Кто забрал будущее?
У каждой маленькой эпохи есть своя всеобъясняющая фраза. Или вопрос. И никогда их актуальность не терялась. Наоборот – с каждым годом всё больше и больше возрастала, пока в определённые времена сам вопрос или фраза не становились объяснениями общественной проблемы номер один. В наше время, судя по умственному развитию чуть ли не каждого человека, самым подходящим вопросом будет: «А в чём, собственно, дело?!» Потому что проблемы создаются, причём, похоже, в геометрической прогрессии, а решаются только единицы из них, - также – причём! – по единице в полгода...
«Поехали!»
Основных проблем нашего времени – не счесть. Их много. Но самая основная, если смотреть на общество не со стороны, это – дети. В особенности – сироты. На них и остановимся...
Что они из себя представляют? – Похоже, знает каждый. Но не каждый знает, что они являют из себя. А это: ход истории страны, человечества; они – будущие творцы этой самой истории, и от них зависит, какой она будет; никто из них не является отдельным слоём нации; они имеют свои права так же, как и остальные; и! – они – это показатель ответственности нашего государства (и не только государства).
Как никогда раньше, люди стали пленниками материального счастья. Старые выпуски книги Маркса сжигают, новые – выпускают. Нет – советскому режиму. И – Да! – его системе: Любая демократия так или иначе (иной раз плавно, иной – быстро) перетекает в капитализм. Сегодняшняя стадия ещё не упадническая, но уже желает лучшего. А маленькой единицей государства что называют? – Правильно! – Семью! И чем современные семьи от государства отличаются? – Тоже правильно! – Ничем, если не брать в счёт отдельные маленькие проценты от общего числа. – Сколько семей в государстве? Ладно. Ответим, что – много. Очень много. Тогда другой вопрос: а сколько в государстве сирот? А теперь ответьте – ну не капитализм ли это? Дети стали делом второстепенным. Завести их труда не составляет. Чего уж там. Как говориться – минутное дело... Это средство контрацепции такое теперь – выкидывать. Как там в песне? – «Первым делом, первым делом – заработать...» Поэтому воспитывает детей государство (Воспитывает? Государство? – Сами они себя воспитывают. К тому же, в последнее время на их воспитании зарабатывать начали)...
«Я решил...»
В милицейских сводках очень часто пишут о всяких грабежах и разбоях. Заметьте, что главными героями этих сводок зачастую являются подростки, дети – выходцы из неблагополучных семей. А теперь заметьте такой Дарвинистский закон во всём этом:
1. При выходе из приюта сиротам по закону должны вручать 795 гривен. Это по закону. А теперь, как оно есть на самом деле: Дети их не только не получают, но ещё и под статью попадают, если пробуют заработать хотя бы 10 своими методами. Как известно, методы не самые одобрительные. Но, как у Дарвина: выживает сильнейший... Но ещё не самое гиблое дело, если где-то родственники есть. А если нет? -
2. Право выбора профессии у сирот никто не отбирал. Но! – Поступил, отучился, вышел с дипломом, и что? – Полная неизвестность... Куда? Зачем? А люди: «Вот уроды, на старух нападают! Есть они, видите ли, хотят!» Хотят, конечно. И если выбор невелик, выбирается самый лёгкий (и это не значит, что самый гуманный)...
Говорят, что сироты самоутверждаются, поступая так, как никто другой не решится. А вот и нет... Обыкновенные дети, подростки, которым уважения и авторитета среди ровесников хочется, они – да – самоутверждаются. А вот сироты не тронут, если им «по-доброму» просто дать чего-нибудь съесть (звучит образно, банально, но так оно и есть на самом деле). В слабом состоянии духа они, конечно, готовы на отчаянные поступки, поэтому ни наркота, ни сигареты, ни выпивка не должны кого-то удивлять. А в нетрезвом состоянии они способны на многое. Но разве в этом мы должны их винить? Они по-своему видят жизнь, и по-своему создают её разнообразие. Всё другое, начиная с 795-ти гривен, у них отобрали...
«Кто виноват?»
А кого мы виним? – Государство. Во всех бедах все цивилизации и различные этносы, народы – винили только государство. Во-первых, так легче, что ли. Без ответственности жизнь всегда лёгкой кажется. Во-вторых, так чув-ствуется, что ошибки одного человека перерастают в ошибки общие и, когда ошибку одного решают все – тот са-мый «один» может просто спокойно наблюдать – а почему бы и не жить так, правда?..
А на самом деле? – Кто же всё-таки виноват?
Во-первых, образно говоря, - каждый. Потому что каждый скажет пару лепт по этому поводу. Иной раз даже вслух. Иной раз – не вполне объяснимую. Каждый сочувствует. Каждый хочет помочь. И – каждый что-то там про систему говорит и дальше телевизора жизни не видит. Но искренно сочувствует...
Кстати, в последнее время безразличие является чуть ли не феноменом: всем абсолютно наплевать, что проис-ходит дальше собственного двора. Встретился однажды с какой-то старухой. На остановке – в ожидании автобуса. Слово за слово – разговорились. Плавно беседа перевелась на тему сирот. Её реакция: «Да сколько можно про них говорить? Живут же как-то. Пусть и дальше так живут. Им же нравится?»...
Во-вторых – государство. Но оно виновно лишь в той части, которая касается социальной политики (непросчи-танной): ведь теперь можно не работать! Родил – заработал! Родил – заработал! Десять родил – заработал! Двадцать, тридцать, сорок... – смотришь, кольца золотые на пальцах появились, одежда приукрасилась – как же, бренды мировые, мода... А дети – эти самые сорок – на улице. А кто за этим наблюдает? – Социальные центры. А что это для них? – Правильно! – работа. А что происходит, если зарплату не платят, если кризис нарисовался не сотрёшь? – Тоже верно. – Они либо закрываются, либо работают «на себя». Вот такая она – социальная политика... Нет, конечно, прежде всего виновны те, кто родил и оставил. Но если уж так произошло, то – кто?
Каждый. Потому что безразличием переполнены...
«Горе от ума»
Технологический прорыв. Строгий костюм и – работа, работа, работа. Мужчины, женщины. Корпорации и отчёты в срок. Карьера. Стали много знать. Ещё больше – понимать: карьеру с тремя детьми не построишь. Велика вероятность, что лет через двадцать упорной работы Нобелевскую заработаю, а тут дети. Ну к чему они? Не успею же... – В приют! «Мама, не надо! Это же я!» - «Надо, Вася. Надо. Я через время тебя заберу.»
Не заметили, что чересчур современность умной стала, и совершенно не семейной?
Как же? Разве не видно?
«Что делать?»
У каждого вырисовался свой вариант ответа. Просто добавьте к нему немного сострадания и понимания не со стороны. То есть – не стойте на месте, приговаривая при этом, что жизнь уходит, а за плечами ни одного хорошего поступка нет. Каждый хочет и может совершить что-то хорошее. Неужели добрые дела представляют из себя что-то аморальное? Почему их стоит стыдиться?
Создавать законы уже не имеет никакого смысла. Всё равно никто ими не пользуется. А хоть кто-нибудь их знает? – Юристконсультанты? И всё? К тому же изо дня в день они переписываются по сотне раз. Ценность их утеряна. А вот дети? Неужели их ценность тоже ничего из себя не представляет?
2011
Свидетельство о публикации №212090801517