Воинствующий Войнович

               
   С  творчеством Владимира  Войновича  я, как ни странно,  знаком еще с тех пор, когда его как писателя еще никто не знал.  Однажды мой  старший брат, курсант  авиационного училища, в очередное увольнение принес ходивший в рукописи оригинальный вариант поэмы «Евгений Онегин», где основными героями были  все те же пушкинские  персонажи, служившие в авиации. А дуэль между авиамеханиками Онегиным и Ленским проходила с помощью ракетниц.  Поэма, насколько я помню, начиналась словами:           «Нет, я не Пушкин – я другой,еще неведомый изгнанник, по штатной  должности  механик, но с поэтической душой». Я возомнил себе, что автор этой поэмы – мой брат и с гордостью показывал ее всем своим знакомым. И лишь через много лет я случайно узнал, что эту шутливую, пародийную поэму написал ныне знаменитый писатель Владимир Войнович. Написал в период своего увлечения авиацией, учебы в аэроклубе и работы авиамехаником. В это же время он начал свои писательские пробы.  После службы в армии он дважды безуспешно поступал в Литературный институт , потом учился в педагогическом институте, ездил на целину в Казахстан.  В 1960 году он  устроился редактором на московское радио. Еще до полетов человека в космос  некоторым сотрудникам радио было предложено написать стихи на  космическую тему. Неожиданно для многих и неожиданно для себя Войнович буквально за несколько часов написал  стихи, которым суждено было стать знаменитыми – «У нас сейчас в запасе 14 минут». Музыку на его слова вскоре написал известный композитор Оскар Фельцман  и эту песню запели не только на Земле, но и космонавты в Космосе. Она, фактически, стала гимном космонавтов.  Войнович, по его словам, «на следующее  же утро проснулся знаменитым». Но страсть к пародированию у него осталась навсегда.  И вот преуспевающий писатель, у которого уже напечатана повесть    в « Новом мире», член Союза писателей, среди полного благополучия, создает своего  знаменитого Чонкина. Роман «Жизнь и необычайный приключения солдата Ивана Чонкина», написанный в 1963 году, сначала ходил в самиздате. Первая часть была опубликована(без разрешения автора) в ФРГ в 1969 году, вся книга – в 1975 году в Париже. Многие годы автора обвиняли в издевательстве над идеалами, очернении облика советского солдата, который выиграл войну.  Конфликт, который возник вокруг публикации романа был связан, главным образом, с парадоксальной природой произведения. Маленький нелепый человек, рядовой солдат большой войны оказался в центре событий, которые никак не соответствовали масштабам его личности.  Как писал сам Войнович: «Чонкин не идиот, он обычный простодушный человек, хотя немного смахивает и на Швейка, и на Василия Теркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых  нормальный человек вполне может стать идиотом». За такого рода сатирическое представление советской действительности, а также и за активное участие  в движении за права человека Владимир Войнович неоднократно  подвергался преследованиям со стороны властей. Сначала его исключили из Союза писателей, потом вызвали в КГБ и отравили психотропными препаратами. Наконец, в 1980 году его выслали из СССР и лишили советского гражданства. Он жил в ФРГ, затем в США. Работал на радиостанции «Свобода». Находясь за рубежом, в 1986 году, Войнович написал  еще одно, наиболее выразительное, наиболее сильное произведение – роман «Москва2042». Это роман-утопия, роман – гениальное, прозорливое предвидение того, что  ждет страну в будущем.(И, кстати, многое из того, что было тогда написано, осуществилось уже  в наши дни). Суть романа заключается в том, что его герой попал  на 50 с лишним лет вперед и попал не в то идеальное коммунистическое общество, о котором мечтал Владимир Маяковский  в своих пьесах «Клоп» и «Баня». Он оказался  в Москве 2042 года, в Московской коммунистической республике(Москорепе). Это коммунистическое общество построено в результате прихода к власти «молодых разгневанных  генералов КГБ» и Августовской коммунистической революции. При этом произошло полное слияние партии и спецслужб. А сама партия называется КПГБ – Коммунистическая партия госбезопасности(чем не ГКЧП!). В новой системе оказалась востребованной и православная церковь. Однако большинство жителей  Москорепа  в душе являются почитателями  Сим Симыча Карнавалова. Этот Карнавалов представлен автором как явная аллюзия, как намек  на своего современника, писателя - диссидента Солженицына. Еще в прошлом веке, в виде эксперимента, он был «заморожен», чтобы через 60 лет «воскреснуть», вернуться в Россию на  «белом коне» и установить там желанную монархическую форму правления.  Во многом Карнавалов изображен как человек с нелепыми потугами на  жившего в своей Ясной Поляне графа Льва Толстого, как  острый гротеск на писателя, проповедующего свои явно националистические взгляды о том « как нам обустроить  страну».
   В  Советском Союзе оба эти выдающиеся произведения Войновича никогда не были напечатаны. И лишь после распада СССР  «Приключения Чонкина» были опубликованы в журнале «Юность» в 1988 году. Роман «Москва 2042» был издан в Москве в 1990 году отдельным изданием.
   В 1990 году, во время перестройки, когда наступили новые времена, Войнович вернулся в СССР, был восстанвлен в гражданстве и в членстве в Союза писателей. Тем не менее, он продолжает писать остросюжетные произведения – пьесу «Кот домашней пушистости»(совместно с Григорием Гориным), сатирическую повесть «Монумент пропаганды». Когда в декабре 2000 года был объявлен конкурс на гимн Российской Федерации, Войнович не смог отказать себе в удовольствии написать свой вариант этого гимна. Вариант, как ни странно, был  допущен к участию, хотя, конечно же,не прошел да и не мог пройти – в связи с его направленностью. Гимн начинался такими словами: «Распался навеки союз нерушимый, Стоит на распутьи великая Русь, Но долго ли будет она неделимой – Я этого вам предсказать не берусь». А вот припев: «Славься, отечество наше привольное, Славься, послушный российский народ, Что постоянно меняет символику И не имеет важнее забот».


Рецензии
Читала, что из-за за книги "Москва 2042" на Войновича обидились многие диссиденты, поскольку считали недопустимым писать "пародию на Солженицина".

Александра Днипренко   20.03.2013 02:50     Заявить о нарушении
Пародия, скорее, переименование Большой Коммунистической улицы (до этого, улицы Коммунаров и Большой Алексеевской) города-героя Москва, в улицу Александра Солженицына (при жизни, возможно, смутно представлявшего о её существовании), впрочем: "По мощам и елей".
P.S. Отходящий от улицы Александра Солженицына переулок, пока остается Коммунистическим...

Сергей Шишкин   20.03.2013 17:03   Заявить о нарушении