Нужны ли нам программисты?

(Было опубликовано в середине 2005 года. И ничего не изменилось)

-- Здесь делать уже нечего. Все вокруг загажено этой программой. Придется покидать Белоруссию. – Так сказал мне давний знакомый, произнеся при этом название широко известного программного пакета.
Я живо представил своего знакомогопробирающимся между кучками сомнительного происхождения за пределы нашей многострадальной республики. Картина получилась довольно-таки забавная, но, как впоследствии выяснилось, близкая к истине .
Мой знакомый – программист, специалист по созданию систем обработки экономической информации. Он фанат своего дела и видит мир как бы через призму своей профессии. Когда он занят своей работой, все окружающее для него –  это совокупность потоков информации и узлов ее обработки. Созданные им системы успешно работают не на одном предприятии Белоруссии.
Специалисты такого класса высоко ценятся в экономически развитых странах. Ведь если деньги – кровь экономики, то информация – это ее лимфа. И так же, как в человеческом организме питательные вещества крови доступны клеткам только через лимфу, так же и деньги могут принести пользу только тому, кто принимает деловые решения на основе достоверной, хорошо структурированной информации.

Как же могло случиться, что высококвалифицированный специалист по информационным технологиям, которого с удовольствием берут на работу за границей, оказался ненужным здесь, в своей стране? И чем это, с его точки зрения, загажено информационное пространство нашей республики?
Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось провести настоящее историко-программистское расследование

И вот, постепенно, кусочек к кусочку, сложилась следующая картина.

Все началось в те добрые старые, советские времена, когда персональные компьютеры, слабенькие и малопрактичные, были у нас в диковинку.
Белорусская ССР занимала лидирующее положение в целом ряде отраслей советской экономики, в том числе и в сфере информационно-вычислительной.
Подготовка информации для расчета, ее перенос на машинные носители (перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски) и обработка производились на вычислительных центрах коллективного пользования (ВЦКП), укомплектованных, так называемыми, большими электронно-вычислительными машинах (ЭВМ). Производились эти ЭВМ, в основном, на заводе им.Орджоникидзе, в г.Минске, откуда и поставлялись во все вычислительные центры СССР и стран социалистического лагеря.
Все новинки программирования, которые советским людям удавалось раздобыть за рубежом, привозили в Минск. Здесь эти новинки подвергались изучению и анализу, а затем становились доступными для использования на всей территории Советского Союза. Мы уверенно догоняли и обгоняли капиталистические страны по количеству программистов на душу населения. Каждое министерство, а их было немало, имело свой Республиканский вычислительный центр, а порой еще и свой институт для разработки программ (они назывались тогда проектными институтами АСУ). Каждое предприятие, каждая организация, считали своим почетным долгом установить у себя программную систему. Подобного рода системы носили в то время название "автоматизированная система управления", сокращенно – АСУ. Поэтому, на профессиональном слэнге программистов, процесс создания такой системы получил название "асучивание".

Однако, в то время, как во всем мире развитие компьютерных информационных технологий происходило в направлении перехода к, так называемой, "безбумажной технологии", мы, как водится, пошли другим путем.
Если, при использовании безбумажных технологий, существенной является структура информации, то советская информатика была ориентирована на работу с документами, напечатанными на бумаге.
Это произошло потому, что советская экономика, в отличие от экономической науки других стран, представляла собой, по сути дела, культ формы. Существовали целые институты, основной продукцией которых являлись новые формы документов. Немало кандидатов и докторов экономических наук получили свои степени за то, что изобрели новые формы документов и красиво объяснили, как, благодаря этим формам, расцветет родная страна.
Не надо забывать, что нынешние руководители и главные бухгалтеры предприятий, кадры высшего и среднего звена в министерствах и ведомствах, практически все являются выпускниками советских экономических вузов, чуть ли не с молоком матери впитавшими в плоть и кровь глубокое почтение к форме документа.
Я не смогу забыть, какое потрясение испытал, услышав из уст директора одного из крупнейших магазинов республики, кандидата экономических наук, глубокомысленное замечание о том, как важно придумать документ такой формы, чтобы, глядя на него, можно было всесторонне оценить положение дел в организации. Причем директорская вера во всемогущество форм была абсолютно незыблема. Я пытался, по возможности деликатно, объяснить, что попытка создания подобного документа требует значительно большей наивности, чем попытка создания вечного двигателя. Но все мои старания ни к чему не привели.
А ведь давно уже существуют информационные технологии, позволяющие, при достаточном уровне информационной культуры, действительно всесторонне оценить экономическое положение предприятия.

Недавно руководство министерства связи и информатики поведало нам, что в недрах этого министерства родилась идея создания того, что они там назвали Единым Государственным Информационным Регистром (ЕГИР). Если Вы откроете Большой Энциклопедический Словарь, то узнаете, что регистр – это либо список, либо учетный документ. Таким образом, решено изобрести документ (читай – форму документа), глядя на который можно узнать экономическое состояние не только каждого, отдельно взятого предприятия, каждой отрасли, но и всего государства.
Вот оно, бессмертное наследие информационной безграмотности! Забыв о том, что мы живем в ХХI веке, наше главное компьютерное министерство решило претворить в жизнь мечту вышеупомянутого директора магазина.
Ничего не поделаешь, нашей экономикой продолжает править форма документа.
Самый трудный и чуть ли не самый важный для студентов экономических специальностей предмет – это изучение форм документов. В то же время эти студенты не приобретают почти никаких знаний по теории информационных моделей, теории баз данных, основам разработки программного обеспечения. Им, которым неведомы даже азы информационной грамотности,  настойчиво внушается мысль, что знаний и умений, полученных ими в ВУЗе, вполне достаточно для того, чтобы руководить информационно-вычислительной структурой организации.
В странах "дальнего зарубежья" человек, не обладающий достаточно высоким уровнем информационной культуры, не сможет сделать карьеру. Независимо от того, кто он по специальности –  юрист, экономист, врач, технолог и т.д. – он, в первую очередь, должен обладать навыками работы с информацией. Причем не только в одной, соответствующей его специальности, области знаний.
Доминирование форм документов в сознании управленцев приводит к тому, что компьютер используется в качестве всего лишь удобной пишущей машинки. И пройдет еще достаточно много времени, пока в нашем сознании утвердится, наконец, мысль, что, в любом деле, компьютер – это абсолютно необходимый и мощный инструмент. Большинство руководителей наших предприятий если и держит у себя на рабочем столе компьютер, то только для мебели.
А ведь современные управленческие технологи не могут быть эффективно использованы специалистами, не обладающими достаточно высоким уровнем  информационно-компьютерной грамотности.
В противоположность западным странам, где руководитель информационно-вычислительной службы находится, как правило, в ранге вице-президента фирмы, у нас возникла ситуация, когда, в абсолютном большинстве организаций, подразделение, осуществляющее информационно-вычислительное обеспечение, находится в подчиненном, приниженном положении. Доходит до того, что оно становится чем-то вроде машинописного бюро.
Отчетность предприятий и организаций перегружена, в настоящее время, большим количеством бланков (форм документов). Но, несмотря на это, в концернах и министерствах постоянно кипит работа по созданию новых бланков и изменению уже существующих.
И никто не думает о том, что каждое такое "изобретение" обходится родному государству в приличную сумму, поскольку влечет за собой изменение существующих или создание новых компьютерных программ практически во всех организациях, независимо от формы собственности. Ведь при создании любой нашей программной системы, доля затрат на создание программ печати различных, утвержденных свыше, документов, существенно превышает все остальные затраты.
Но формотворчество неискоренимо, поскольку именно количеством "изобретенных" форм измеряется зачастую эффективность работы управленцев.
При использовании такой, с позволения сказать, "информационной" технологии, ориентированной на формы документов, трудоемкость процесса обмена статистической, экономической и бухгалтерской информацией не только не уменьшается, а наоборот, значительно возрастает. Происходит это оттого, что носителем информации является напечатанный на бумаге документ, и, чтобы обменяться информацией, нужно проделать целый ряд трудоемких и малоэффективных операций: отобрать документы за нужный период, выбрать из них нужную информацию, структурировать, сгруппировать и обработать ее, заполнить на компьютере экранную форму и напечатать ее в виде нужного документа. Затем документ пересылается получателю. А там, как поется в известной песне, "все должно повториться сначала".
Хоть это и может показаться нелепостью, но зачастую именно так происходит у нас обмен информацией не только между различными организациями, но и между сотрудниками одной и той же организации (или даже одного и того же подразделения).
Как сказал один всенародно известный классик разговорно-управленческого жанра – "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда"

Однако, мимо нашего внимания прошло еще одно действующее лицо – бухгалтер!
Оно присутствовало и раньше, но было каким-то незаметным, скромно держась на заднем плане, в тени основных руководящих фигур. Но, по мере усложнения налогового законодательства,  роль бухгалтера становилась все более важной для благосостояния организации и ее сотрудников.
В то же время, благодаря нашей врожденной любви к формотворчеству, усложнение налогового законодательства сопровождается существенным увеличением количества форм отчетности. Подготовка такого большого количества документов затруднительна без компьютера, а штрафные санкции за нарушение сроков их подачи в контролирующие органы весьма ощутимо бьют по карману.
Это и привело к тому, что, во многих организациях, бухгалтерия является чуть ли не единственным компьютеризованным подразделением, а главный бухгалтер подминает под себя информационно-вычислительную службу, превращая ее в некое вспомогательное подразделение бухгалтерии.
Чем же, по мнению бухгалтера, должен заниматься программист? Ну, конечно же, работать с бухгалтерскими программами. Вот оно! Мы, наконец, вплотную приблизились к разгадке.
Бухгалтерские программы. Это, в достаточной мере специфическое, явление, возникло в середине 90-х годов 20-го века на стыке программирования и бухучета. Причем явление это свойственно только экономикам стран, являющихся осколками бывшего СССР.
Процесс развала огромной страны происходил как раз на фоне замещения персональными компьютерами больших ЭВМ и вычислительных центров коллективного пользования. Рушилась привычная, отлаженная система, позволяющая главному бухгалтеру, не утруждая себя чтением книг по информатике, просто собрать все бумажные документы за отчетный месяц и отвезти их в вычислительный центр. Там, в вычислительном центре, экономисты извлекут из этих бумажек нужную информацию, проверят ее, разнесут по специальным бланкам и отдадут эти бланки операторам. Операторы перенесут информацию с  бланков на перфокарты или магнитную ленту. Информация считывается в память ЭВМ, где данные группируются, суммируются и затем, с помощью мощных печатающих устройств, переносятся на бумагу.
На основании этих, так называемых, распечаток, бухгалтерия и составляла отчетные документы.
Таким образом, по мере закрытия вычислительных центров, в привычной системе обработки бухгалтерской информации образовалась брешь, которая, разрастаясь заставляла бухгалтеров искать выход из создавшегося положения.
Поскольку спрос непременно рождает предложение, на рынке программ для персональных компьютеров стали появляться программы, получившие название "бухгалтерских".
Первые представители этого класса программ были функционально идентичны своим устаревшим предшественницам. Но, по мере усиления конкурентной борьбы, разработчики программ стали все эффективнее использовать неравнодушие бухгалтерского сословия к формам документов.
По мере роста формотворческой активности клерков в органах, руководящих развитием нашей экономики, стала возрастать степень приспособленности "бухгалтерских" программ к формотворчеству.
Победителем в битве за бухгалтерские сердца оказалась известная московская фирма. Предложенный ею подход был основан на создании набора документов. Причем зачастую это делалось вопреки какой-либо теории проектирования программных систем и баз данных. Тут очевидным образом превалировал коммерческий интерес.
Программирование в этой системе также ориентировано на создание и обработку документов. Оно настолько специфично, что далеко не каждый осмелится назвать это программированием. Обычно используются другие термины, такие, например, как "настройка" или "конфигурирование".
Некоторые белорусские фирмы – производители программного обеспечения пытались удержать свои позиции, но безуспешно. Словно волна цунами накрыла всю Белоруссию. Как и в случае настоящего цунами, этому предшествовало значительное понижение уровня "моря" информационной грамотности.
Информационно безграмотные руководители решение вопроса о приобретении программного обеспечения сваливают на бухгалтерию. Информационно безграмотные бухгалтера, в свою очередь, производят выбор программы, руководствуясь, в основном, соображениями "формотворчества". Затем, поняв, что он получил не совсем то, о чем мечтал, главный бухгалтер ищет псевдо-программиста, который спасет его от "зависаний" компьютеров и потерь информации. Быстро растет спрос на такого рода специалистов ( их правильно было было бы назвать "программистами для внутреннего пользования", поскольку нигде в мире, кроме стран СНГ, такие не нужны).
 Появилось огромное количество преподавателей, специализирующихся на обучении "работе с бухгалтерской программой". Такой преподаватель, зачастую сам обладающий лишь минимальным набором знаний по бухучету и программированию, быстренько научит бухгалтера щелкать мышкой по экранному меню и внушит ему чувство уверенности в том, что отныне он может гордо писать в анкетах: "умею работать на компьютере".
 Тем более, что дилеры, поступая очень мудро, бесплатно подарят этому преподавателю программу и, также бесплатно, научат азам работы с ней.
Белорусские разработчики экономического программного обеспечения делают слабые попытки удержаться на рынке, сохранить за собой хотя бы провинциального потребителя. Но и этот сегмент рынка скоро будет завоеван москвичами. На их стороне начинают уже выступать даже наши правительственные структуры. Известны случаи, когда руководители министерств, госкомитетов и концернов в приказном порядке заставляют подчиненные им организации применять в своей работе изделие московских программистов.
И нет никакого антимонопольного закона, который мог бы остановить эту экспансию.
Еще раз хочется повторить, что подобное явление неведомо так называемым "странам с развитой экономикой". Там бухгалтера не знают, что такое, в нашем понимании, "бухгалтерская программа", а творцы "форм документов" вынуждены искать другое применение своим талантам, поскольку, хорошо умеющие считать свои деньги, иностранные "буржуи" просто неспособны оценить изящество, с каким эти творцы пускают деньги на ветер.

Радует, что мы, наконец, начинаем понимать, как много теряет наша экономика, загоняя своих программистов в тупик. Ведь о том, чтобы в стране создавалось хоть какое-то подобие "Кремниевой долины", они, еще недавно, не смели и мечтать.
Но начинать все же надо с того, чтобы посадить за парты информационно безграмотных хозяйственников, бухгалтеров, юристов, экономистов и преподавателей.
И нельзя откладывать этого в долгий ящик. Ведь продолжая руководить по старинке, работать по старинке, учить по старинке в стенах ВУЗов информационно-безграмотных специалистов, которые будут потом работать по старинке, мы теряем будущее. А будущее может нам этого не простить.


Рецензии