Горе матери

        Горе матери

Моя соседка Валентина несколько лет назад похоронила своих сыновей. Боль потери у матери не угасает. Сегодня день памяти. Но чувство такое, как будто это случилось вчера. Мальчикам было всего четыре месяца. Она родила их без мужа, себе на радость.

        Я была свидетельницей того, как она готовилась стать матерью. Она прочитала массу специальной литературы, чтобы правильно организовать своё питание. Валюша  после работы, часто гуляла в парке, чтобы малыш получил хорошую дозу кислорода. По утрам она делала гимнастику для будущих мам, чтобы ребёночек родился здоровым. Всю свою жизнь она превратила в процесс служения, этому маленькому, ещё невидимому  комочку.

        Встречая её в подъезде, я видела её счастливое лицо, сияющие глаза. За какие-то полгода она превратилась в красавицу. Если кого-то беременность превращает в уродливую каракатицу с тёмными разводами на лице, то Валентину она преобразила в лучшую сторону. Из гадкого утёнка, она превратилась в прекрасного лебедя. Даже походка стала легче, будто она не носила вперёд выпяченный живот.

        В один прекрасный день молодая мама порадовала нас своим сообщение, что у неё родились близнецы. Кто-то осудил её, кто-то пожалел. Я сама слышала эти беспардонные разговоры на нашей улице.
 
        - Срам-то какой, родила. А ещё детей наших учит.
        - Выгнать её надо из школы.
        - Как она будет управляться с двумя ребятишками? В нашем селе у неё нет родственников.
        - Да, у Валюши вообще никого нет. Она сирота. Может, поэтому и решилась родить. Наверное, хотела, чтобы семья была.
        - Бог даст, кто-то поможет, ведь Валентине  Семёновне надо деньги зарабатывать, чтобы прокормить себя и близнецов.

        Я ей не передавала эти разговоры, а она до поры, до времени ничего не слышала, так как была занята детьми. Ничего, мы управлялись с этими крикунами. Молока у матери было достаточно. Сыновья росли спокойными.

        Но вот однажды в дом пришла беда. Сначала у Серёжки, потом у Сашки поднялась температура. Из соседнего села приехала фельдшерица. Она посмотрела наших мальчишек.
        - Ничего страшного,- заверила она нас.- Сейчас грипп ходит. Дня через три, я опять приеду и посмотрю их.

        Она объяснила Валюше, как ухаживать за больными детьми и уехала. Я до сих пор не понимаю, почему она не отправила их в районную больницу. Мы выполняли все предписания фельдшера, но пацанам лучше не становилось, температура не падала.

        Через день мы самостоятельно поехали в райцентр. Нас принял детский врач, выговорил за то, что не привезли детей сразу, как поднялась температура. Откуда нам было знать, что это так серьёзно. Ведь, фельдшер сказала, что ничего страшного.

        Я держала Сашку и видела, как у него синеют крохотные ноготочки. Он умер у меня на руках. Я повезла его домой, чтобы организовать похороны. Валюша осталась с ребёнком в больнице. В то время мы все были атеистами. Но если бы вы знали, как я молила Господа Бога нашего, чтобы он оставил в живых хотя бы Серёженьку.

        В селе опять принялись за своё, осуждать учительницу за то, что не приехала хоронить мальчика. Но кто бы остался с живым ребёнком? Об этом односельчане не думали. Им бы только кого-то осудить.

        Второй сын тоже умер. Утром Валюша привезла его, чтобы похоронить братьев вместе. Она была в каком-то чёрном платке, надвинутым по самые брови. Лицо было серым от великого горя и бессонных ночей. Её синие страдающие глаза поблекли. Из них помимо воли хозяйки, непрекращающемся потоком, текли слёзы.
 
        Я пыталась найти слова, чтобы успокоить мать, потерявшую в одночасье двух сыновей. Но слов не было. Прижав к себе, я покачивала её, как малого ребёнка. Нечаянно сдвинув платок, я едва сдержала крик. Голова Валентины была седая. Её чёрные блестящие волосы за прошедшие сутки превратились в седую паклю.

        Прошли годы. Волосы Валентина Семёновна покрасила. Они по-прежнему черные, но теперь с лёгкой рыжинкой и очень нравятся её мужу. С седыми кудрями он её не видел.
В дальнем уголке её щедрого сердца запрятана жгучая боль, которая с годами не затухает. Иногда она вырывается и заставляет женщину плакать, отражаясь на лице новыми морщинками.

                - . - . -


Рецензии