История родного края 7

История родного края. / В.М.Александров, Д.Н. Захарьев, М.В. Ковалева, Д.А. Макаров. - Орел, Издательство ФГОу ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2010.

В ДАННОМ МЕСТЕ БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ ТОЛЬКО ЧАСТИ КНИГИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ КОВАЛЕВОЙ М.В.


Культура Мценского края в XX  веке

Повседневные жизнь и быт населения Мценского края в ХХ в.

 В начале века для Мценска была характерна одноэтажная застройка. Дома были деревянными или обмазанными глиной. В последнем случае, для возведения стены делалось два деревянных каркаса, пространство между которыми засыпалось мусором, а сверху они обмазывались глиной. Крыши крылись железом. Каждый дом имел крыльце – ажурный кованый навес над входной дверью. Зажиточные люди возводили дома на высоком фундаменте, среднего достатка – на низком, а у бедных его могло не быть вовсе. Перед домом разбивался палисадник, за ним находились сад и огород. Двухэтажные дома имели только богатые дворяне и купцы. Интересное жилое здание промежуточного характера сохранилось на ул. Андрея Рева. Это двухэтажный дом с «каменным полуэтажем».
После революции все конфискованные у владельцев особняки отошли под общественные организации.
В 1930 - е гг. было постепенно закрыто большинство церквей. Многие из них погибли. В 1930 г. был взорван Николаевский собор, а его колокола отправлены на переплавку. В годы войны под бомбёжками были безвозвратно утрачены церковь Святого Сергия Радонежского, церковь святых Кирика и Улиты, серьёзно пострадала Харлампиевская церковь. После войны была уничтожена Богоявленская церковь. В 1958  г. та же участь постигла Пятницкий храм, стоявший на месте современной центральной площади.
Многие деревенские жители нашего края  продолжали жить в построенных по старинке глинобитных или деревянных домах с соломенной крышей.
В 1950 –1960-е е гг. городе начали возводить четырёхэтажные и пятиэтажные дома, однако преобладающей, как в деревне, так и в городе,  оставалась частная застройка. Частные дома строили из дерева на кирпичном фундаменте. Позже, в 1960 - е гг., появились и дома полностью выполненные из кирпича. Крыши начали настилать не только железом, но и шифером. Как и до войны, в городе продолжали украшать входы коваными крыльцами.

Некоторые учебные заведения продолжали располагаться в старинных особняках.
Вплоть до 1960-х гг. внутреннее убранство жилья во многом делалось руками хозяев. Женщины сами изготавливали шторы, скатерти, салфетки на полки, картины на стены. Популярны были различные вышивки, в том числе и в технике «ришелье». Любимый сюжет вышивок – розы. Для украшения одежды вязались кружевные воротники и манжеты. Часто дома украшались самодельными коврами с набивным или вышитым рисунком.
В годы Советской власти существовало множество разнообразных форм коллективного проведения времени горожанами. Это были массовые праздники (7 ноября и 1 мая, сопровождавшиеся демонстрациями), субботники по благоустройству города, и многое другое.
В 1970 - е гг. в городе были построены три первых 12 – этажных здания. Район «В» застраивал жильём для своих работников завод МЗАЛ.
Центральная площадь в 1980 г. была украшена бронзовым памятником  В.И. Ленина (скульптор А.А. Тюренков, архитектор А.И. Половников).
 
Основание городского краеведческого музея.

 20 октября 1960 г. во Мценске открылся городской краеведческий музей. Идейным вдохновителем его создания и активным пропагандистом был Георгий Фёдорович Соловьёв.
Георгий Фёдорович родился в купеческой семье г. Новосиля.               
Детство он провёл в Москве, воспитывался у дяди, служащего компании «Мюр и Мерлиз». По окончании гимназии в 1912 г. юноша поступил в Московское коммерческое училище. В связи с началом I Мировой войны он оставил учёбу и поступил вольноопредлеляющимся в бригаду санитарного поезда. Через четыре года вернулся в родной город. В 1919 г. Георгий Фёдорович снова оказался на фронте в связи с мобилизацией в Красную армию для противостояния силам генерала И. Деникина, двигавшегося на Москву. Служба его проходила в 13 - й армии Южного фронта.
С 1920 г. Георгий Фёдорович работал учителем в г. Новосиле, с. Голуни и в п. Верховье. В 1929 г., после переселения во Мценск, он вначале устроился на службу счетоводом в промартели «Красный кустарь», а затем техником Шестаковского опорного пункта Всесоюзного научно – исследовательского института лесного хозяйства.
19 ноября 1937 г. Соловьёв был арестован сотрудниками НКВД по Орловской области  по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной агитации в пользу монархии», которую он якобы осуществлял в составе преступной группы, состоявшей из сотрудников Шестаковского питомника. Был приговорён к 10 годам исправительных лагерей.
В 1942 г. Георгий Фёдорович, попав под амнистию, отправился сражаться на Карельский фронт. В результате тяжёлого ранения был демобилизован из вооружённых сил в 1944 г. Некоторое время он преподавал основы бухгалтерского учёта в Битцевском пчеловодческом техникуме, а в сентябре 1945 г. вернулся во Мценск. До выхода на пенсию в 1957 г., Георгий Фёдорович работал бухгалтером на нефтебазе, на строительном участке «Сельстрой» и в детском доме № 2.
Два года он посвятил поиску сведений по истории родного края, работая в залах Государственной публичной библиотеки им. В.И. Ленина в Москве, а также собирая экспонаты для задуманного им краеведческого музея. Георгий Фёдорович сумел собрать вокруг себя группу единомышленников, которые составили литературно – краеведческий кружок «У истоков», собиравшийся два раза в месяц в районной библиотеке. Со временем кружок перерос  в литературное объединение «Родник». Совместно с созданной им группой энтузиастов, в 1959 г. Соловьёв добился  принятия решения Мценским исполкомом о создании народного краеведческого музея. В следующем году его мечта осуществилась. Георгий Фёдорович стал  председателем совета музея, со-хранив эту должность до конца своих дней. Умер 26 февраля 1968 года и похоронен на Харлампиевском кладбище города.
Поэт И. Александров вспоминает Г.М. Соловьёва как худощавого, скромно одетого человека, отличавшегося простотой и доверчивостью: «Жажда новых поисков не давала ему покоя, неудержимо звала в дорогу. То он ловил попутную машину, мчался в Отраду или в Тельчье, где в песчаных карьерах обнаружили бивни мамонта. То, едва протерев глаза, отправлялся бродить по мценским улицам и стройкам в поисках интересных находок. Георгий Фёдорович вечно тащил в руках что-нибудь занимательное. Встретишь – обрадуется, не оберёшься разговоров: у кого выпросил затёртую старинную монету, где обнаружил обломок старинного мценского водопровода, как разыскал осколок глиняного кувшина, из которого, наверно, пил молоко ещё воевода Пушкин…»
Соловьёв является автором целого ряда краеведческих статей, рассказов и повести «Иное сказание». Его художественное наследие остаётся, к сожалению,  до сих пор неопубликованным.
В 1977 г. Мценский народный краеведческий музей получил статус государственного. 13 февраля 1998 г. Мценский городской совет народных депутатов присвоил Мценскому музею имя Георгия Фёдоровича Соловьёва.
Современный краеведческий музей является комплексом, в котором представлены предметы народного быта конца XIX – начала XX вв., личные вещи знаменитых писателей, учёных и военных деятелей, связанных с Мценским краем. Значительная часть экспозиции посвящена советскому периоду и Великой Отечественной войне. В выставочном зале музея регулярно проводятся выставки местных художников. Любители искусства могут купить живописные работы и предметы декоративно – прикладного творчества

Художественная школа и мастера, связанные с ней.

В 1973 г. стара-ниями Николая Ивановича Юрченко и Сергея Ильича Прокопова в Мценске открылась детская художественная школа, которой  первоначально приходилось арендовать помещения во Дворце культуры «Металлург». Постепенно к двум энтузиастам присоединились и другие увлечённые идеей художественного просвещения детей люди: Зоя Ивановна Петрова, Василий Александрович Федоричев, Светлана Ивановна Толмачёва, Владимир Петрович Уваров. Детям преподавались шесть предметов: рисунок, живопись, композиция, прикладное искусство, скульптура, предмет по интересу. В судьбе художественной школы принял участие председатель городского совета Николай Павлович Юдин, благодаря которому у неё появилось собственное здание – бывший купеческий особняк XIX в. Стараясь создать интерьеры, соответствующие духу здания, художники сами искали и реставрировали старинные решётки и люстры. Во внутренний облик особняка органично вписались огромные зеркала и гипсовые копии величайших скульптур античности и эпохи Возрождения.
Благодаря шефству цеха алюминиевого литья завода МЗАЛ и лично ди-ректора завода,  Валентина Самарина, школе ежегодно предоставлялся автобус для туристических поездок по Золотому кольцу России, городам – героям и для выезда на пленэр в живописные места нашего района – д. Алябьево,
д. Елизаветинку, район пансионата ЗИЛ.
Первым директором художественной школы стал Николай Иванович Юрченко (1973 – 1995), уроженец Днепродзержинска. Первоначально он работал директором парка. Заочно окончил художественно – графический факультет Орловского педагогического института.  При нём в школе была собрана лучшая в городе библиотека книг по искусству.
С  1995 г. школу возглавляет Сергей Ильич Прокопов (р. 1946). За свои
успехи в просветительской деятельности он награждён значком «Отличник народного просвещения» и имеет звание «Заслуженный работник куль-туры». Член Союза художников России с 1991 г. В 2006 г. Сергей Ильич получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Благодаря его усилиям, на базе школы для обмена опытом  несколько раз проходили методические и пленэрные семинары преподавателей художественных школ области. По его инициативе во Мценске дважды работали мастер – курсы для  талантливых детей -  стипендиатов Министерства культуры «Юные дарования».
   С.И. Прокопов является активным участником областных, зональных и российских выставок. Его персональные выставки проходили в гг. Мценске, Орле и Москве. Основными жанрами в его творчестве являются пейзаж и натюрморт. Палитра художника нарядна и радостна. Наша малая родина в пейзажах С.И. Прокопова предстаёт краем, овеянным романтикой старины и вечной красоты природы. Художник уверен, что создавая каждую новую картину, он и сам рождается заново. И это возрождение бесконечно, как бесконечен путь к совершенству. Вечная неудовлетворённость гонит художника дальше и дальше, направляя его усилия к обогащению и углублению мастерства.
В Мценской художественной школе сложился собственный круг само-бытных мастеров. Одним из них был Владимир Петрович Уваров (1948 – 2002), уроженец д. Катушищево Мценского района, член Союза художников России с 1993 г.
Талантливый преподаватель и увлекательный рассказчик, он был не только живописцем, но и мастером чеканки. Ведущим жанром его живописи был пейзаж. Картинам Уварова свойственны интимность, задушевность и тонкий лиризм. В них присутствует особое ощущение тишины и умиротворения.
Ещё один талантливый педагог и художник – Ирина Олеговна Некрасова. Область её интересов  очень широка. Она изготавливает украшения из глины, панно и живописные работы в разных техниках – от старинных до современных. Хорошо удаются Некрасовой как фантастические картины, навеянные славянской мифологией, так и пейзажи с натюрмортами. Одной из самых лучших работ художницы являются «Подсолнухи», осязаемый и пластичный натюрморт, полный воздуха, солнечного света и тепла.
Заболотская Лилия Николаевна  – преподаватель высшей категории, неоднократно была награждена за педагогический талант дипломами международных конкурсов, в которых она принимает участие вместе со своими учениками. Лилия Николаевна вдохновляется работами Г. Климта и В. Кандинского, ряда орловских акварелистов, восточным искусством. Излюбленной техникой художницы является батик, который она считает сродни акварели. Рисует  Заболотская акриловыми красками по шифону и креп - жоржету, расписывает платки, парэо, создаваёт картины.
Персонажами её картин часто являются цветы и птицы. Л.И. Заболотская любит путешествовать, посещать  художественные музеи. Знакомство с самыми разными техниками изображения толкает её на различные эксперименты, в результате чего возникает неповторимый синтез её собственного видения с элементами искусства, например, таких далёких от нас стран, как Китай и Япония. Одна из её работ находится в частной коллекции в Италии. Другая, «Листопад», отмечена областной прессой после вернисажа в выставочном зале «Ракурс».
Интерес к технике батика разделяет и Маковеева Майя Александровна, автор больших лирических пейзажей, изображающих виды Петербурга. Благодаря мастерству художницы, пейзажи кажутся мерцающими и зыбкими. Очертания зданий одновременно узнаваемы и словно подёрнуты дымкой таинственности. Она же – автор ярких цветочных натюрмортов, выполненных маслом. Майя Александровна разработала авторские про-граммы по дизайну интерьера и театральных постановок.
Традиции глиняной детской игрушки возрождает в своём творчестве, наряду со многими другими видами деятельности  Тамара Викторовна Тихонова. В области портретной графики и шаржа выделяются работы Ольги Сергеевны  Прокоповой.

Открытие картинной галереи.

Одним из духовных «отцов» Мценской художественной галереи является Фёдор Нестерович Дёмин (р. 1925), уроженец д. Студимля, что возле д. Черемошны Мценского района.
В семь лет, после ушиба позвоночника, он оказался прикованным к постели. В 1937 г. отец Фёдора Нестеровича был репрессирован, старший брат погиб на войне, а средний – покончил с собой, не вынеся клейма сына «врага народа». Решив переломить судьбу, будущий художник занялся самообразованием, научился играть на гармошке, а затем стал рисовать. Болезнь отступила перед такой силой воли, и он встал на ноги. В 1953 г. Дёмин закончил Елецкое художественное училище. Большая часть его жизни прошла в п. Ясная Поляна Тульской области.

Несмотря на равнодушие тульских коллег и замалчивание его творчества, Дёмин пользовался уважением и поддержкой таких известных художников как П.Н. Крылов, Ю.П. Кугач, И.А. Попов, Н.А. Сысоев. Каждая картина давалась художнику с большим трудом, ведь работать ни сидя, ни стоя он не мог. По этому поводу он писал: «Физическую боль я преодолевал по примеру Николая Островского, боль душевную – по примеру Бетховена. Они создали свой собственный мир: Островский в литературе, Бетховен в музыке. Преодолевая всё, я создаю свой собственный мир в изобразительном искусстве». Хотя среди картин Дёмина есть пейзажи и натюрморты, ведущую роль в его творчестве играет реалистический портрет: «На моих полотнах – скромные простые люди, но мужественные, сильные духом. Я с любовью, трепетно изображал их». Фёдор Нестерович награждён редкой медалью «Одолевшие судьбу».
Дёмин приехал во Мценск, решив подарить малой родине ряд своих ра-бот. Картинная галерея, где они должны были разместиться, виделась ему храмом торжества духа над немощью и бездуховностью. Поиском здания для галереи занялся мэр города В.М. Александров. Им стала бывшая столовая завода «Текмаш». 20 июля 1999 г. состоялось торжественное открытие галереи, первым директором которой  стала Галина Николаевна Доронина. На премьерной выставке были представлены работы Ильи Глазунова, посвящённые Куликовской битве.
За 10 лет, прошедших со дня открытия, в галерее было показано 80 выставок живописи, графики, декоративно - прикладного искусства и фотографии мценских, орловских и тульских художников. Галерея приступила к созданию собственных фондов. Сейчас в них находится около 260 работ, из них – 40 работ Ф.Н. Дёмина. В 2008 г. галерея переехала в новое здание. Её новым директором является Татьяна Сергеевна Брянкина.
В рамках выставочной деятельности  галерея познакомила горожан с достижениями многих талантливых местных художников. Среди них хочется отметить творчество Ивана Степановича Фролова (р. 1922), самобытного – художника- фронтовика, родом с Псковщины. Самым ранним увлечением его юности стала фотография. Закончив школу в 1941 г., Фролов сразу попал на фронт. Накануне первого боя ему посчастливилось пройти по Красной площади 7 ноября 1941 г. За проявленную в боях храбрость будущий художник получил медаль «За оборону Москвы». После госпиталя, куда он попал в том же 1941 г., Фролов сражался на территории Орловщины, участвовал в битве под Сталинградом, в боях под Смоленском. В составе Ордена Ленина Крас-нознаменной  дивизии имени Дзержинского обеспечивал безопасность  Ял-тинской  конференции глав государств «Большой  тройки», а затем участвовал в Параде Победы. После войны  остался  в вооруженных  силах, дослужился до  подполковника, стал трижды орденоносцем. Пейзажи Фролова полны радости жизни, красоты и любви к своей Родине.
Другой художник – фронтовик, Сергей Кузьмич Жебынёв (р. 1926), родом из с. Вороново.  В 1943 – 1951 гг. он служил в армии. Участвовал в битве на Орловско – Курской дуге. Долгие годы прожил в Ялте, работая художником-оформителем  в художественных мастерских. Сейчас проживает во Мценском районе. Сюжеты его картин просты: сельские виды, березовые леса, деревенские домики, засыпанные снегом или освещённые яркой луной. Пишет он широким,  свободно ложащимся маз-ком.

Известным пейзажистом является также Сергей Васильевич Гринёв из
д. Нечаевка. В его пейзажах наш край превращается в колдовской мир, наполненный солнцем, величием природы, проникнутый первозданной тай-ной.
Татьяна Валентиновна Самойлова  (р. 1974)  родилась, выросла и работает в родном Мценске. Закончила Орловский государственный университет по специальности «Декоративно-прикладное искусство», а затем училась в аспирантурах ОГУ и МПГУ (Москва), после чего  защитила кандидатскую диссертацию по теории и методике преподавания резьбы по дереву. С 1996 по 2000 гг. она преподавала в школе №8 Мценска. В настоящее время Т.В. Самойлова  является преподавателем художественной графики и декоративно-прикладного искусства, а также начертательной геометрии и инженерной графики в  Мценском филиале Орловского государственного технического университета. Свою работу она очень любит – это тот случай, когда увлечение и профессиональная деятельность совпадают. Работы Самойловой и её студентов принимают участие в выставках родного Мценска, Орла, Москвы, где часто отмечаются дипломами. Направления её творчества различны: ху-дожественная роспись и резьба по дереву, батик, вышивка, художественная графика, художественная обработка кожи.
Одним из заветных желаний Татьяны Валентиновны и её студентов явля-ется открытие специальностей высшего профессионального образования с художественным направлением, чтобы самые талантливые студенты среднего образования Мценского филиала не уезжали учиться в другие города, а оставались и творили дома, прославляя свой родной город.
В редком жанре психологического пейзажа работает Андрей Витальевич Иванов (р. 1959). В таком пейзаже природа не является чем-то самостоятельным, она  – лишь средство отражения настроений художника, анализ его своих внутренних ощущений или  средство противопоставления его внутреннего состояния и окружающему миру.
Пейзажи А.В. Иванова уводят нас в глубины тайн космоса, заставляют задуматься о смысле бытия.
Работы художника хранятся в частных коллекциях России, дальнего и ближнего зарубежья.
Народные умельцы. Есть в нашем городе и районе  народные умельцы – люди творческие, увлеченные. Среди них можно назвать «зодчего» Федора Федоровича Карпухина из д. Волково, который своими руками создает уменьшенные точные копии самых красивых русских памятников древней архитектуры. В его жизни были трудное детство в многодет¬ной семье без отца, раскулачивание, голод, работа на стройке с 17-ти лет, война, ранения, плен, побег, смерть матери, не дождавшейся его с войны.  Видимо Федор оказался талентливым, в отца, и всё в своей жизни научился создавать своими ру¬ками: выстроил дом на загляденье, сам сделал мебель, а позже  захотелось храмы «строить», резать по дереву. Довелось придумать даже свой «кубик  Карпухина».
В 2002 г. о мастере Карпухине был снят фильм, который вошел в архив Министерства Культуры РФ как Летопись России.
Основная тема творчества Карпухина  –  русские православные храмы. Не угасает желание мастера создавать всё новые макеты лучших памятников православной архитектуры.
 Особое место среди его работ занимает архитектурный ансамбль «Ки-жи» –  жемчужина деревянного зодчества России. Вновь и вновь воссоздаёт мастер  созданные без единого гвоздя храмы. «Возвёл» Карпухин и свой Храм Христа Спасителя, и церковь Покрова на Нерли и много других.
Самобытным и сотворившим самого себя мастером можно назвать и Николая Михайловича Труфанова, который вот уже около 10-ти лет занимается лозоплетением. Его увлечение началось, когда в его руки попала книга об этом старинном русском занятии. Теплые солнечные изделия из лозы так тронули душу Николая Михайловича, что он решил научиться этому мастерству  во что бы то ни стало. Нужные книги и умелые руки стали ключом к заветной цели.  Он пропустил через свое сердце это увлечение, и оно стало делом всей его жизни.
Сначала Труфанов попробовал себя, изготавливая  подставки и вазочки, затем были корзины и настольные лампы, сегодня – целые мебельные гарнитуры и всевозможные аксессуары.

Голубев Алексей Витальевич (р. 1955), работает в Отрадинской средней школе, является руководителем кружка «Резьба по дереву». Мастер занимается резьбой с 1990 - х гг., изготавливая оригинальные вазы по собственной технологии. На занятиях кружка с учениками, наряду с резьбой по дереву, Голубев занимается ещё и рисованием.  Алексей Витальевич – участник многих выставок в районе и области.
 
Возрождение кружевного промысла.

В 1920-х гг. во Мценске существовала артель им. Клары Цеткин, в которой изготавливались кружева и вышивки. После её роспуска в результате борьбы с кустарным производством старинные ручные промыслы постепенно заглохли.
Возрождение мценского кружевоплетения связано с именем Нины Гавриловны Савенковой, которая приехала в наш город в 1984 г., после окончания художественного факультета ОГПИ, и стала работать в детской художественной школе.  Первые занятия ей пришлось проводить как в художественной школе, так и в учебно - производственном комбинате. Эти не могли быть систематическими, но способствовали пробуждению интереса к древнему ремеслу.

В 1991 г. были выделены средства для создания во Мценске «Школы кружевниц», в которой  Н.Г. Савенкова преподаёт совместно с А.А. Шалыгиной. При школе имеется собственный музей старинных кружев.
Работы мценских кружевниц не раз экспонировались на выставках в Москве, Сочи, Калининграде, Курске, а также за рубежом - Германии, Франции, и других местах.
За вклад в развитие старинного ремесла Н.Г.Савенковой было присвоено звание «Народный мастер», а также вручён почётный значок за достижения в культуре. Недавно она выиграла грант на развитие открытой ей школы.
Одной из лучших учениц Н.Г. Савенковой является Екатерина Александровна Борисова, (р. 1975 г.)  внучка Г.Ф. Соловьёва.  (Рис.103) Она окончила художественно - графический факультет Орловского государственного университета, после чего поступила в аспирантуру и около года проработала в Мценской детской художественной школе. В поисках материала для диссертации, посвящённой кружевоплетению, Екатерина поехала в Елец, на родину одной из знаменитейших школ этого искусства. Там она познакомилась с директором фирмы «Елецкие кружева» Юрием Сосовым, который предложил ей не только интересную и перспективную работу, но и жильё. В 2000 г. фирма «Елецкие кружева» получила первое место на конкурсе - выставке «Лучшие товары и услуги на рынках России». Екатерина была автором оригинального  чёрно - фиолетового платья из ручного кружева, которое произвело ошелом-ляющее впечатление на посетителей выставки. Другая её работа, голубой сарафан с верхним прозрачным кружевным платьем, украшенным крупными цветами, также был признан уникальным произведением искусства и ныне хранится в Музее народных ремёсел и промыслов г. Ельца.
Защитив в 2002 г. диссертацию, Екатерина стала преподавать в Елецком государственном университете на кафедре дизайна. Она является автором нескольких методических пособий по кружевоплетению. Столкнувшись с проблемой почти полной неизученности любимого ею ремесла и сравнительно небольшими экспозициями музеев на данную тему, Екатерина посвятила себя собиранию (читай  –   «спасению») старых кружев и отделанных кружевом рушников.

Предметы коллекции она предоставляет для безвозмездного экспонирования в просветительских заведениях. Вторым её увлечением является продолжение семейной традиции  – коллекционирование старинных ёлочных  игрушек. Её собрание включает в себя игрушку «Собака – санитар», которая изготавливалась только в годы Великой Отечественной войны; часы, выпущенные после выхода в прокат фильма «Карнавальная ночь»; проволочные игрушки завода «Москабель»; фрукты, сделанные с помощью ручного и машинного кручения из ваты. В декабре  –  январе 2008 г. эти игрушки были представлены на выставке в Музее народных ремёсел и промыслов. Выставка заслужила положительные отзывы со стороны прессы г. Ельца. 
В 2009 г. работы Екатерины и её студентов демонстрировались в Праге, где получили награды.

Писатели Мценского края.

 В 20 в. Мценская земля подарила нашему краю много замечательных писателей.
Деревня Ильково  –  родина Ивана Алексеевича Новикова (1877 – 1959). Закончив мценское городское училище, он поступил в Петровскую академию в Москве. В 1898 – 1899 гг. будущий писатель отправился в страдавшую от голода Бессарабию, где на собранные им деньги открывал столовые и пункты медобслуживания, работал санитаром.
Получив агрономическое образование, Новиков выбрал писательскую судьбу. Целый ряд его произведений посвящён жизни провинции и духовному богатству населяющих её людей («Калина в палисаднике», «Варенька из Прилеп»). Главной книгой в жизни писателя, принёсшей ему всеобщее признание,  стала его трилогия, посвящённая жизни А.С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны, выступая с платными лекциями о Пушкине и чтением глав из своего романа о поэте, Новиков собрал 100 000 руб. и отдал их на постройку военного самолёта. Этот самолёт был передан капитану Юрию Горохову, кавалеру ордена Александра Невского, получившему звание Героя Советского Союза посмертно. Юрий Горохов сбил  лично 23 вражеских самолёта и ещё 10 – в групповых боях.
Новиков также является автором нескольких книг историко-литературного характера, таких как: «Слово о полку Игореве и его автор» (1938), «Пушкин и «Слово о полку Игореве» (1951), «Писатель и его творчество» (1956). Произведения нашего земляка переведены на иностранные языки. Он награжден четырьмя орденами, а также медалями. (Рис.104)
Первое Подчернево – место рождения писателя и переводчика Михаила Михайловича Киреева (1903 – 1970). Литературная деятельность писателя началась с публикаций в орловских и мценских газетах рассказов из деревенской жизни. В 1934 г., в Воронеже, куда переезжает Киреев,  вышел его первый сборник рассказов «На линию». Писатель часто приезжал на родину, встречался с читателями. Постепенно его произведения начали появляться на страницах московских газет и журналов. В конце 1930 – х гг. Киреев переехал в Нальчик, где стал редактором альманаха «Кабарда» и переводчиком произведений ка-бардино – балкарских писателей.
В д. Яковлево Покровской волости Мценского уезда  появилась на свет известная детская писательница Елена Александровна Благинина (1903 – 1989). В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 1930-х годов, когда её детские стихи появились в популярном журнале «Мурзилка», где  в то время печатались С. Маршак, А. Барто, С.Михалков. В 1936 г. почти одновременно были опубликованы её первые книги –  поэма «Садко» и сборник «Осень». Елена Александровна писала весёлые,  искрящиеся юмором стихи. Среди них были «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки, лирические произведения. Поэтесса переводила с украинского и польского языков стихи Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990).
В 1925 г. во Мценске, в семье учителей,  родился Александр Алексеевич Говоров, доктор исторических наук, автор известных и постоянно переиз-дающихся исторических романов. Первые литературные опыты, созданные на студенческой скамье, привели его в сталинские лагеря (1949 – 1954 гг.).  Находясь в одиночке и меряя её шагами, А.А.Говоров придумывал сюжеты своих будущих романов. Хрущёвская амнистия позволила ему окончить в 1955 г. исторический факультет  Московского городского педагогического института. До 40 лет  он работал в книготорговле.
Находясь в 1960 г. в командировке на целине, Говоров встретился с писателем С.Е. Меримским (Полетаевым), который стал его крёстным отцом в литературе. В 1964 г. в издательстве «Детская литература» вышел его первый роман о греко-персидских войнах «Алкамен – театральный мальчик».
Картины нравов Мценска XIX в., в котором проживает один из героев, «лишний» человек Неретин, автор воссоздал в романе о Парижской Коммуне «Флореаль». За ним последовал роман из жизни средневековой Франции «Последние Каролинги» (1972). Автор воскресил биографию известного дореволюционного книгоиздателя в романе «Смирдин и сын», за который получил сердечную благодарность от потомков славной книгоиздательской  династии. Также писателю принадлежат романы «Жизнь и приключения Василия Киприанова, царского библиотекариуса», «Санктпетербургские кунсткамеры, или семь светлых ночей 1726 года». Последним произведением А.А. Говорова стал роман «Византийская тьма».
«Я избрал своим жанром так называемый профессорский роман, то есть художественное произведение, написанное учёным, знатоком в своей области, однако написанное без какой-либо занаученности, по вольным законам литературного творчества»,  - так определял свое литературное кредо автор.
А.А. Говоров не был профессиональным писателем. Много лет он преподавал историю книги  в Московском политехническом институте, имел звание доктора наук по специальности «Книговедение», профессора по специальности «Управление и экономика». Ему принадлежит много научных публикаций и учебников.
Романы писателя постоянно переиздаются в нашей стране, их можно найти в любой обычной, а также во многих  электронных библиотеках. Они переведены на иностранные языки. Он умер в 2003 г. в Москве.
В 1932 г. в д. Гудиловке родился Иван Александров. Будущий поэт окончил литературный факультет Тульского педагогического университета, работал в школе на Алтае. Вернувшись на родину, был инспектором районо и директором восьмилетней школы.
Первые стихи опубликовал ещё на студенческой скамье в альманахе «Литературная Тула» и сборнике «Стихи тульских поэтов» (1951 г.). Александрову принадлежат многочисленные сборники стихов и прозы: «Подснежник» (1963), «Земляника» (1966), «Ясень» (1969), «Снежедь» (1970) , «Пучок калины» (2001), «Вербный день» (2007).  В 1970 г. он был принят в Союз писателей, в 1997 г. – получил литературную премию имени А. Фета, а в  2004 г. – был награжден памятной медалью «К 100-летию М.А.Шолохова». В 2006 г. за вклад в сохранение высоких литературных традиций России Александрову присудили премию «Вешние воды».
 Стихи поэта посвящены родной деревне и умиранию старого крестьянского быта: «Я по-прежнему кровно связан с родной деревушкой, где осталось всего два двора. Вероятно, скоро она совсем исчезнет с лица земли, а её название сохранится только в моих стихах.  Люди труда и их судьбы, родная природа, традиции российской культуры, тесно связанные с именами
А.С. Пушкина, И.С. Тургенева и А. Фета, судьба народа сегодня – все эти темы находят своё место в творчестве писателя.
***
Цеплялись мне за плечи ветки,
Не отпуская в дальний путь.
Я поглядел на сад заветный
И поневоле сжалась грудь.
Мне от села не оторваться,
Я с детских лет к земле прирос
Корнями вишен и акаций,
 Корнями яблонь и берёз.

Игорь Дмитриевич Крохин родился в 1940г. в поселке МТС Себежского района Калининской области в семье агронома. На Орловщине поэт жил с 1954г. Окончив в  1963г. Ленинградский экономический институт, он работал юристом на Чернятинском стекольном заводе под Брянском, а затем на заводах вторичных цветных металлов и алюминиевого литья во Мценске, в совхозе «Орловские цветы».
В 1965 г. в газете «Орловский комсомолец» появились первые стихи на-чинающего поэта. Чтобы профессионально заняться литературным творчеством, он окончил Литературный институт им. Горького. С  1971 г. Крохин постоянно печатался в «Орловской правде», журналах: «Москва», «Молодая гвардия», «Октябрь», в альманахе «Поэзия». В 1976 г. вышла первая персональная книга стихов Игоря Дмитриевича – «Проселки».  В 1977 г. его произведения вошли в коллективный сборник стихов «Орловские голоса».
Стихи Крохина полны раздумий о пережитом, о счастье  труда, теплоте человеческих душ. Поэт говорит о любви к Родине, к родному краю. В 1978г. писатель был принят в Союз писателей СССР.  Умер в 1992 г.               


***
Тишина в Новоселках светла.
Лунный свет на березах узорчат.
Огоньки, огоньки деревень
Вдаль глядят умудренней и зорче.
И не дрогнет прибрежная тень -
Не встревожит ни ветер, ни птица.
Огоньками ночного села
Вдаль глядят незнакомые лица.
Кто они - я не знаю еще:
Ни родни в том селе, ни знакомых.
А дорога сама привела
К огоньку под одной из черемух.

Поэтесса Татьяна Серпиянова  (р.1957г.) окаазалась во Мценске после окончания Краснодарского педагогического училища. Любовь к слову и общению с людьми привели ее в журналистку: поэтесса была внештатным корреспондентом газет «Ленинский путь», «Рабочая честь», печаталась в других районных газетах. Писала сатирические статьи, куплеты, юморески, стихи.
В 1992 г., по приглашению редактора,  пришла работать корреспондентом на Мценское радио. В1993 г. была принята в Союз журналистов России. В
1990-х гг. стихи  и статьи Т. Серпияновой стали появляться и на страницах орловских областных газет и  в прессе Краснодарского края. Она неодно-кратно принимала участие и побеждала в литературных конкурсах.
В 2002 г. стихи Т. Серпияновой  вошли в сборник литераторов Орловщины «Зеркало Пегаса». Собственный сборник стихов поэтессы  «Философия Чуда» вышел в 2007 г.  под псевдонимом Таната.
Т. Серпиянова как автор находится в постоянном поиске не только создания, но и подачи материала. О своём авторском кредо Татьяна говорит: «Меня интересует внутренний мир человека. Там наши корни, там – красота, там – истина. Считаю, что можно побеждать – любя. Этому я и хочу научиться, и стараюсь передавать это в творчестве».

***
Ночную тишину окутал сон,
Всё меньше огненных окон.
В своём дому зажгла свечу,
Она горит, а я молчу.
На пламя пристально смотрю.
Что мне свеча? Сама горю…

Мария Корчагина  – родом из с. Сычи. Долгое время сочетала профессии преподавателя и журналиста, пока не сделала своей судьбой последнюю. Печататься начала ещё в юности, в районных газетах Орловской и Тульской областей. Позже её произведения появились и в центральной печати: в журналах «Сельская новь», «Работница», «Учительской газете», «Комсомольской правде». Состоит в Союзе журналистов. О себе она говорит: «Очень привлекательны для меня духовная сторона жизни, встречи и общение с интересными людьми, для которых творить  добро – не пустой звук. Отдыхает душа в соприкосновении с природой, книгой и, конечно, с поэзией».
***
На травах росы  зацвели,
Черёмух распустились кисти.
Нектара капельки повисли
На остром хоботке пчелы.
Наткнулся шмель на одуванчик,
Испачкал в жёлтое крыло.
День, наплывая на село,
Резвился, как весёлый мальчик.

               
               
Людмила Румянцева приехала в Мценск в 1976 г. Начала печататься в газете «Мценский край». Её произведениям свойственна особая доброта, которая пробуждает в людях искренние и светлые чувства. В 1998 г. вышла книга её стихов «На языке любви».
***
Всё по-новому видится мне,
От нахлынувших чувств задыхаюсь
И дивлюсь переменам в себе:
Как и прежде, хожу по земле,
А ладонями неба касаюсь.
Говорят, что живу как во сне,
Заглянуть в мир незримый пытаюсь,
Здесь забот, мол, хватает вполне.
Я упрямо хожу по земле,
А ладонями неба касаюсь.
-Что нашла ты в белёсой луне?
Меня спросят. В ответ улыбаюсь,
Что поделать: хожу по земле,
А ладонями неба касаюсь.
Что скрывается в той синеве?
Где, как в озере, взглядом купаюсь?
Вновь вопрос задаю я себе.
Чтоб ответить: хожу по земле,
А ладонями неба касаюсь.
Этот мир, растворённый во мне,
Мир, в котором и я растворяюсь,
Оттого-то и дорог вдвойне,
Что ногами хожу по земле,
А ладонями неба касаюсь.

Нина Тюленева родилась в деревне Верхнее Ущерево Мценского района Орловской области в 1962 г.. Она была единственным ребёнком в семье, всю  свою жизнь посвятившей сельскому труду. По профессии она – медицинская сестра, но  в силу сложившихся обстоятельств, связанных с состоянием здоровья,  – домохозяйка. Пе-чататься начала более 20 лет назад. Стихи Нины Тюленевой неоднократно публиковались в местных, областных и центральных изданиях, звучали по радио и телевидению.
 О себе поэтесса говорит: «Я люблю добрых животных, цветы, лес. Люблю наши русские просторы! Мне нравится путешествовать и общаться с людьми. В этом мире меня трогает все: чувства и отношения людей, природа, дети, красота, страшные войны, что шли и идут в мире. Я не терплю ложь, высокомерие, бессердечность и жадность».
***
В колыбельке летнего цветка,
Под головку уложив весь день,
Маленький шмелёнок крепко спал,
Лапкой заслонив от солнца тень.
Снился бесконечно звонкий луг,
С голосом кузнечиков в траве,
От реки-воды – большой испуг
И свободы песня в голове.
Он летал над тёплою травой,
Радовался каждому лучу.
Малнький, пушистый и земной –
Над шмелёнком спящим помолчу.


Виктор Лагутин родился в семье офицера-пограничника. Детство и юность прошли в г. Мценске.  После учебы в школе Виктор закончил Мценский металлургический техникум и получил специальность техника-технолога по вторичной обработке металлов. Учась в техникуме, увлекался парашютным спортом, оформлял стенгазеты. После техникума была армия, служба проходила в Арктике. Не останавливаясь на достигнутом, Виктор Лагутин окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета. Работал учителем русского языка в сельской школе Мценского района, корреспондентом в газетах Нижневартовска, Омска, Новороссийска, Крымска. Много путешествовал, был на путине на острове Шикотан. Более 20 лет поэт проработал в редакции Мценской газеты фотокорреспондентом, корреспондентом, заместителем редактора. Является членом Союза журналистов России.
   Стихотворения Виктора Лагутина публиковались в областных и районных газетах, литературно-публицистическом альманахе «Под парусом спасения», сборнике песен московского композитора Марка Анд-риахина «Говори мне о России». В   2003 г. вышел персональный сборник поэта  «Шум осеннего дождя».
***
Он не любил рассказы о войне,
Лишь долгими вечерними часами
Он что-то всё высматривал в окне,
Сжав подоконник слабыми руками.
Он не любил рассказы о войне,
Но как-то в одночасье расхрабрился:
«А знаешь, сын, расчёт наш славно бился!» -
И замолчал, и взгляд застыл в окне…
Была весна, последняя весна.
О, как теперь я это понимаю!
И как его молчанье принимаю!
Отцу уже не вспомнится война…

      Игорь Кочнов  родился в 1962 г. в Мценске. После окончания металлургического техникума служил в воздушно-десантных войсках, после чего вернулся в родные места.

 Рис.114. Игорь Кочнов.
Пробовал себя в различных рабочих профессиях. Его стихи можно встретить на страницах местной печати и центральных юмористических из-даний.
         

          ***
Суета бессонного вокзала,
Огненные стрелы поездов
Улетают в темноту устало
В поисках счастливых городов.
Эхо затеряется последним,
Исказив на рельсах лунный свет.
Лёгкий ветер потревожить медлит
На перроне брошенный билет.

Учёные мценского края, фольклористы и краеведы.


Сын земского служащего, Иван Иванович Жегалкин, уроженец Мценска, в декабре 1902 г. был зачислен в  Московский университет доцентом. В 1907 г. он стал автором первой русской монографии по теории множеств «Трансфинитные числа». Областью его научных интересов была абстрактная теория множеств и математическая логика. Жегалкин написал целый ряд учебников. Крупнейшими его трудами являются «Теория определённых интегралов», «О технике вычисления предложений в логике», «К проблемам разрешимости.
Один из старейших профессоров Московского университета, И.И. Жегалкин не оставлял работу до последнего дня своей жизни, который наступил в марте 1947 г. Сестре Ивана Ивановича, Марии Ивановне Слудской – Жегалкиной (1882 – 1968), доценту кафедры анализа механо-математического факультета Московского университета, принадлежат работы по теории приближённых вычислений и методике преподавания высшей математики. Как и брат, она отмечена высокими го-сударственными наградами.

Село Большое Тёплое – родина учёного – экономиста Николая Алексеевича Вознесенского (1903 – 1950). По его предложению  накануне Великой Отечественной войны  был увеличен объем капитальных вложений в оборонную промышленность на востоке страны.  В годы войны он, в качестве члена Государственного комитета обороны, отвечал за производство оружия и боеприпасов. После её окончания возглавил разработку пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946 – 1950 гг. Государственной премии СССР была удостоена вышедшая в 1948 г. книга Вознесенского  «Военная экономика СССР в период Отечественной войны».  Уже в слёдующем году он был репрессирован по «ленинградскому делу» и приговорён к смертной казни. Расстрелян 1 октября 1950 г.
Вместе с ним были репрессированы его брат А.А. Вознесенский (1900 –1950),  видный экономист, ректор Ленинградского университета, затем – министр просвещения РСФСР, а также  сестра Мария, секретарь Куйбышевского райкома ВКП(б) в Ленинграде. Подверглись преследованиям и погибли их ближайшие родственники. Все реабилитированы посмертно.

      
 Валентин Иванович Будаговский (1910 – 1975) родился в селе Подбелевец Мценского района в семье сельского учителя, большого любителя садоводства. Мальчик быстро научился прививать, выращивать растения.  Валентин Иванович кончил Орловский садово-огородный техникум, а затем, в 1936 г., Плодовоовощной институт им. И.В. Мичурина. Профессор Н.Г.Жучков пригласил талантливого студента поступить в аспирантуру и заняться проблемой изучения и селекционирования карликовых плодовых деревьев.  В 1936 г. Будаговский, отправился в экспедицию по Армении, Грузии, Дагестану и Нагорному Карабаху. Он установил,  что все европейские сорта карли-ковых яблонь происходят из Закавказских республик и связанных с ними стран. Необычайно крупные для маленьких деревьев плоды объяснялись естественным отбором, который в течение многих тысячелетий проводили местные жители. В Европу же яблони - карлики попали в результате походов Александра Македонского. В 1940 г. Валентин Иванович защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем он занялся проблемой выведения зимостойких карликовых яблонь для средней полосы России. Результаты своих трудов учёный обобщил в докторской диссертации «Карликовые подвои для яблони», которую защитил в 1953 году. 17 подвоев  Будаговского были переданы в Государственное сортоиспытание и районированы. Достижения профессора используются в Западной Европе и Америке, где высоко ценятся. В.И Будаговский  за успехи в работе был награждён орденам Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя золотыми и тремя серебряными медалями ВДНХ, избран членом Королевской академии в Великобритании .   Емуц присуждена госу-дарственная премия Российской Федерации в области науки и техники за 1994 год (посмертно). 
Раиса Алексеевна Масленникова, собирательница фольклора нашего края, появилась на свет в Стрелецкой слободе Мценска 17 августа 1929 г. Она впервые  описала свадебный обряд Мценского края, особенности праздничных традиций. Раиса Алексеевна опубликовала также ряд книг по детскому фольклору, собрание обрядовых, праздничных и бытовых песен, сказки и пословицы, бытующие в нашем районе. За свою деятельность она награждена медалью «Лучшие люди России».
Большой вклад в изучение истории родного края внесли мценские краеведы. Крупнейшим из них является Алексей Иванович Макашов. Его перу принадлежат многократно переиздававшиеся с новыми дополнениями  монографии по истории Мценска с древнейших времён до наших дней.
Василий Фёдорович Аниканов, более сорока лет занимаясь краеведением, опубликовал десятки статей в местной прессе. Он собрал множество ценных фактов по топографии Мценска, сведений об окрестных усадьбах и легенд.


 Библиотеки.

 Крупнейшим просветительским центром города является районная библиотека имени
И.С. Тургенева. Свою историю она ведёт ещё с дореволюционных времён. В 1920 г. в ней насчитывалось 12 000 книг. Одно время в библиотеке хранились книги из имения И.С. Тургенева в количестве 2500 экземпляров, но впоследствии они были переданы в Орёл, в музей писателя. В 1919 – 1925 гг. много трудов приложила для собирания фондов
Е.П. Фурсова, впоследствии профессор. 30 лет, начиная с 1953 г.,  посвятила работе в библиотеке её заведующая – В.Г.Соловьёва. При ней книжный фонд увеличился до 60 000.
В настоящее время  библиотеку посещают около 4000 читателей. Её книжный фонд составляет 76 000 единиц. Библиотека стала не только местом для работы с книгами, но и информационным центром, местом сбора любителей искусств и встреч с интересными людьми.
В 1967 г. открылась первая городская библиотека, которой в 1995 г. было присвоено имя писателя И. А. Новикова. В том же году было создано Новиковское общество из числа читателей библиотеки, краеведов, писателей, художников, преподавателей местных школ и гимназии. С 1997 г. в библиотеке проводятся Новиковские чтения, осуществляется широкая исследовательская и просветительская работа, связанная с творчеством писателя


Рецензии