Русские живыми не сдаются

Верещагин и Наполеон

Татьяна Шмидт


Удивительно независимый человек был художник Василий Верещагин!  Его называли нигилистом в искусстве, а он  не принадлежал ни к какому художественному течению. И даже в 1874 году отказался публично от предложенного звания профессора Академии художеств.

А родился будущий великий баталист в большой  семье предводителя череповецкого уездного дворянства в селе Пертовка,  что на берегу судоходной Шексны 14 октября в 1842 году.

Учился в Морском корпусе, потом в Академии художеств. На усадьбе отца  Верещагина жила, как и полагалось  русскому дворянину челядь: кучера, садовник, лакеи, повара, горничные, каретник.  За малейшую провинность слуг пороли черемуховыми вицами, крестьяне  исправно платили оброк, но суровому помещику всё казалось мало, тогда пороли старосту за недоимки.  Нещадно,  до крови порол  провинившихся  крестьян  здоровенный   лакей Поликарп, а  кучер Игнатий ему помогал…

По красавице Шексне ходили тяжело груженные  дровами баржи,  которые тянули бурлаки. И  с самого детства видел Василий  Верещагин тяжелую жизнь простого народа и заступался за крепостных своего отца, не боясь его гнева и крутого характера.


 * * *


Всю жизнь он посвятил искусству, против воли сурового отца поступил в Академию художеств. А жизнь его в искусстве была не простой, хотя он пользовался успехом у публики.  Где он только не проводил выставки своих картин!  И везде имел огромный успех.  В Париже, Берлине,  И где только не путешествовал!  Западная Европа, Индия, Палестина, Филиппины, Куба. Америка, Япония.  И везде его картины имели колоссальный успех, а залы ломились от посетителей.

Кроме того,  русский офицер Василий Верещагин  был участником боевых действий   в Туркестане, на Балканах и в Маньчжурии, одновременно делая зарисовки на коне в седле, в походной  палатке, фронтовом окопе,  при этом  он  всегда  был убежденным противником войны.

Огромное количество картин  о войне  написал этот легендарный художник,  и многие из них шедевры. Достаточно вспомнить известные всем, «Апофеоз войны»,  «Забытый», «На Шипке  всё спокойно» и  цикл работ, посвященный Отечественной войне 1812 года. 

Двадцать картин об этой войне написал Верещагин с 1887 по 1901 год.  Работал он над ними с большим  напряжением, не щадя себя,  не принимал  гостей и сам не посещал никого, оставляя лишь несколько часов на сон. Художник рылся в московских архивах 1812 года, расспрашивал  стариков о войне, собирал старую одежду  тех времен.

Для портрета Наполеона  художник  даже заказал  портному  шубу за двести рублей из зеленого бархата, опушенную соболиным мехом наподобие той, в какой бежал полководец из России. На долгие недели и месяцы Верещагин заперся в своей мастерской, а все дела по хозяйству поручил вести другу Василию Антоновичу.

А однажды в солнечный летний день поехал с ним на Бородинское поле. Один старик согласился показать и рассказать Верещагину, где и что происходило в день битвы. Они долго  ехали по проселочной дороге в телеге, а где нельзя было проехать,  шли пешком по тропкам и пригоркам через овраги и буераки.

Проезжали небольшие деревеньки, ржаные поля,  перелески, луга. А старик провожатый показывал Верещагину  места, политые кровью русских солдат, овраги, где когда-то лежали убитые…

Наконец показалось Шевардино, где был  знаменитый редут на горке. Там стояли двадцать берез. В этом самом месте  следил за боем Наполеон  и  отдавал  приказы своим генералам. Крестьянин рассказал Верещагину легенду, которую  передавали из уст в уста в тех местах:  позвал Наполеон своих генералов и приказал:
- А ну, приведите мне  русских пленных солдат. Хочу я знать,  почему они так храбро дерутся и не боятся силы нашей доблестной  армии?

 Генералы  переглянулись, потупили головы и   молчат, замялись, а потом самый главный  отвечает:
- Ваше величество, не можем приказ ваш выполнить.
- Что такое? – закричал Наполеон.
  А генералы трясутся от страха,   и  говорят:
-  Ваше величество, а  пленных нет. Русские солдаты живыми не сдаются.

И  старик показал, с  какого места палили по французам русские пушки, какими  героями были русские солдаты.


Потом они шли по старому скрипучему мосту через речку Колочь. С моста и началось сражение русских солдат с французами. И река тогда помутнела от крови.

Дальше дорога привела путников к Спасо-Бородинскому  монастырю, где был редут и возле него лежал смертельно раненный генерал от инфантерии Пётр Иванович Багратион. Оттуда его на носилках унесли за курган,  где стояло в засаде войско Раевского.

В селе Татариново старик привел Верещагина с  другом в   крестьянскую  избу,  где побывал сам Кутузов. Там возле этого места художник насобирал полный карман французских пуль…


* * *


На редкость плодотворной оказалась  эта поездка по следам Бородинского сражения! Всю осень после неё  Верещагин работал с великим напряжением, нередко забывая даже  вовремя поесть, и написал серию замечательных картин « Поджигатели», «В Успенском соборе»,   « Дурные вести из Франции», « Партизаны в лесу».

 В картинах он стремился к  созданию подлинных образов.  Что же помогало ему в работе?  Может, дотошность и скрупулёзность в деталях?  Например,  в  Ельне у одного трактирщика художник нашел целый домашний музей лубочных картинок-карикатур о войне 1812 года. Эти картинки очень помогли Верещагину.

А еще ему удалось найти человека очень похожего на Наполеона. Это был лакей  ресторана «Гранд – Отель». Звали его Пётр Филиппов. Он и стал у Верещагина натурщиком.  Художник  с него и написал знаменитый свой портреты  полководца.

Многие художники изображал Наполеона до Верещагина, в ореоле его славы и величии, но таким не смог изобразить никто. От гордого и надменного полководца  вначале, когда он пришел в Москву, до того в зимнем одеянии, от могущества которого уже ничего не осталось.

 Военный гений  бежал  из  России назад во Францию  с наступлением холодов, армия его была деморализована.   Сам  Наполеон удручен. Солдаты роптали. Не было того всеобщего поклонения полководцу, а сам он шел, тяжело опираясь на березовую палку по  большой дороге,  усыпанной замороженными  и  торчащими из-под снега останками своих  солдат…

А уцелевшие воины посылали ему вслед свои проклятия. Один из них  - раненный, которому  повозкой  отдавило  ноги,  закричал,  когда  Наполеон  проходил  мимо:

 -  Чудовище, ты десять лет уже грызешь нас! Друзья мои, он – бешеный, он людоед!
Берегитесь его, он  сожрёт  и  вас! Полководец сделал вид, что ничего не услышал…


* * *


Что испытывал Наполеон   во время отступления из России, когда его солдаты шли в рубищах нетрудно догадаться. Перед неудавшейся компанией в России у прославленного полководца была могучая армия: 11 корпусов пехоты,  1200 орудий, а теперь остатки этой армии брели по российским дорогам, устилая  их  своими телами…

И кажется, сама природа русским холодом  помогала солдатам и партизанам прогнать ненавистных басурманов и супостатов  -  именно так  солдат неприятеля  называли русские крестьяне.  Убийственные,   заснеженные  равнины и березы, покрытые инеем, да брошенные повозки  -  вот  спутники измученных французских солдат  во время бегства из России.

Наполеон оставил после себя зарево пожара в Москве. И несколько картин Верещагина были посвящены этому страшному событию.  «В Кремле пожар», «Сквозь пожар»,  «Зарево Замоскворечья». Художник создал картину пожара настолько зримо, что ощущаешь даже жар пламени и дым пожарищ.

Огонь совсем близко от Наполеона, его маршалов и генералов с подзорными трубами в руках. Они следят за пожаром из стен Кремля, огонь рядом, и головёшки  уже падают
 к ногам императора и его свиты. Наполеон в треуголке, низко надвинутой на лоб, растерян и задумчив – он понимает, что оставаться дальше в Москве нельзя.  Ему удается пробраться сквозь  огонь с помощью солдат  в следующей картине.

И теперь позади него была сожженная Москва,  а  впереди  - старая Смоленская дорога,  разграбленные деревни, холод и голод сугробы снега.  Триумф  Наполеона закончился трагедией. Не сумел он поработить Россию. А победу над врагом предсказал Кутузов, который писал в октябре 1812 года: «Земля русская,  которую он мечтал поработить, усеется костьми его». Так и случилось.
 
В  конце 1895 года картины Верещагина о войне 1812 года были выставлены в Москве в Историческом музее,  и имели большой успех.  Публика охотно посещала выставку  картин великого художника.  Посетил её и больной  уже Павел Михайлович Третьяков. Он ходил по залам  худой и бледный, скрестив на груди тонкие руки.

 - Выставка ваша имеет государственное значение, и место таким картинам здесь,  в Историческом музее. Поздравляю, Василий Васильевич,  с  новым крупнейшим успехом, -
говорил Верещагину Третьяков.

Они расстались,  и больше им не удалось встретиться. Третьяков был очень болен.


* * *


А Верещагин уже обдумывал сюжеты новых картин  - тема борьбы против войны представлялась художнику – патриоту неисчерпаемой. В 1903 году он, оставив в Москве любимую  жену, сына  Васятку и дочку  Олю, едет в Японию, очень враждебно  настроенную к нам, делает там много интересных зарисовок, изучает японскую культуру, потом ненадолго возвращается в Москву к семье.

А вскоре  Япония вероломно без объявления войны напала на Россию. Царь и его министры думали закончить эту войну победой, но с первых же дней  получили неудачи в военных действиях. После  этого Николай  Второй посылает командовать русским Тихоокеанским  флотом  умного и отважного адмирала Макарова,  который знал Верещагина. Они встретились в Порт-Артуре, как старые друзья и больше не расставались.

Верещагин находился на боевом  флагманском корабле «Петропавловск»,  ему хотелось увидеть и запечатлеть морской бой с близкого расстояния, хотя адмирал Макаров его отговаривал от этой опасной затеи. Силы были слишком не равны  - в три раза превосходили силы русской эскадры.

 Над Желтым морем всходило солнце, обещая прекрасный день. Над кораблем кружили чайки. Художник стоял в боевой рубке  и  рисовал силуэты прибрежных гор, думал о семье и детях, на душе было тревожно.  Накануне Верещагин получил письмо от жены Лидии, она просила его беречь себя и возвращаться из Порт-Артура.

Это была его вторая жена. С первой  - немкой Елизаветой из Мюнхена, он прожил шестнадцать лет, у  них не было детей и настоящей любви. А брак с  Лидией был счастливым,  она была намного моложе мужа   и родила ему двух детей, в которых художник,  так долго мечтавший о детях,  не чаял души.



 Вдруг страшный взрыв потряс судно. Корабль накренился. Последовал второй оглушительный взрыв,  и через минуту обломки корабля исчезли в море…
Более 600 русских моряков исчезли в пучине, погибли Верещагин  и адмирал Макаров, которого любили матросы. От адмирала осталось только всплывшее пальто…

В тот  день на имя Верещагина пришло письмо от  сына и дочки, дети писали об  успехах в школе и о своем попугае.

Весть о гибели знаменитого художника разнеслась по всему миру. Это была  небывалая величина в искусстве. Его девизом были  искренность и правда о величайшем в мире зле – войне.

Вскоре в Петербургской академии художеств состоялось траурное заседание.
- Друзья мои. Не стало Верещагина, этого русского богатыря в искусстве, -  взволнованно сказал Репин.
- . Он никогда, никому не подражал. Надо идти по его следам. Так любить русский народ, так пламенно бороться за мир, ненавидеть всё фальшивое  в искусстве – долг каждого посвятившего  себя ему.
Учитесь у него,  молодые художники, учитесь!  В зале раздался шум оваций. Молодежь бурно аплодировала, а потом раздались голоса:
- Никогда!  Не забудем Верещагина!

Шел тысяча девятьсот четвертый год. Приближалась революция 1905 года.

С тех пор прошло более столетия, а творчество великого художника остается актуальным и современным, оно также волнует нас,  живущих в 21 веке.  И цикл картин, посвященных войне 1812 года – это целый пласт нашей  великой истории.


Рецензии
Замечательная статья! Многие из нас знакомы с картинами Верещагина, которые экспонируются в Государственной Третьяковской галерее. Туда мы, школьники, неоднократно приходили вместе со своими учителя. Однако я не знала, как много сил отдавал художник творчеству, как скрупулёзно изучал исторические события, которые намеревался отобразить на холсте, как дотошно расспрашивал свидетелей военных действий. И погиб он геройски на боевом корабле. Удивительная судьба!
С теплом и признательностью за новые знания об этом русском офицере и талантливом художнике,

Алла Валько   02.04.2021 00:39     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Алла!
Успехов Вам во всём.
с большим уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   02.04.2021 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.