Энтузиасты

  Зрители, побывавшие на концертах, которые могут проходить на стадионах, площадях, в парках, возможно, обратили внимание на то, что сцена на этом месте «выросла» как-то неожиданно. Вчера ее здесь не было, а сегодня она уже стоит, оснащенная всем необходимым, и ждет своего часа. Это сложное сооружение из множества различных деталей. Помост собирается из тяжелых столов, жестко сцепленных между собой, и в дальнейшем он представляет собой сценическую площадку. По углам сцены расположены четыре фермы. Наверху устанавливается навес для защиты от солнца и осадков. Под навесом, на дополнительных фермах, крепится большое количество фонарей различного назначения. Сцена обычно имеет площадь сто двадцать квадратных метров.

 Все что вы увидите и услышите, придя на концерт, подготовил для вас большой творческий коллектив, в том числе и рабочие сцены, без которых такое «мероприятие» просто не возможно.

 Я предлагаю посмотреть, чем занимаются рабочие сцены. Это – энтузиасты своего дела. Иначе их не назовешь. У них нет определенного графика работы и отдыха. Есть только заказы, (как они говорят – «мероприятия»), над которыми они работают, независимо от времени суток и с большим энтузиазмом. Как они сами говорят: «Есть заказ - мы «порхаем», нет заказа – мы грустим». За свою работу они получают деньги, но когда им говорят спасибо за хорошо подготовленное «мероприятие» - это их тоже очень радует.

 У каждого из них своя специальность: механик сцены, электрик, художник по свету, звукорежиссер, специалист по лазерам, ассистенты и стажеры, знающие как в кратчайшие сроки собрать сцену, подготовить ее к работе и быстро устранить любую неисправность, если она появится. Каждый из них занимается конкретным делом. Вместе они строят сценическую площадку со всем многообразием аппаратуры и в дальнейшем выполняют управление и надзор во время концерта.

 Прежде всего, поскольку сцена передвижная, а не стационарная, оборудование необходимо привезти с места хранения. Все зависит от «мероприятия», но всегда это большое количество ящиков и различных конструкций, которые едва помещаются в две огромные фуры. Бывает, что в процессе монтажа поступает команда что-то изменить, и приходится дополнительно завозить требуемое. Мне привелось совершить поездку с рабочими сцены в город Павлодар и посмотреть на их работу вблизи. Там шла подготовка к городскому празднику «День Города» и они должны были обеспечить сценой, звуком и светом этот праздник.

 Загрузив две фуры и один грузовичок оборудованием, мы на микроавтобусе вечером отправляемся в путь. Ехать надо было от Астаны до Павлодара около 500 километров. Поездка проходит спокойно, в салоне идут обрывочные разговоры, которые крутятся вокруг будущего «мероприятия». Иногда останавливаемся у придорожного кафе, что-нибудь перекусить и размяться.

 Не доезжая километров 50-60 до Павлодара, мы поняли, что повернули где-то не туда, куда надо, и заблудились. Наш микроавтобус стоял один, в полной темноте, и нервно моргал своими габаритами. Груз ушел далеко вперед и водители на наши вызовы не отвечали. Мы оказались в щекотливой ситуации и принялись совещаться, как из нее выбраться.

 Через некоторое время к нам подъехала машина. Это были работники ГАИ славного города Павлодара. Мы представились. Оказалось, что именно нашу машину они ищут по заданию городских властей. Сопроводив нас до черты города, они передали нас поджидавшему представителю городского правления, и уже он давал указания, где нам остановиться и поселиться. На следующий день нам указали место на площади, где должна стоять сцена.  Прислали грузчиков. Через несколько часов машины были разгружены, и мы приступили к монтажу.

 Интересно наблюдать, как из груды ящиков и прочих непонятных конструкций через несколько часов под бдительным присмотром механика сцены начинает вырисовываться сооружение сценической площадки. Она будет отвечать тем требованиям, какие были заявлены в договоре. Руководит всеми работами механик сцены. Слушая его команды, у меня постоянно возникало желание назвать его «боцман». Он находится во многих местах одновременно, ничего не упускает и задает ритм работы.

 Вот собран каркас, установлен тент – защита от дождя и солнца. Собрана сценическая площадка, расставлены и развешаны различные фонари освещения и спецэффектов, установлены светодиодные панели. Расставлено и развешено звуковое оборудование. Впереди, на удалении тридцати метров, собрана площадка с пультами и прочей аппаратурой для управления звуком и светом.

 Сцена практически готова. Она еще молчит, еще нет звука, везде беспорядочно лежат раскрытые ящики, кабели и какие-то таинственные агрегаты.  Но вот электрик подключает электрическую сеть. Звукорежиссер начинает проверять радиомикрофоны и звучание мониторов, подозрительно прислушиваясь к каждому звуку. Как я заметил, слух у него замечательный, он слышит такие нюансы, которые я совершенно не различаю. Наверное,  поэтому он так долго и кропотливо проверяет все то, что относится к звуку.
 
 Вот начали вращаться и демонстрировать свои возможности фонари спецэффектов. Название фонарей у каждого свое и возможности у них разные, поэтому лучше не лезть в эти дебри. Каждый фонарь имеет электронную начинку. При включении он проводит самотестирование. Самостоятельно, по своей программе, вращается во все стороны и меняет цвет светового луча. По окончании теста останавливается в ждущем режиме.

 Художник по свету, сверяясь со своими записями, проверяет на пульте прохождение команд управления. Уточняет детали и устраняет какие-то неточности. Основную работу по установке света он проработал еще дома. Сидя за компьютером и комбинируя на виртуальной сцене осветительные приборы, он создал картину освещения. Сейчас подключив ноутбук к пульту управления, он видит «живьем» свои задумки и поэтому еще раз все тщательно проверяет.
 
 Ожила светодиодная панель.  На ней слова поздравления всем жителям города Павлодара и другая информация. Вдруг из-за сцены вырываются клубы дыма и от неожиданности заставляют вздрогнуть. Это все тот же художник по свету проверяет машины для производства дыма, что будет использован во время концерта.

 Жители города прогуливаются по площади и с любопытством посматривают на нашу работу. Они знают - мы из Астаны, и это не первая наша поездка. Некоторые из любопытства подходят к нам, здороваются и интересуются, кто из артистов будет участвовать в концерте. Наш механик отвечает, что об этом надо спрашивать режиссера концерта, мы ответить не можем.

 Проходит время и уже ничего не валяется – все убрано и спрятано. Сцена приобрела законченный вид, но работа на ней продолжается. И рабочие сцены, и артисты, и какие-то люди, которые имеют свои задания, заняты своим делом. Одни украшают сцену шариками, другие драпируют гирляндами фермы, кто-то расстилает ковровую дорожку. Две красавицы в рваных джинсах не теряют время даром и решили лишний раз прорепетировать свой номер. Под руководством хореографа они самозабвенно отплясывают темпераментный испанский танец. Все стараются быть подальше от этих танцоров - сметут со сцены и не заметят.
 
 На Иртыше, что находится от нас на расстоянии 600-700 метров, стоят две огромные баржи с песком. Для чего они там стоят, я понял только вечером, после концерта, когда с этих барж запустили фейерверк.
 Наша сцена приобрела праздничный вид. Замечания устранены, все проверено. Наступило затишье.

 Подходит время концерта. Рабочие сцены, как бы получив морскую команду:  "По местам стоять, с якоря сниматься!" - расходятся. Теперь, каждый из них будет выполнять те функции, которые требует концерт. Один отвечает за радиомикрофоны, другой работает с лазерами и светодиодными панелями. У каждого есть задание. Площадь забита зрителями. Некоторые давно толпятся перед сценой и гадают, чем их удивят отцы города на этот раз. Каких знаменитостей пригласили на этот праздник? Вот ярко освещается сцена, появляется ведущий со своим приветствием - концерт начался.

 Во время концерта художник по свету и звукорежиссер, каждый, сверяясь с записями, на своих пультах следят за точным исполнением задуманного. Наш механик сцены себе не изменяет: он находится везде одновременно и все держит под контролем. Это лишний раз говорит о его огромном опыте в проведении подобных «мероприятий».

 Концерт на свежем воздухе сильно отличается от концерта в театре или ином помещении. На улице мощность звука достигает 20 – 30 кВт. Находиться рядом со сценой - это все равно, что находиться рядом с воздушным лайнером в момент его взлета. Надо иметь в виду, площадь перед сценой большая и надо было так отрегулировать звук, чтобы он равномерно ее перекрывал. Вот почему звукорежиссер так тщательно проверял аппаратуру, ходил по площади, прислушивался и бесконечно что-то регулировал.
 
 Концерт подошел к концу. Зрители, поблагодарив артистов аплодисментами и полюбовавшись на фейерверк, которым заканчивается это шоу, ушли. Ушли и сами артисты. Уходим и мы, предварительно все выключив и сдав сцену под охрану. Утром у нас началась вторая часть работы. Необходимо все разобрать, упаковать в ящики, погрузить на машины и увезти к месту хранения. После вчерашнего «аврала» все (кроме «боцмана») работают с прохладцей, но погрузка идет своим чередом. Оборудование загружено, осталось только самим поесть и можно отправляться в путь. С каким желанием позавчера мы ехали сюда, с таким желанием нам хочется быстрей уехать назад.

 Уже по пути домой, разговор в микроавтобусе идет не о том, как прошел концерт – там было все так, как запланировано, замечаний нет. Разговор идет о новом «мероприятии», где, в каком городе это будет происходить, что для этого понадобится. Едем снова ночью и к четырем часам возвращаемся. Сдав аппаратуру на склад, мы отправляемся по домам.


20.04.2013 г.


Рецензии