Умирают старые учителя

Умирают старые учителя.
Позабыты.
Кому они нынче нужны.
Те, кто смело вели  молодых как в атаку.
Поднимаясь над градом проблем и вопросов.
Умирают , прикрывшие    вас  от    беды.
Научившие верной  дороге.
Где шаги ваши были легки.
Где вы счастливы были, где были мечты…
Там где ярким цветком запылала любовь.
Там где друг был всегда , верен честен, правдив и понятлив.
Уходили вы в мир.
Поднабравшись ума.
Вспоминая порой – стариков педагогов- богов.
Угасаем- тихонько как свечи –увы.
Вам гореть за себя поручаем.
Орденов   - как всегда не дождалися мы.
Так ведь редко о нас вспоминают….


Рецензии
Дорогой Вячеслав Омерович!

Это верно!
Спасибо!

Всего доброго Вам!
искренне Вл.

Владимир Багаев   07.09.2012 23:54     Заявить о нарушении
Существует ряд показателей, на основе которых можно безошибочно определить степень здоровья или нездоровья общества. Это: уровень социального неравенства, качество социального обеспечения нетрудоспособных групп населения, доступность медицины… и это социальный статус учителя. Об этих важнейших аспектах благополучного общества говорится в Концепции Национальной Идеи России, выдвинутой философом, писателем и общественным деятелем Т.Н. Микушиной. Сегодня мы подробно остановимся на проблеме социального статуса учителя.

Итак, почему же статус учителя столь показателен? Ответ прост: учитель – это тот человек, который готовит смену нынешнему поколению, и от качества его работы зависит успех и процветание страны в будущем. Забота об учителе – это забота о будущем страны. Учитель – это первый представитель государства, с которым начинает взаимодействовать ребёнок. Учитель является передаточным звеном, через которое будущие граждане знакомятся с культурой и ценностями своей страны. Ответственность учителя перед страной и обществом очень велика. Соразмерно уровню ответственности учителю положен высокий социальный статус. И этот статус не только и не столько награда учителю за его труд, сколько необходимый ему инструмент работы.

Долг учителя нести детям свет знания, культуры, высокие образцы морали и нравственности, и крайне важно, чтобы его послание было выслушано и усвоено. Но это возможно только в том случае, если ученики ценят и уважают учителя. А такое отношение возникает только как следствие уважения, проявленного к роли учителя их родителями и обществом в целом. Таким образом, для того, чтобы работа учителя была успешна, ему следует создать благоприятные условия.

Давайте совершим небольшой исторический экскурс и посмотрим: каким было отношение к учителю в Российской империи в эпоху правления императора Николая II. Этот исторический период выбран не случайно: именно в это время в стране произошёл подлинный образовательный бум.

По данным историка Александра Музафарова [1] в период с 1896 г. по 1910 г. было открыто 57 тыс. начальных училищ. Число начальных учебных заведений удвоилось по сравнению с предыдущим временным периодом. Создано 1,5 тыс. низших профессиональных училищ, 600 городских училищ, 1323 средних учебных заведения, открылось 20 мужских высших учебных заведений и 28 женских ВУЗов. Перед страной в этот исторический момент стояла стратегическая задача: сделать образование максимально доступным для всех граждан. В соответствии с этой задачей в обществе и в верхних эшелонах власти было весьма уважительное отношение к учителю и его социальной миссии.

Об отношении к учителю и образованию в царской России рассказывает историк Александр Музафаров:

«Забота государства об образовании проявлялась в высоком статусе преподавательского сословия. Преподаватели университетов, гимназий и других учебных заведений – это чиновники министерства народного просвещения. <…> В обществе, где мундир уважался, где было понятие «честь мундира», преподаватели были государственными чиновниками с очень высоким служебным статусом. Простой пример: ректор Казанского Университета был по чину старше, чем губернатор Казанской губернии». <…> Ещё одна особенность образовательной системы Российской империи: образование было социальным лифтом. Человек, окончивший высшее или среднее учебное заведение, резко повышался в социальном статусе».

Высокий служебный статус учителя в Российской империи подкреплялся вполне приличной по тем временам зарплатой. В 1913 году средняя зарплата учителя составляла около 100 рублей и в 2,7 раза превышала прожиточный минимум. Учитель гимназии зарабатывал больше, чем рабочиеметаллурги, слесари, чиновники среднего класса.

Вот что о достатке учителя в дореволюционной России пишет Валериан Чупин в статье «Он жил на одну зарплату» [2]:

«Как видим, учитель средней школы сто лет назад с полным на то правом относил себя к категории людей среднего достатка. Мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с удобствами, вполне прилично одеваться, нормально питаться, посещать театр, чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было потребовать и ожидать хорошей отдачи. Ведь даже если школа или училище закрывались – всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу. Молодому учителю выплачивались подъемные – треть годового оклада, прогонные и командировочные. Учителям полагалось освобождение от армии, казенная квартира с бесплатным же отоплением и освещением».

Каково же положение в обществе у учителя сейчас? К сожалению, можно констатировать, что тот высокий статус, которым педагог пользовался в дореволюционной России, на сегодняшний день большей частью утрачен. Это находит своё отражение и в уровне зарплат, и в небрежении к учителю со стороны государственных чиновников, которые с каждым годом всё больше погружают педагога в водоворот бумажной волокиты, отрывая его от самого главного – от подготовки себя к передаче знаний и нравственных ценностей молодому поколению людей.

Пожалуй, одной из главных проблем современной системы образования является её безвекторность. В условиях идеологического вакуума нет внятного ответа на вопрос: «Какого человека должна выпустить в большой мир школа?»

Царская Россия развивалась как самодостаточная страна, рассчитывавшая полностью на свои собственные силы. Поэтому она нуждалась в квалифицированных кадрах для развития различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки и социальной сферы.

Тем же путём пошёл и Советский Союз, унаследовавший от Российской империи первоклассную систему подготовки кадров, особенно по инженернотехническим специальностям. Важное место в работе школы занимала воспитательная работа: страна нуждалась не только в квалифицированных, но и в культурных гражданах, которые придерживались бы в своей жизни определённых морально-нравственных ценностей. Советская школа стремилась выпустить в мир человека патриотичного, культурного, интеллектуально развитого и мотивированного на служение стране и обществу.

Развал СССР ознаменовался коренными изменениями в общественном сознании населявших его народов. Ценности, изложенные в «Кодексе строителя коммунизма», были заменены идеями, пришедшими с Запада. Новыми идеалами народов теперь уже Российской Федерации стали: свобода, деньги, личный успех и доступ к максимально большому количеству материальных благ. Знания стали цениться только в том случае, если они приносили хороший доход, а социальный статус педагога упал настолько низко, что эта благородная профессия стала либо уделом идеалистов, которые наперекор всему верили в свой долг перед обществом, либо тех, кто не нашёл себе применение в более прибыльных отраслях. Образование стало рассматриваться не как важнейшая стратегическая отрасль, а как часть сферы услуг. Учитель из почитаемого и уважаемого слуги народа превратился в дешёвого наёмного работника.

Новая политическая реальность, в которой оказалась Россия после событий 2014 года, - жёсткий режим санкций, непрекращающееся давление со стороны стран блока НАТО - сильно изменили и внутрироссийскую действительность. В общественном сознании появилось понимание необходимости консолидации для противостояния политическому, экономическому и культурному давлению извне. Стало очевидно, что западные ценности, о которых шла речь выше, подобно вирусу иммунодефицита, губящему иммунную систему организма, делают страну беззащитной перед воздействием извне.

Многим родителям, которым небезразлична судьба своих детей и своей страны, стала очевидна необходимость нравственного стержня, который бы позволил народам России сохранить свою единую Родину, свою национальную идентичность и культурную уникальность. И эти нравственные идеалы давно известны: любовь к Родине, вера в Высший Закон и Его справедливость, забота о ближнем, честная работа на общее благо, миролюбие, уважение ко всем существующим верам и религиям.

Многое в этом направлении делается волонтёрами Фонда «За Нравственность!». Для возрождения нравственных идеалов в обществе нашими активистами разработан лекционный курс для школьников «Нравственность – сила нации». Тематические беседы из этого курса регулярно проводятся волонтёрами Фонда в ряде российских школ.

Однако, возрождение нравственных принципов – очень масштабная работа, которая должна вестись системно и начинаться именно со школы. Именно учитель может и должен стать тем человеком, который переломит тенденцию нравственной деградации нашего общества, человеком, который не только даст знания, но и станет живым примером высоких нравственных принципов, образцом чести, порядочности, ответственности и служения Родине.

Отрадно, что в верхних эшелонах власти понимают это. Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева в своём интервью программе «Вести» об отношении к учителю сказала следующее [3]:

«Приоритетным для меня на сегодняшний момент являются учитель, его положение, его состояние, отношение общества к нему. Профессия учителя не профессия в полном смысле этого слова, это все-таки служение и, согласятся со мной или нет, это миссия. Сегодня – дети, завтра – народ. Это будущее нашей страны. И от того, как живет учитель, что он думает, как он чувствует, как он творчески растет, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, очень многое зависит».

Настало время вернуть уважение к высокой миссии учителя, возродить понятие «честь мундира», создать, наконец, педагогу надлежащие условия для работы. Но, самое главное, необходимо, чтобы возникло понимание в общественном сознании того факта, что воспитание и образование будущего поколения – это задача от успешного решения которой зависит устойчивое развитие страны и населяющих её народов.

Хочется верить, особенно после слов нашего министра образования, что такое понимание уже приходит.

Вячеслав Кудяков   21.01.2021 11:09   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!

Все относительно!

Ничего не будет возвращаться,а если будет , то еще не скоро. Я думаю пока не ухайдакают всю систему образования до нуля, чтобы потом делать что-то новое , еще несуразнее.

Все тащат с запада,ладно бы что-то путнее, а то всякую ересь!
Всех благ!
Искренне Владимир

Владимир Багаев   21.01.2021 15:50   Заявить о нарушении
Все именно так. Но причина, в том что те кто строит из себя реформатора, толком не представляет, куда он влез. Образованию всегда доставалось. В старой царской России, была основательная система образования. Учили именно тому, что было нужно. В средней полосе, в селе Ефремово, мой Русский прадед Петр Александрович Субботин, преподавал географию и математику. Брат его жены Ольги Андреевны Субботиной- Копорской, закон Божий. А родитель Копорских, в городе Угличе , был Магистром и основал духовную семинарию.
По татарской линии, прадед, Енгалычев, построил мечеть, а при мечети организовал Мактебе- это начальная школа для простого люда. В селе Тархань -это Рязанская губерния, не было ни одного безграмотного,а почему- потому, что они строили корабли из своего леса в Воронеже.
А нынешние нувориши, на халяву прихватизировали всю Россию, а что с ней делать, неведают... Потому- как мозги только в узком спектре окисляются- хапнул, пропил, сел в тюрьму или порешили и так по кругу.

Вячеслав Кудяков   21.01.2021 22:04   Заявить о нарушении
После разгрома Российского Православия, совет клана Субботины, Знаменские,Петровские- и входящие в этот большей клан, постановили что дети их больше не будут священниками.
Кем они стали?
Заслуженными учителями, в двух поколениях, знаменитыми хирургами, Врачами,Юристами, инженерами...

Вячеслав Кудяков   21.01.2021 22:09   Заявить о нарушении
Так вышло, что отец мой вырос в Крыму. Там он закончил школу и университет. В школе, было несколько языков. Русский, Крымско- Татарский, Арабский, Французский. На всех этих языках , отец свободно разговаривал. Знания математики и химии, пригодились ему когда он стал главным инженером завода Массандра...

Вячеслав Кудяков   21.01.2021 22:13   Заявить о нарушении
В 60- годах прошлого века в СССР, были уже попытки изуродовать систему образования. К счастью это не позволили те , в ЦК КПСС, кто получал образование еще в старой школе.
Кстати, жена Ленина, Крупская, очень удачно спасла школьные предметы относяциеся к Русскому языку и Русской литературе.
Племянник моей прабабушки С.А.Копорский, то же приложил свои знания в области лингвистики. Он был доктором наук. Умер в 1967.

Вячеслав Кудяков   21.01.2021 22:18   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!

Добрый день!
Ваша боль мне понятна, я и сам с болью в сердце все это переношу. Но не намечается изменений в образовании нашем никак и не предвидится к сожалению. Нужны тупые управляемые и не мыслящие люди,этим и занимаются представители "элиты"-из грязи в князи!

Сейчас разваливают науку,мы уже и космос начали прокидывать - смены старым кадрам нет! Все на кону деньги...
Воспитанием детей и молодежи не занимается никто...
Что получим - мы с Вами знаем!

Храни Бог нас и нашу Россию!
Искренне Владимир

Владимир Багаев   22.01.2021 16:00   Заявить о нарушении