Литературные негры на ниве брендов

   "Литературные негры" на ниве брендов
   --------------------------------------------------

Как сказал врач-диагност: "Мы не лечим, мы диагностируем". — (Вместо эпиграфа)

1. Осторожное вступление в тему
Тема "литературных негров" не самая уважаемая в писательском мире. Эта тема наносит неприятный удар в печень всей мировой литературе. Людей, пишущих для и вместо именитых писателей иногда называют "писатели-невидимки" или "писатели-призраки". Но определение "литературный негр" вошло в обиход наиболее прочно. Вероятно, в нём, — работают, как негры, — весь деловой и творческий смысл работы, выполняемой на заказ и за договорную плату.

Среди всех известных издательств мира вряд ли мы найдём хотя бы одно, непричастное к использованию специфического труда "негров". Да — это бизнес, литературный бизнес. И примером наиболее мощной корпорации по использования труда "писателей-невидимок" выступает киноиндустрия Голливуда, где давно оценили полезность команды бойких сценаристов, способных дружно и слаженно выдать готовый киносценарий крутого фильма за считанные дни. Кто-то пишет диалоги, кто-то трюки, кто-то сюжетные линии. И стоимость такого киносценария гораздо ниже, чем запрашиваемый гонорар какой-нибудь киношной знаменитостью. Как сказал бы Остап Бендер: все выгоды на тарелочке с голубой каёмочкой. Справедливости ради нужно отметить, что итальянский и японский кинематографы тоже очень давно освоили творческую методику "командос". И, к слову сказать, этой методикой сегодня пользуется каждый производитель художественной литературы. Потому, что каждый день хочет иметь слайсик от "золотого литературного миллиарда".

На сегодняшний день, согласно рыночным законам, все объекты и субъекты в нашем мире (даже президенты и их кресла) являются товаром.
Продать изобретение, диссертацию, статью — дело обычное и привычное. Вопрос о том, как продать свои руки и свой интеллект — решается в индивидуальном порядке. Каждый волен продать себя где угодно, когда угодно и за сколько угодно. А подлый и продажный рынок с утра и до глубокой ночи так и шепчет, так и шепчет: "Торопись... есть спрос, делай предложение..."

На многие товары (и даже на политические заявления) спрос падает, а спрос на "литературных негров" — растёт. Даже в Африке. Литературный рынок особенно поднаторел в соблазнительных предложениях. Умеешь писать? Хороший стиль? Можешь выдать десять страниц в день? Усё!... Вот раскладка сюжета романа. Утром стулья — вечером деньги. Вечером стулья — утром деньги... Правда, можно выдвинуть встречное предложение: "Деньги и сюжет на бочку! И всё!..."

2. "Негров" бояться — брендов не видать

Любой издатель знает, что без торговой марки его товар имеет скучный вид.
Распалить костёр (а заодно и лес) несложно, если есть сухие дрова и попутный ветер. И, как сказал Циолковский напару с Мичуриным: "Нельзя жить вечно в колыбели... " и "Мы не можем ждать милости... "
Следовательно, неизбежное взросление и активность — залог неизбежного успеха. А сделать бренд на литературной ниве — задача издателя. Но как?

Что греха таить, — хорошего в жизни мало, а ещё меньше хороших жён, врачей и писателей. Но всегда много тех, кто может их подменить.

В литературном бизнесе на предмет подмены очень часто берут пример с Александра Дюма-отца.
Полное собрание его сочинений 1846-1868 годов включает 301 том. Цифра внушительная. Если не спеша, вдумчиво, каллиграфично писать пером, окуная его в чернильницу, и писать по одному тому в год — понадобится 300 лет. Если легко, изящно и непринуждённо выдавать в год по три рукописных тома, то потребуется всего лишь 100 лет. Математика — вещь скрупулёзная. Одолеть 300 томов без помощников-писарей сложно. И на этот случай литературоведы приводят чистосердечное высказывание самого Александра Дюма на предмет того, что у меня, — у Дюма, значит, — больше сотрудников, чем генералов у Наполеона.

А кроме чистосердечного высказывания и неподкупной математики имеется исторический факт. Историк, Огюст Маке, подал в суд на Александра Дюма и требовал признать себя, Огюста Маке, соавтором наиболее известных произведений Дюма. И он решительно, без страха и упрёка предоставил суду соответствующие черновики романов. Суд, скрепя сердце цепями Фемиды, признал-таки Огюста Маке, — нет, не соавтором, —  но техническим помощником. А знаменитый на весь мир брэнд, Александр Дюма, остался неподсудным, единым и неделимым.

Да, дорогие писатели. Бренды, созданные с помощью "негров" — это... это монолиты, монументы, египетские пирамиды на все века. И если написано пером, что брендом "Ромео и Джульетта" является Уильям Шекспир, то так оно и было, есть и будет. Вовеки веков. И никаких делёжек бренда быть не должно. Даже, если Уильяма Шекспира вообще не было.

3. О понятии Автор произведения

Вообще, если глянуть на все эти потягушки авторов с "литературными неграми" глазами матёрого юриста, то вы ничего не увидите. Хоть в очках, хоть без.

Для ради читательского интереса обратимся к Гражданскому кодексу РФ. На этот случай там есть статья.
Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат либо способствовавшее его использованию, а также осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Обратите внимание на: "Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин... "
Даже не юристу понятно, что речь идёт о некоем гражданине в единственном числе. А если в понятие Автор входит несколько граждан? Где оно, справедливое, узаконенное коллективное авторство на состряпанный результат интеллектуальной деятельности?  Нет его.

Как видите, Автор и "литературный негр" — понятия юридически не совместимые.

Вообще, дорогие писатели и читатели, закон, что дышло. Вот и крутят его туда-сюда, чтобы что-нибудь вышло.

К слову сказать, Россия на предмет нарушения авторских прав стоит... как бы это выразиться точнее стоит в офигенно передовых рядах.

А все современные литературные бренды в России, конечно же, созданы коллегиально. Особенно в детективном жанре.

Вместо заключения
В маленьком эссе невозможно изобразить всю радужную картину "негры и бренды". Для этого потребуется приличная (и тяжёлая по весу) докторская диссертация, на которую уйдёт по меньшей мере лет пять (если, конечно, не воспользоваться услугами "научных негров"). По некоторым интернет-данным можно заказать диссертацию на любую тему и получить её в течение месяца. Но любого писателя больше интересует вопрос: где можно заказать бестселлер, за который ему дадут Шнобеля (Нобелевскую, то есть)?
На этот вопрос, дорогие писатели, я и сам хотел бы получить ответ. Шнобель меня тоже приятно волнует.
Ну что ж... Вот так, в тревогах и волнениях рождаются волнительные сочинения.
До следующего эссе.
В. Сандовский, 6 августа 2012 г.


Рецензии
Владимир. Как все правильно и точно, но как далеко от маленького писателя, который смог себя только организовать.Статья интересная и полезная. Хороши были бы примеры. Катерина

Екатерина Адасова   10.11.2012 08:11     Заявить о нарушении
Екатерина, выражаю большую благодарность за визит на мою страничку.
Но я не совсем понимаю, какие примеры хотели бы видеть (прочитать о них). Я в дальнем зарубежье, мне неэтично выставлять примеры российских писателей-брендов. О них можно узнать из статей в интернете.
Для этого просто наберите в поисковой строке русского Гугла текст: "русские литературные негры". Обязательно будет выдан список ссылок на сайты со статьями.
Удачи в творчестве. В. Сандовский

Владимир Сандовский   10.11.2012 23:38   Заявить о нарушении
Обратил внимание – многие книжные магазины закрылись, а те, что остались, сильно ужались в размерах. Сужу по своему городу. Причина?
А хотя бы и такая.
За последние 15 лет научился чуть ли не по одному абзацу определять как и написана книга. Берёшь в руки, раскрываешь и понимаешь – пять-шесть человек сели, и вжатые сроки книга готова. В первой главе герой блондин, а потом брюнет. Нахватали ссылок из интернета – и вот документальное расследование с замахом на сенсацию.
Результат – а зачем мне такая литература? Редко-редко выйдешь из магазина с новой книгой в руке. Отличный бизнес. Да?
Не знаю как Вам, а по мне настоящая книга должна быть написана кровью собственного сердца. Хоть дурной, но кровью.
Впрочем, тему можно разворачивать бесконечно.
Удачи,

Алекс Мальцев   27.07.2013 08:50   Заявить о нарушении
Алекс, добрейшего дня и времени суток!
На предмет "литературных негров". Да, сейчас это становится популярной профессией для молодых или начинающих писателей. В дальнем зарубежье всё обстоит более цивилизованно и грамотно. В России, увы, всё, как с колбасой – сплошной соевый фарш. Да, слишком мало профессиональных менеджеров в литературе, и слишком много жадной коммерции. Скорее, скорее!...
Я вполне согласен с тем, что ради заработка и литературного опыта молодой писатель имеет право побыть в шкуре "литературного негра ". И хороший, талантливый менеджер, работая с такими "неграми", вполне может довести художественное произведение до литературного шедевра. Строят же уникальные памятники архитектуры большим коллективом. Почему бы не писать и не сочинять дружной компанией? Всё от культуры, менталитета и особого, дружественного отношения друг к другу.
Кстати, работа в коллективе не мешает настоящему писателю творить и писать самостоятельно свои произведения. Что многие и делают.
А литература, как и блюда на столе, должна быть разной, на любой вкус. К сожалению (как я уже сказал), жадоба мешает делать блюда более вкусными и натуральными (без соевого фарша). Но, что делать...
С пожелание творческих удач, В. Сандовский

Владимир Сандовский   27.07.2013 22:21   Заявить о нарушении