Русские живыми не сдаются
Татьяна Шмидт
Удивительно независимый человек был художник Василий Верещагин! Его называли нигилистом в искусстве, а он не принадлежал ни к какому художественному течению. И даже в 1874 году отказался публично от предложенного звания профессора Академии художеств.
А родился будущий великий баталист в большой семье предводителя череповецкого уездного дворянства в селе Пертовка, что на берегу судоходной Шексны 14 октября в 1842 году.
Учился в Морском корпусе, потом в Академии художеств. На усадьбе отца Верещагина жила, как и полагалось русскому дворянину челядь: кучера, садовник, лакеи, повара, горничные, каретник. За малейшую провинность слуг пороли черемуховыми вицами, крестьяне исправно платили оброк, но суровому помещику всё казалось мало, тогда пороли старосту за недоимки. Нещадно, до крови порол провинившихся крестьян здоровенный лакей Поликарп, а кучер Игнатий ему помогал…
По красавице Шексне ходили тяжело груженные дровами баржи, которые тянули бурлаки. И с самого детства видел Василий Верещагин тяжелую жизнь простого народа и заступался за крепостных своего отца, не боясь его гнева и крутого характера.
* * *
Всю жизнь он посвятил искусству, против воли сурового отца поступил в Академию художеств. А жизнь его в искусстве была не простой, хотя он пользовался успехом у публики. Где он только не проводил выставки своих картин! И везде имел огромный успех. В Париже, Берлине, И где только не путешествовал! Западная Европа, Индия, Палестина, Филиппины, Куба. Америка, Япония. И везде его картины имели колоссальный успех, а залы ломились от посетителей.
Кроме того, русский офицер Василий Верещагин был участником боевых действий в Туркестане, на Балканах и в Маньчжурии, одновременно делая зарисовки на коне в седле, в походной палатке, фронтовом окопе, при этом он всегда был убежденным противником войны.
Огромное количество картин о войне написал этот легендарный художник, и многие из них шедевры. Достаточно вспомнить известные всем, «Апофеоз войны», «Забытый», «На Шипке всё спокойно» и цикл работ, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Двадцать картин об этой войне написал Верещагин с 1887 по 1901 год. Работал он над ними с большим напряжением, не щадя себя, не принимал гостей и сам не посещал никого, оставляя лишь несколько часов на сон. Художник рылся в московских архивах 1812 года, расспрашивал стариков о войне, собирал старую одежду тех времен.
Для портрета Наполеона художник даже заказал портному шубу за двести рублей из зеленого бархата, опушенную соболиным мехом наподобие той, в какой бежал полководец из России. На долгие недели и месяцы Верещагин заперся в своей мастерской, а все дела по хозяйству поручил вести другу Василию Антоновичу.
А однажды в солнечный летний день поехал с ним на Бородинское поле. Один старик согласился показать и рассказать Верещагину, где и что происходило в день битвы. Они долго ехали по проселочной дороге в телеге, а где нельзя было проехать, шли пешком по тропкам и пригоркам через овраги и буераки.
Проезжали небольшие деревеньки, ржаные поля, перелески, луга. А старик провожатый показывал Верещагину места, политые кровью русских солдат, овраги, где когда-то лежали убитые…
Наконец показалось Шевардино, где был знаменитый редут на горке. Там стояли двадцать берез. В этом самом месте следил за боем Наполеон и отдавал приказы своим генералам. Крестьянин рассказал Верещагину легенду, которую передавали из уст в уста в тех местах: позвал Наполеон своих генералов и приказал:
- А ну, приведите мне русских пленных солдат. Хочу я знать, почему они так храбро дерутся и не боятся силы нашей доблестной армии?
Генералы переглянулись, потупили головы и молчат, замялись, а потом самый главный отвечает:
- Ваше величество, не можем приказ ваш выполнить.
- Что такое? – закричал Наполеон.
А генералы трясутся от страха, и говорят:
- Ваше величество, а пленных нет. Русские солдаты живыми не сдаются.
И старик показал, с какого места палили по французам русские пушки, какими героями были русские солдаты.
Потом они шли по старому скрипучему мосту через речку Колочь. С моста и началось сражение русских солдат с французами. И река тогда помутнела от крови.
Дальше дорога привела путников к Спасо-Бородинскому монастырю, где был редут и возле него лежал смертельно раненный генерал от инфантерии Пётр Иванович Багратион. Оттуда его на носилках унесли за курган, где стояло в засаде войско Раевского.
В селе Татариново старик привел Верещагина с другом в крестьянскую избу, где побывал сам Кутузов. Там возле этого места художник насобирал полный карман французских пуль…
* * *
На редкость плодотворной оказалась эта поездка по следам Бородинского сражения! Всю осень после неё Верещагин работал с великим напряжением, нередко забывая даже вовремя поесть, и написал серию замечательных картин « Поджигатели», «В Успенском соборе», « Дурные вести из Франции», « Партизаны в лесу».
В картинах он стремился к созданию подлинных образов. Что же помогало ему в работе? Может, дотошность и скрупулёзность в деталях? Например, в Ельне у одного трактирщика художник нашел целый домашний музей лубочных картинок-карикатур о войне 1812 года. Эти картинки очень помогли Верещагину.
А еще ему удалось найти человека очень похожего на Наполеона. Это был лакей ресторана «Гранд – Отель». Звали его Пётр Филиппов. Он и стал у Верещагина натурщиком. Художник с него и написал знаменитый свой портреты полководца.
Многие художники изображал Наполеона до Верещагина, в ореоле его славы и величии, но таким не смог изобразить никто. От гордого и надменного полководца вначале, когда он пришел в Москву, до того в зимнем одеянии, от могущества которого уже ничего не осталось.
Военный гений бежал из России назад во Францию с наступлением холодов, армия его была деморализована. Сам Наполеон удручен. Солдаты роптали. Не было того всеобщего поклонения полководцу, а сам он шел, тяжело опираясь на березовую палку по большой дороге, усыпанной замороженными и торчащими из-под снега останками своих солдат…
А уцелевшие воины посылали ему вслед свои проклятия. Один из них - раненный, которому повозкой отдавило ноги, закричал, когда Наполеон проходил мимо:
- Чудовище, ты десять лет уже грызешь нас! Друзья мои, он – бешеный, он людоед!
Берегитесь его, он сожрёт и вас! Полководец сделал вид, что ничего не услышал…
* * *
Что испытывал Наполеон во время отступления из России, когда его солдаты шли в рубищах нетрудно догадаться. Перед неудавшейся компанией в России у прославленного полководца была могучая армия: 11 корпусов пехоты, 1200 орудий, а теперь остатки этой армии брели по российским дорогам, устилая их своими телами…
И кажется, сама природа русским холодом помогала солдатам и партизанам прогнать ненавистных басурманов и супостатов - именно так солдат неприятеля называли русские крестьяне. Убийственные, заснеженные равнины и березы, покрытые инеем, да брошенные повозки - вот спутники измученных французских солдат во время бегства из России.
Наполеон оставил после себя зарево пожара в Москве. И несколько картин Верещагина были посвящены этому страшному событию. «В Кремле пожар», «Сквозь пожар», «Зарево Замоскворечья». Художник создал картину пожара настолько зримо, что ощущаешь даже жар пламени и дым пожарищ.
Огонь совсем близко от Наполеона, его маршалов и генералов с подзорными трубами в руках. Они следят за пожаром из стен Кремля, огонь рядом, и головёшки уже падают
к ногам императора и его свиты. Наполеон в треуголке, низко надвинутой на лоб, растерян и задумчив – он понимает, что оставаться дальше в Москве нельзя. Ему удается пробраться сквозь огонь с помощью солдат в следующей картине.
И теперь позади него была сожженная Москва, а впереди - старая Смоленская дорога, разграбленные деревни, холод и голод сугробы снега. Триумф Наполеона закончился трагедией. Не сумел он поработить Россию. А победу над врагом предсказал Кутузов, который писал в октябре 1812 года: «Земля русская, которую он мечтал поработить, усеется костьми его». Так и случилось.
В конце 1895 года картины Верещагина о войне 1812 года были выставлены в Москве в Историческом музее, и имели большой успех. Публика охотно посещала выставку картин великого художника. Посетил её и больной уже Павел Михайлович Третьяков. Он ходил по залам худой и бледный, скрестив на груди тонкие руки.
- Выставка ваша имеет государственное значение, и место таким картинам здесь, в Историческом музее. Поздравляю, Василий Васильевич, с новым крупнейшим успехом, -
говорил Верещагину Третьяков.
Они расстались, и больше им не удалось встретиться. Третьяков был очень болен.
* * *
А Верещагин уже обдумывал сюжеты новых картин - тема борьбы против войны представлялась художнику – патриоту неисчерпаемой. В 1903 году он, оставив в Москве любимую жену, сына Васятку и дочку Олю, едет в Японию, очень враждебно настроенную к нам, делает там много интересных зарисовок, изучает японскую культуру, потом ненадолго возвращается в Москву к семье.
А вскоре Япония вероломно без объявления войны напала на Россию. Царь и его министры думали закончить эту войну победой, но с первых же дней получили неудачи в военных действиях. После этого Николай Второй посылает командовать русским Тихоокеанским флотом умного и отважного адмирала Макарова, который знал Верещагина. Они встретились в Порт-Артуре, как старые друзья и больше не расставались.
Верещагин находился на боевом флагманском корабле «Петропавловск», ему хотелось увидеть и запечатлеть морской бой с близкого расстояния, хотя адмирал Макаров его отговаривал от этой опасной затеи. Силы были слишком не равны - в три раза превосходили силы русской эскадры.
Над Желтым морем всходило солнце, обещая прекрасный день. Над кораблем кружили чайки. Художник стоял в боевой рубке и рисовал силуэты прибрежных гор, думал о семье и детях, на душе было тревожно. Накануне Верещагин получил письмо от жены Лидии, она просила его беречь себя и возвращаться из Порт-Артура.
Это была его вторая жена. С первой - немкой Елизаветой из Мюнхена, он прожил шестнадцать лет, у них не было детей и настоящей любви. А брак с Лидией был счастливым, она была намного моложе мужа и родила ему двух детей, в которых художник, так долго мечтавший о детях, не чаял души.
Вдруг страшный взрыв потряс судно. Корабль накренился. Последовал второй оглушительный взрыв, и через минуту обломки корабля исчезли в море…
Более 600 русских моряков исчезли в пучине, погибли Верещагин и адмирал Макаров, которого любили матросы. От адмирала осталось только всплывшее пальто…
В тот день на имя Верещагина пришло письмо от сына и дочки, дети писали об успехах в школе и о своем попугае.
Весть о гибели знаменитого художника разнеслась по всему миру. Это была небывалая величина в искусстве. Его девизом были искренность и правда о величайшем в мире зле – войне.
Вскоре в Петербургской академии художеств состоялось траурное заседание.
- Друзья мои. Не стало Верещагина, этого русского богатыря в искусстве, - взволнованно сказал Репин.
- . Он никогда, никому не подражал. Надо идти по его следам. Так любить русский народ, так пламенно бороться за мир, ненавидеть всё фальшивое в искусстве – долг каждого посвятившего себя ему.
Учитесь у него, молодые художники, учитесь! В зале раздался шум оваций. Молодежь бурно аплодировала, а потом раздались голоса:
- Никогда! Не забудем Верещагина!
Шел тысяча девятьсот четвертый год. Приближалась революция 1905 года.
С тех пор прошло более столетия, а творчество великого художника остается актуальным и современным, оно также волнует нас, живущих в 21 веке. И цикл картин, посвященных войне 1812 года – это целый пласт нашей великой истории.
Свидетельство о публикации №212090701166
С теплом и признательностью за новые знания об этом русском офицере и талантливом художнике,
Алла Валько 02.04.2021 00:39 Заявить о нарушении
Успехов Вам во всём.
с большим уважением,
Татьяна.
Татьяна Шмидт 02.04.2021 17:41 Заявить о нарушении