Г. Л. Олди. Песни Петера Сьлядека. Впечатления от

Г. Л. Олди. Песни Петера Сьлядека. Впечатления от прочитанного.



Петер Сьлядек – Странник. Бродяга с лютней за плечом.

Все знают, что если кого однажды позвала Дорога, того уже не отпустит. Будет вести за собой, перелистывая дни и ночи, разматывая мили и версты под ноги, от города к городу, от судьбы к судьбе. Будет кидать пыль в лицо, умывать моросящим дождиком, дарить букеты скромных цветов на обочине.

Сотни чужих домов – ни одного своего.

Сотни судеб людских – ни одной своей.

Не каждый способен принять дар Дороги, тяжек он и неподъемен. Это только со стороны все красиво кажется. Идешь себе, песни поешь по придорожным корчмам, деньги с людей собираешь.

«Дорогу лучше рассматривать с высоты птичьего полета.

Это очень красиво: дорога с высоты. Ни пыли, ни ухабов…»

А на самом-то деле и голодно, и холодно бывает, и под кустом ночуешь, и без ужина перебиваешься. О многом мог бы порассказать Петер Сьлядек. Да только он предпочитает слушать, играть на лютне. И петь, конечно же…

Авторы сборника «Песни Петера Сьлядека» сумели уловить не только силу и страсть Дороги. Удалось им и другое – овеществить привычные фразы, о смысле которых мы нынче редко задумываемся в потоке перегруженных дней.

Время – деньги.

Воздастся сторицей за дела добрые, и за злые дела воздастся - в свой срок.

Всем эти выражения знакомы. Сто раз слышали  и столько же, не меньше, сами произносили.

Но что стоит за ними? Какой смысл и какое напутствие?

Что, если принять их буквально, да и сплести кружево сюжета? Неожиданно может получиться…

И встает со страниц книги славный город Гульденберг. У его жителей деньги особенные. Каждая монетка днями, неделями и годами человеческой жизни исчисляется.. Все покупки временем оплачиваются, все дела временем измеряются.

Отдаешь монетки – жизнь короче становится, зарабатываешь монетки – жизнь на годы удлиняешь. Родился человек – магистрат сразу аванс выдает, на 24 года, чтобы ума-разума набраться, профессии выучиться. А дальше – уж сам распоряжайся своим временем, как сумеешь.

Жители Гульденберга живут в достатке и довольстве, срок жизни у них не измерен – сплошная зависть, да и только! Иное богатство у них ценится – время. Лишь оно имеет высшую ценность и значение. А сделаешь его разменной монетой, растратишь попусту в погоне за вещами – недолго и банкротом стать, жизнью заплатить за мотовство.

Вроде бы и не про нас Петер Сьлядек истории слушает, да баллады сочиняет. А и нам – близко, понятно.

Все мы своими годами расплачиваемся за впечатления, удовольствия и за мечты. И на склоне лет не хочется сожалеть о напрасно потерянном времени.

Правы жители Гульденберга, время ценнее богатства и роскоши. Это – единственный ресурс человека, с которым он в жизнь приходит и распоряжается по своему усмотрению до тех пор, пока последние монетки дней, звеня, не укатятся за порог смерти.

Обычная история, необычный ракурс…

Одна из песен, подслушанных ли, пропетых ли на дороге бродягой-лютнистом…

«Маленькие люди таскают за плечами маленькие истории – лживые, противоречивые и сиюминутные, собранные в кудель пряхи, нить за нитью плетут они гобелен одной, большой и чудесной Истории…»



Или вот – Яблонец взять. Село как село. Да только живет в нем род Сториц и Сторцев. По виду – обычные люди, обыкновенные. Разве что дар у них есть особенный. Стоит Сторцу или Сторице обрадоваться – как сторицей они радость возвращают; испугаются – страх вернут; обидятся – несчастьями обидчика наградят.

Процветают жители Яблонца на диво и зависть окрестным поселянам. Заботятся они о Сторцах и Сторицах, удачу им приносящих. Там – забор починить, тут – пирогами румяными угостить.

Ни в чем Сторцы отказа не знают, как сыр в масле катаются. От них ведь, ни много, ни мало, благоденствие целого села зависит!

Счастливые они, с таким-то даром…

Или не очень?

Любят ли их те люди, которых они удачей наделяют? О благе ли Сториц и Сторцев пекутся, во всем угождая и спеша порадовать?

Ненависть, тайная, стыдная ненависть скрывается под роскошным покровом даров и благополучия.

Отдать – как от себя оторвать.

Но ради будущей удачи чего не сделаешь? С последним куском расстанешься, лишь бы потом целый каравай отхватить!

Казалось бы, самое очевидное – благодарность к благодетелю. Да не тут-то было! Не умеем мы радостью бескорыстно делиться. Не умеем…

Зависть, ревность, обиды друг в друга щедро швыряем.

Оказывается, редкий это дар – сквозь ненависть добротою оделять. Недаром в Яблонце одновременно всего трое Сториц и Сторцев живут…

«… В ненависти, как в любви, жить – это уметь надо. Не всякому дадено…»

Мало, кому удается в узде держать свои эмоции, мысли и чувства. А так, чтобы еще удачей наградить взамен завистливого угодничанья – и вовсе единицы способны.

Казалось бы, слушай себе песни бродяги Петера – повздыхал и забыл, как только мелодия отзвучала. Мало ли чего на белом свете встречается? И не такие чудеса бывают.

Да вот только даром сторицей вознаграждать каждый из нас от рождения обладает.

Каждый – своим даром распоряжается, как умеет, не каждому он по плечу. Срываемся мы то и дело в обиду, гнев, ненависть – несчастья на свою и чужую голову призываем.

А они, несчастья и беды, послушные. Долго ждать не приходится. Окликнул – и вот они, на пороге стоят, принимай гостей!

Это удачу приманить – усилий требует, а дурное дело не хитрое, как справедливо говорят.



Так что непростые вышли истории у Петера Сьлядека. Есть о чем подумать-поразмышлять, страницы переворачивая.

Навеяла их Дорога то ли скуки ради, то ли еще с какой целью, нам неведомой. Рассказчиков приветила, бродяге-лютнисту вдохновения дала.

И слушаем мы, затаив дыхание.

Хорошо…

Может, свой путь спрямить удастся, на развилке верный выбор сделать?

Дорога – она ведь у каждого своя. От рождения до самой смерти с ней не расстаться…

«Выбор всегда остается за нами. Всегда – за нами.

Мы идем вперед, мы торопимся, но хватит ли нам отваги прервать движение, остановиться, превозмогая страх, и повернуться спиной к опасности или счастью, которые всегда впереди.

И лицом – к выбору, который всегда, вечно, неумолимо и невидимо остается за нами?!»

(Из дневника Бьярна Задумчивого, мага из Хольне)


Рецензии
А вы - критик, рецензент. Хорошо отписали, добротно. Г.Л. Олди мои любимые (одни из...) современные авторы. Таковых вообще не много. А они особенные. Одна "Бездна голодных глаз" чего стоит? А "Я возьму сам"? "Путь меча"?.. Это шедевр без кавычек. Есть у них вещи и значительно слабее, но ведь постоянно писать на высочайшем уровне никто не способен... Так же как и грамотно, взвешенно писать критические статьи - не каждому дано. Спасибо.

Дмитрий Шореев   10.11.2014 18:21     Заявить о нарушении
Дмитрий, Г. Л. Олди и мои любимые авторы. "Путь меча" и "Герой остается один", пожалуй, цепляют меня сильнее всего.
Так что, цели как-то критиковать любимых авторов у меня не было :)
Скорее, просто поделиться впечатлениями от прочитанного...

С уважением, Полина

Полина Рэй   11.11.2014 11:39   Заявить о нарушении
Как так, Полечка?.. А здоровая, настоящая критика!? Как же без неё обойтись? Вы, что всех нас бросите? Ведь на самом деле, те, что пишут вам ответы опираются на ваши рецензии. Ведь ВЫ кучу народа лишите возможности представляться хоть моло-мальски образованными.

Дмитрий Шореев   11.11.2014 19:57   Заявить о нарушении
Нельзя! Нельзя! Нельзя! Дар критика - дар богом даденный! Вы уж меня, безбожника, без него не оставляйте.

Дмитрий Шореев   11.11.2014 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.