Автобусные мечты и лабиринты душевных противоречий

из цикла "Разговоры с зеркалом". Часть 2.

Автобус трясся по шершавому и неровному асфальту калмыцких степей. Автобус двигался, а вокруг него разливалась ширь земли и неба, смыкающиеся размывчатой лентой горизонта. Позади дороги небо под тяжестью своего каменного края закрытого плотным полотном крысиных серых туч опрокидывалось назад, пытаясь затащить машину обратно в лоскуты мокрого дождевого капрона. А все правые окна из салона казались сверху равномерно покрытыми серым молоком и подбитыми снизу желтоватым травяным войлоком. Однако спереди постепенно приближались ватные осколки этого же самого загустевшего серого мышиного молока, наслаиваясь один на другой и забирая влево. Самые крупные пласты ложились поверху небес, прямо над дорогой, и стремились навстречу своей гораздо более грозной сестре, опухающей и тонущей в степи позади. Но их правый край, теряя силу, размазывался монохромным градиентом и истончался до такой степени, что от него оставалось лишь острое сверкающее серебряное острие, очерчивающее верхнюю правую границу смуглых грозовых захватчиков, которые дымными волнами негодования разбивались об этот острый край. А между верхней границей и очень четкой здесь нижней чертой горизонта мягкой пастельной полосой стелилась желтовато-голубоватость настоящего девственного неба, по которому параллельно земляной поверхности вытягивались вдоль тончайшие перышки небесной кавалерии бело-синих облаков. Картину этой подоблачной панорамы дополняют пробивающиеся тончайшие лучики закутанного в серости солнца. Эти лучи плавно, наискось опускаются на степную землю, опустошенную долгой летней жарой и внезапным давно не виданным в этих краях ливнем. Да, эти лучи, так же как и раньше косые пряди оставшихся теперь позади серых спутанных струй дождя, спускались на землю, однако, в отличие от хлестких водяных хлыстов, легкий свет нежно поглаживал горбатую, распластанную степь.
Позади уже остались множество жестких степных кустов, прорезающих небесный профиль; стая из 6 птиц, летевших чернильными силуэтами на фоне открытой небесной полосы в сторону страшной воздушной горы; стоянка, на которой застыли неброская иномарка и два разглядывавших ее верблюда; заросшая канвой сочного камыша речушка; распятия столбов электросети, которые своеобразной подвесной дорогой проводов и поддерживающих их основ в виде деревянных крестов загибали вдаль, растворяясь в дальних облаках настолько низких, что казалось, будто все вдалеке исчезает в тумане.
А автобус все двигался дальше. Капли, которые стекали по грязным и слегка мутноватым стеклам редкими слезинками, уже высохли, оставив лишь неправильной формы овальные пятнышки. Автобус больше не плакал - его успокаивала монотонность движения, которому, казалось, не было конца, и цель которого было неподвластно ограниченному машинному разуму.
Автобус двигался, несмотря на то, что его распирало от желания подняться над своей жалкой асфальтной колеей и взлететь выше, выше, к неземной музыке окружающей его степной жизни и раствориться в звуках этой немыслимой автобусному мотору форме существования. Даже машина мечтала здесь.
Но автобусным мечтам суждено утонуть в скорости и гуле двигателя, которые составляют основу механической жизни - основу вечного, неосмысляемого, равномерного движения.

Личность.. лицо, личина, лик. "Личность есть боль" но что такое боль и что такое личность? И что за арифметика уравнивания? Так хочется что-то понять…
Боль это сигнал, сигнал к тому, что что-то не так, при этом это что-то может оказаться смертельно опасным. Мы рождаемся с болью и с ней же и умираем - чисто физически боль показывает нам, что и где неверно в нашем жизненном уравнении и от какой переменной необходимо избавиться. Без боли выжить невозможно, иначе никаких даже намеков на инстинкт самосохранения и не было. И это все ясно и довольно очевидно. Но все, что сопутствует нашей жизни в физическом плане, существует и в плане духовном. И тогда возникает вопрос: что же такое боль духовная? Пользуясь методом аналогий (других обоснованно реальных методов не дано), на основе заключения о том, что любое явление или событие на одном уровне Бытия имеет свою аналогию и на другом, причем аналогичное явление может заметно отличаться от исходного, но не терять при этом базовый смысл. Так вот, пользуясь методом аналогий, я могу сказать, что большинство утверждений (то есть те, которые касаются главного назначения предмета), справедливые для физической боли, будут справедливы и для боли духовной. На этом пока отложим вопрос о боли и перейдем к другой части уравнения.
Личность - это предмет, относящийся к нематериальной антропогенной категории, и обозначающий человеческую индивидуальность, независимость и уникальность. Личность - это основа человеческого существования, уникальный стержень, который находится в уникальном теле и на котором держатся уникальные мысли и уникальная душа. Ключевое слово - уникальность. Личность, кроме всего, это еще и корень различий. Помимо тела, создающего различия в физической сфере, именно личность создает различия в духовной сфере.
Личность утверждает человеческую уникальность и, следовательно, человеческую разобщенность со всем, что отличается от сути человека, со всем, что является ему чужеродным. А при абсолютном внутреннем утверждении этой уникальности, такое разобщение может достигнуть катастрофического уровня, при котором связи между личностным и общим могут полностью разрушиться, а затем без связи с окружающим, как без доступа кислорода в организм, дух человеческий начнет чахнуть, задыхаться и омертвевает. Собственно говоря, я попытался описать механизм саморазрушения личности через субъективное установление собственной первозначимости, или можно сказать по-другому: процесс отравления человеческой сущности гордыней. Из этого следует, что гордыня происходит из личности и при этом является первейшей для нее угрозой, то есть личность уничтожает саму себя. И в этом смертельное противоречие внутреннего мира человека. Но достаточно ли этого противоречия для того, чтобы вызвать настоящую духовную болезнь, быть причиной перманентной духовной боли?
Итак, на одной чаше духовная боль, которая, как и физическая указывает на какое-то фатальное несовершенство, только в духе, а не в теле, а на другой чаше саморазрушающаяся личность, по природе своей теряющая связи с внешним и усугубляющая внутреннее. И весы уравновешены - такую картину я получаю и.. понимаю, что она не закончена. Она несовершенна! Духовная боль, тяжелее и ужаснее которой ничего нет, не может уравновешиваться естественным противоречием, заложенным в природе человека. Нет, причиной боли должно быть что-либо глобально-противуестественное! И я знаю верную (хотя бы для меня) причину этой катастрофы.
Но прежде чем ее озвучить и проанализировать, я процитирую Н. Бердяева, от утверждения которого "Личность есть боль" я отталкивался в начале. "Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. " И из этого размышления можно извлечь то самое, необходимое нам противоречие, которое будет способно оправдать эту нечеловеческую человеческую боль. Самореализация личности - это ее стремление в своей индивидуальной форме отразить форму Божественную. И действительно стремление к этому бесконечно и невыносимо болезненно, но я не согласен с Бердяевым в другом его утверждении, которое продолжает ту же мысленную линию: "Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение изнутри. Личность имеет волевое ядро, в котором всякое движение определяется изнутри, а не извне". И вот здесь я позволю себе не согласиться. Получается, что с одной стороны личность саморазрушается из-за своей уникальности, с другой она стремится воплотить общий полный Божий образ, а с третьей стороны личность противостоит ее обобщению с природой. Слишком много условий, хотя первое с третьим можно и объединить - об этом уже достаточно сказано выше. Но, по-моему, очередное противоречие видится между стремлением к воплощению Бога в себе и постоянной борьбой с интеграцией в мир. Ведь Бог есть Все, Бог везде. И как же тогда воплотить в себе Божий образ, если личность по своей сути стремится обособиться? И может в этом коренное противоречие?
В двойном стремлении?
А двойственность?
Откуда эта двойственность?...
Исходя из некоторых соображений, я могу сказать, что у всего есть единый исток (см. часть 1). Значит и у этой двойной сути одно происхождение. Скорее даже так: одно из двух есть началом для измененного другого. И тут кстати будет вспомнить историю о первородном грехе. Два первых человека - Адам и Ева - были созданы по образу и подобию Божьему и жили в гармонии с окружающим их Эдемом. Было ли это состояние идеальным состоянием человека, или все же какое-то стремление к более совершенной форме уже  присутствовало - этого нам знать не дано. Однако известно, что произошло далее. Вопреки Божьей воле и под влиянием дьявольского искушения был съеден плод с древа познания добра и зла. С этого момента в человеческом естестве появляется двойственность, точнее говоря множество двойственностей, из которых для меня сейчас важна лишь одна. После совершения первородного греха человек получает в первую очередь мысль, и мысль свободную. Душой и телом первые два человека, несомненно, обладали и до падения, но вот насчет свободы сознания остается серьезный вопрос. Ведь способностью к познанию человек наделяется именно после искушения, значит логично утверждать, что до этого, пусть и обладая способностью мыслить, но способностью свободно делать выводы (а ведь установление различий есть первый признак независимого вывода) он обладать не мог. Говорить о независимости души глупо (тут всплывет прямая несовместимость рассматриваемых категорий), а независимость тела как раз и привела к первому греху. А при чем тут независимость? Так разве независимость не есть признак личности?.
И что в итоге.?...
В итоге мы получаем личность и свободную мысль, которые человек получает без Божьего благословения, не готовый к отягощению таким грузом. И полученная личностная свобода превращается в жесткую оболочку, которая помимо тела не дает выполнить душе человеческой ее изначального стремления к воплощению в мире, воплощению в Боге, и под тяжестью мысли эта оболочка стремится к разрушению себя и своего содержания. Человек, не готовый к осознанию себя как личности, неотрывно связанной с окружающим миром и к осознанию мира как части собственного «Я», получает оковы индивидуальности, связывающие и уводящие душу с пути истинной ее реализации. Это не значит, что свобода, мысль и личность - зло, но полученные не ко времени они вступили в определенную реакцию, которая привела человека к неспособности отпустить собственную душу к реальному счастью растворения существа в Боге и мире как выражению Бога. Поэтому душа вечно будет несчастна в этом мире.
И в этом ее трагедия.

Далеко позади, за несколько сот километров и часов остались и калмыцкая степь, и неупокоенный автобус, и солнце, в итоге победившее нагромождения облачных куч и победоносно воссиявшее пред своим заходом.
Теперь уже обыкновенный пассажирский поезд нес под покровом беззвездной ночи человека все дальше и дальше на север. Гораздо быстрее проносились мимо кусты, и ворсинки степной щетины сливались в единое полотно, еле различимое в столь поздний час. Только редкие всполохи неупокоенных фонарных огней давали о себе знать - в остальном мир вокруг поезда молчал, прислушиваясь к торжественной песне, состоящей из колесного ритма, шума режущегося ветра и заунывных стонов креплений между вагонами. В этой песне уже не слышалось тех мечтаний, которыми был пропитан автобус, трясущийся по степным дорогам - это была песня осознанной и неотвратимой обреченности, которую уяснили для себя все поезда, почувствовавшие хоть раз на себе безразличность к их судьбе всего иного внутри и снаружи их.
Хотя... хотя что, собственно говоря, может впитать, ощутить и понять простая машина, созданная человеком, который и сам-то не может найти мира в своей душе с своим существом и со всем остальным, не составляющим его непосредственной части, Бесконечным Мировым Бытием?..

04.08.2012 - 07.09.2012


Рецензии