовой, когда кроме каши рецепторы на языке уже полностью атрофировались, снова пришло понимание вкуса.

Полистав журналы, как обычно в последних номерах перед новым годом, обнаружил простенькие схемы бегущих огней. Через полчаса всё было готово. Три лампочки, имитирующие будущую гирлянду, весело перемигивались, и можно было регулировать частоту их вспышек и период. Уходить не хотелось, поэтому решил пройтись на кухню и приготовить чаю. Но к моему ужасу, вместо электрической плиты, на кухне стояла газовая. Для меня она была в диковинку, и экспериментировать не хотелось. И тут-то я заметил его. На кухонном столе стоял красавец торт. Он просто манил и не отпускал. Соблазн был велик- хотелось попробовать малюсенький кусочек, самую малость. Перешагнув через условности, я открыл крышку упаковки и ножом отрезал кусочек торта. Отправив его в рот, получил удовольствие от съеденного. Это было божественно. Вернулся в комнату, поставил другую пластинку, и уселся в кресло. Однако долго сидеть не смог, меня снова манил он, этот кулинарный деликатес. Отрезал ещё кусочек, потом ещё, и ещё…Когда желудок приятно урчал, как довольная кошка, до меня дошёл весь ужас моего нравственного падения. От былого величия, в коробке лежали только крошки торта. Если было бы следствие, то смягчающим обстоятельством зафиксировали бы аффектное состояние объвиняемого.)))
Когда время «Ч» возвращения в часть приблизилось, я вышел из квартиры и быстро вернулся в расположение. С собой взял конфеты, которыми поделился с друзьями. На немой вопрос наличия у меня сладкого, я уклончиво поведал о посещении офицерского общежития…
Как ни странно- капитан Политов ни как не отреагировал на досадный инцидент с моей стороны. Наоборот, спустя время он как-то сделал мне предложение поговорить с начальником роты связи и перевести меня туда. Я же в силу своего бараньего упрямства тупо отказался от хорошего предложения...

Пропуская довольно большой период службы в учебном подразделении по подготовке славных бойцов воздушно-десантных войск в далёкой сейчас Литве, мы плавно переносимся в не менее красочные места прохождения дальнейшей службы, в солнечную Молдавию. В июне месяце, после сдачи выпускных экзаменов и получив синие корочки механиков-водителей БМД третьего класса, волею судьбы ваш покорный слуга оказался в столице республики молдаван, в Кишинёве. Часть находилась на улице с историческим названием в честь панфиловцев, геройски сражавшихся в годы войны. Сразу же новое пополнение было размещено по ротам, поставлено на довольствие. Парк боевой техники находился через дорогу, и тоже был в центре города. Парковая зона была разбита на боевую, учебную зону; склад ГСМ и прочие атрибуты хозяйства.

В один из дней всех новеньких механиков-водителей рот привели для закрепления за своим агрегатом. Открыв большущие ворота ангара, нашему взору предстали готовые к любой битве БМД-ешки. Покрашенные в тёмно-зелёный цвет, и обведённые по кантику белой краской, боевые машины десанта демонстрировали мощь и удаль. Машины были закреплены за водителями согласно штатного расписания. Мне досталась с таким сейчас родным номером 347. Будущие владельцы тяжёлой техники с удовольствием разбрелись по боксу, и каждый знакомился со своей машиной, проверяя ЗИП и прочие мелочи.

Перед зимой, а про это сейчас тоже смешно писать, поскольку последние пять лет перед нами снега практически не было, была поставлена задача обучить механиков-водителей запускать подогреватель, установленного штатно и на которого была возложена задача по разогреву двигателя в трескучие молдавские морозы.)))
Задача обычная и можно сказать рутинная. Сам процесс до безобразия прост: заскакиваем в открытый люк на место механика, нажимаем на кнопку накала свечи, выжидаем время на её разогрев, и подаём кнопкой распылённое горючее. В результате получается типа факела, который бьёт вниз и разносит долгожданное тепло по днищу машины. Через несколько занятий урок практическим выучен, и более менее можно ожидать, что в случаи войны техника будет запущена и выведена на исходные рубежи.

Служба моя проходила в знаменитой Пьяной дивизии, да и ещё в королевском полку, но об этом в следующий раз. В один из дней мы узнаём что к нам приезжает московская военная инспекция с целью проверки быта, службы и самое главное- боевой и военной подготовки.
В день «Х» механиков-водителей по команде приводят в парк. Мы стоим шеренгой и ждём дальнейших команд. Через пару минут видим направляющихся к нам генералов и рангом пониже.

-Здравствуйте товарищи солдаты,- поздоровался один из них, когда они подошли к нашему строю.
И тут надо заметить, что эта воинская процедура здравия друг друга разительно отличается от места службы. Наученные в учебке надолго задерживать, и как бы оттягивать ответ, мы невольно создали замешательство, словно проигнорировали великого гостя. В результате ответный рык был поломан неслаженностью действий голосов. Но проверяющий не растерялся и снова поприветствовал нас. Мы уже более слаженно ответили ему.
-Товарищи солдаты,- начал бравый полковник,- вы все здесь стоящие представляете славные воздушно-десантные войска, в частности механиков, от которых зависит в первую очередь боевой порядок и выдвижение на боевые позиции. Поэтому мы хотим проверить вашу подготовку при запуске подогревателей двигателей. Сейчас вы разойдётесь к своим машинам, получите сигнал и практически должны уложиться в норматив.

-Напоминаю,- время выполнения норматива 30 секунд,- прошу это учесть.
-Разойдись, к машинам шагом марш,- подал команду старший прапорщик, зам.потех роты.
Сейчас в первую очередь была проверка даже не нас, а его самого. Он был как бы тренером, и ждал от своих питомцев хороших результатов.
Мы встали каждый рядом со своей машиной, проверяющий проверил оценивающим взглядом выполнение команды, и, нажав на кнопку секундомера, сказал:
-К запуску подогревателей приступить.

Мы в секунду оказались внутри машин и уже каждый сам по себе начал запускать этот чёртов подогреватель. Я практически без спешки, но с точным выполнением условий запуска стал проделывать необходимую процедуру. Здесь самое главное не передержать, и не додержать накал свечи, в противном случае мы её зальём, или устроим дымовую завесу. Через пару секунд, после нажатия кнопки накала свечи, подал соляру. Где-то под днищем БМД раздался характерный удар воздушной волны и я услышал приятное на слух гудение- это работал подогрев. Неспешна вылез с машины, походил вокруг неё, пока не попал в поле зрения участливо наблюдающих за процедурой прапоров. Других механиков пока не было.
-Ты чего вылез?- подбежал ко мне прапорщик.
-Так всё, готово,- буднично ответил я.
-Бегом к проверяющему, на доклад,- и прапорщик с отцовским участием направил меня на выход из бокса.

Там на улице, команда московских инспекторов скучала около импровизированного стола.
-Разрешите обратиться?- и я, приложив правую руку к кепи, подошёл к владельцу секундомера.
-Обращаётесь,- по-военному ответил он.
-Товарищ полковник, норматив по запуску на боевой машине номер 347 механиком-водителем выполнен.

Полковник недоверчиво посмотрел на секундомер и на меня. Стоящий за моей спиной прапорщик жестом показал, что всё так и есть.
-Пройдёмте,- и мы направились внутрь бокса к моей боевой подруге.
К этому моменту в боксе уже невозможно было находиться: дым и чад неприятно душил, поэтому все вышли на улицу, в том числе и остальные механики, кто уложившись, а кто, так и не сумевши запустить подогреватель.
После подведения итогов, прямо здесь же в парке, меня попросили выйти из строя, где я и услышал приятные речи:
-За выполнение норматива по подогреву намного раньше сроков, гвардии рядовой такой-то () получает от командования благодарность и возможность побывать на исторической родине в количестве двадцати дней.
-Служу Советскому Союзу!!!- по-военному чётко ответил я.
Старослужащие затаили по этому поводу дикую обиду, потому что ну не было ещё такого, чтобы отслуживший полгода получал отпуск.
Прошло ещё полгода, и 29 декабря на построении нам торжественно объявили, что по итогам года среди всех воздушно-десантных частей наш полк занял почётное первое место. А надо сказать, что именно наша рота заняла первое место в полку, взвод занял первое место в роте, и итогом длительного алгоритма получалось, что я самый супер-пупер механик-водитель. )))
30 декабря в срочном порядке перед штабом полка собрали всех, кто имел неиспользуемые отпуска. Здесь были и с нарядов, и с караулов при оружии. Начальник штаба торжественно объявил, что командующий дал добро отбыть всем имеющим отпуска по родным местам. С одной стороны эта благая весть всем понравилось, но она была существенно омрачена наступающим Новым годом. Прикиньте расстояние от Молдавии до Восточной Сибири, и спросите меня, где я встречал новый год….
В хоз.комнатах раскочегарили утюги, наводя стрелочки на брюках, и наводя прочий марофет. И в двадцать ноль-ноль этого же дня партия отпускников была благополучно выдворена за пределы части, тем самым выполнив поручение командующего.


Рецензии