О неясных и непонятных поэтах

Как-то я встретил поэта, который всячески презирал литературные произведения, доступные его пониманию. Он полагал, что не стоит уважать авторов, не умеющих быть настолько оригинальными, чтобы читатели ломали головы, в чём смысл их стихов и где в них запрятано "второе дно".
Если читатели вроде бдительных таможенников не способны отыскать это "второе дно" в контрабандных произведениях, то они, стало быть, профессионально не доросли до необходимой глубины и весьма примитивны.
Очевидно, я тоже принадлежу к этой категории литераторов, поскольку стараюсь писать так, чтобы меня понимали. Более того, с детских лет я всегда восхищался людьми, умеющими доступно и понятно излагать свои мысли слушателям. И верно заметил некто, что «счастье - это когда тебя понимают». «От избытка сердца говорят уста»,- говорил Христос, и у кого сердце незамутненное и чистое, тот ясно мыслит и ясно излагает. Впрочем, метафорический язык нисколько не затрудняет понимание текста
Научившись "читать" язык, специалисты могут получить информацию о внутренних органах. Цвет языка и его поверхность являются индикаторами здоровья.
Цвет "языка - это основной индикатор. Нормальный язык, конечно, розовый. Бледный цвет говорит о слабости, например, об анемии, недоедании или усталости. Красный язык говорит о присутствии токсинов в организме. Пурпурный - об очень сильном жаре или застое крови. Это, однако, зависит от того, как окрашена та или иная часть языка. Кстати, красный кончик языка указывает на сбои в сердце.
В зависимости от того, в какой части язык потрескался, могут быть диагностированы астма, диабет, другие заболевания..
Покров языка также говорит о многом. Отсутствие таких покровов (то есть гладкая и блестящая поверхность) так же подозрительно, как и чрезмерное их количество.
Таким образом, по чистому, лишенному каких-либо неблагополучных излишеств языку, можно судить о здоровье человека. А ясная, недвусмысленная речь говорит в пользу духовного здоровья.   
Дух Святой так же «ясно говорит, что в последние дни отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1). Апостол Павел объясняет, что это произойдёт потому, что  наступят времена времена тяжкие» (2 Тим. 3:1). В английском переводе эта фраза звучит так: времена стресса, то есть, напряжения. А в греческом подлиннике Нового Завета стоит слово «халепос», соответственное украинскому слову «халепа».  Только Иисус Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, может вывести нас из любой «халепы», беды и стресса.  Когда-то я написал двустишие:
Достоинство люстры – в яркости,
Достоинство речи – в ясности! 

Дух ясно говорит

Как известно из Библии, Дух Божий всегда говорит чётко, ясно  и  понятно.  Модернистский дух зла всё старается запутать в религии, искусстве,  литературе.
Как-то советский лидер Никита Хрущёв задержался у картины  советского  авангардиста, стремясь уразуметь, что означает большое  жёлтое  пятно на полотне. На кукурузу вроде бы не похоже. Позвали художника, полюбопытствовали, что сие означает.  Живописец пояснил, улыбаясь:
- Это - лимон, дорогой Никита Сергеевич.
- А я подумал, что грудное дитя запачкало пелёнку, -  возмутился Хрущёв, - да вы просто с ума сошли!
Увы, иногда называют искусством фантазии больного воображения. Хотя Джон Мильтон говорил: "С меня довольно и малого числа читателей, ли бы они достойны были понимать меня".
Не по душе мне стихи, в которых на Бога только намеки. Они лишены простоты и искренности. Да и самим авторам, пожалуй,  следует поучиться конкретности в Библии.
Вещи надо  называть своими именами.  Когда человек погибает, то он кричит о спасении не намеками, а конкретно. Иначе он станет похожим на  тонущего грузина,  который не знал слова “спасите!” и кричал: “ныряю!”, “последний раз ныряю!” А люди на берегу смеялись: “Ну и ныряй себе - на здоровье”.
 “Дьявол ищет темноты и надо от него прятаться в  свет”, - советовал  польский поэт Адам Мицкевич.
Сатана, прикидываясь ангелом света, пытается помрачить  рассудок человека. То же самое относится и к некоторым поэтам, пишущим заумные вещи.
В стихотворении “Непонятным поэтам” Евгений Евтушенко пишет:
Я так завидовал всегда
всем тем, кто пишет непонятно
и чьи стихи, как полупятна
из полудыма - полульда...
О, непонятные поэты!
Единственнейшие предметы
белейшей зависти моей...
Я - из понятнейших червей...
Творцы блаженных непонятиц,
поверх сегодняшних минут
живите, верой наполняясь,
что вас когда-нибудь поймут...

И самое главное: поймёт ли это Бог? “Дух  же  ясно  говорит, что в последние дни  отступят  некоторые  от веры, внимая духам - обольстителям и учениям бесовским” (1 Тим. 4:1).

Эдуард Асадов писал: «В нашей поэзии рядом с талантливыми и взволнованными стихами немало еще, к сожалению, всякой литературной зауми или просто бессмыслицы. Автору нечего сказать читателю, нет ни глубоких мыслей, ни острых чувств, а сказать что-то надо. И вот иные авторы начинают писать непонятно, маскируя этим свою поэтическую беспомощность. А писать такие стихи в общем нетрудно».
В виде экспромта Асадов набросал один из таких «шедевров», подражая Вознесенскому.
Небо жаркое, как лед,
Сквозь глаза мне в душу бьет.
Ночь морозная, как солнце,
Молча дремлет у ворот.
Стоязыкие стрижи
Крутят пьяно виражи.
И собака в черном танце
Смотрит вверх на этажи.

Как говорится, тут комментарии излишни.
Разумеется, можно составлять поэтические кроссворды в расчете на элитный круг читателей. Но он чрезвычайно узок.


Функции языка

«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин. 1:14). Так свидетельствует о Рождестве Божественного Логоса, Богомладенца Христа Иоанн Богослов.
У всякого языка есть функция оформления мысли.  Причём, мы пользуемся языком не только тогда, когда говорим с кем-нибудь, но и тогда, когда наедине с собой обдумываем что-то, решаем. Чтобы мысль приобрела чёткие очертания, мы облекаем её в языковую форму. Таким образом, мы думаем с помощью языка. Всякая мысль остаётся при нас до тех пор, пока она не будет выражена словом, не обретёт языковую форму, не облёчётся в словесную оболочку. Так и Бог, являющийся Абсолютным Духом, материализовался, приблизившись к нам, стал Иисусом Христом, Спасителем нашим.
Кроме того, язык обладаем коммуникативной функцией, функцией общения, передачи информации. «Слово Жизни», Сын Божий – Иисус Христос стал доступным для нас благодаря Боговоплощению. Поэтому Он назван Эммануилом, что значит: «с нами Бог».
И, наконец  у языка есть эстетическая или поэтическая функция. И она проявляется не только в поэзии, но и в обычном стремлении сказать о чём-то красиво, образно. 
Посредством Рождества Христова, Который, по словам Псалмопевца Давида, является «прекраснейшим из всех сыновей человеческих», Бог сказал человечеству самую благую, самую добрую весть о спасении и жизни вечной.
Много лет работая врачом, я часто соприкасался с коллегами, которые писали неряшливо, небрежно и, естественно, непонятно. В этом проявлялось их неуважение к потребителям  подобной  писанины.
Лев Толстой жил, как известно, в Ясной Поляне. Мне - служителю Слова с более скромным масштабом дарования и амбиций - Бог определил жить в переулке Ясном большого приморского города.
А живу я в переулке Ясном,
И в моей все ясно голове!
Впрочем, кто ясно мыслит - ясно излагает. Помоги нам, литераторам, Господь, стремиться к ясности, чтобы нас понимали читатели!


Рецензии