Поезд за счастьем Сб. Руны судьбы, 2007 г

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург...
Как четко в переименовании города можно проследить изменения, происходящие в обществе!
События, о которых пойдет речь, происходили в Ленинграде. Кто-то скажет: «Ужасные были времена!», кто-то возразит: «Сказочная была жизнь».

Елена родилась в небогатой, даже бедной семье крестьянки и рабочего. Жила и взрослела в многонациональной среде. С детства их учили, что все равны. Она свято верила и радовалась тому, что родилась в такое замечательное время в такой замечательной стране. Кстати, даже через много лет, она ни на минуту не сомневалась, что ТО время было самым счастливым в ее жизни. Рядом всегда было много друзей: Женька Григорян, Саша Цукерман, Анжелка Захаревич, Верка Степанченко, Танюха Иванова. Высшее образование получила только благодаря возможности учиться бесплатно...
С нескрываемой ностальгией перебирала она иногда старые, черно-белые фотографии: строительный отряд, производственная практика, работа, работа, курсы повышения квалификации и снова работа...

Как-то вызвали ее в кабинет главного инженера:
- Пришла разнарядка на курсы. Решили послать тебя. Собирайся в Ленинград.
Молодая женщина летела, словно у нее выросли крылья: это же надо! Такая удача! Целый месяц! И сразу же начала строить многочисленные планы на свободное время: непременно побывать в Эрмитаже, Петродворце, в Мариинке, театре сатиры Райкина, на современных представлениях и выставках...
Чего кривить душой, не хватало в их маленьком провинциальном городке культурных мероприятий. Поэтому почти каждый, кто имел хоть какую-то возможность вырваться в столицу - кто в командировку, кто в отпуск, спешил присоединиться к мировой культуре, подышать особым воздухом жизни большого города.

Ленинград встретил серым февральским утром. Время от времени срывался холодный редкий дождь, но ничто не могло омрачить ее приподнятого настроения: впереди целый месяц!
Занятия длились до двух часов, а остаток дня и выходные заполнялись экскурсиями и культурными мероприятиями.
У маленькой будочки, оклеенной снизу доверху цветными афишами, Елена вместе с новой подругой остановилась в первую же свободную минуту. Внимательно изучив все, что предлагалось на текущий месяц, они приобрели кучу билетов: в оперный, в театр комедии, на два эстрадных концерта...
Почти все время было расписано, но когда Елена узнала о гастролях Московского еврейского театра «Шолом», решила, что непременно пойдет. В один из немногих свободных вечеров «давали» спектакль под названием «Поезд за счастьем». На него подруги и купили билеты.
Помещение, где проходили спектакли, было расположено очень далеко от центра. Сначала ехали на метро, затем целых полчаса ожидали переполненный троллейбус, в который протиснулись с большим трудом. В надвигающихся сумерках он устало полз по плохо освещенным улицам.
Вышли в достаточно неприветливом незнакомом районе. Навстречу шли две женщины. После непродолжительной беседы, выяснили, что они тоже направляются на спектакль. Так, вместе, в непринужденной беседе, добрались до здания театра.
Елену сразу же удивило количество народа. Теперь ей стало понятно, почему за две недели до начала гастролей им достались места только на галерке.
Возле гардероба, как всегда, было тесно: сдавали пышные дорогие шубы из натурального меха, кожаные пальто, модные плащи на синдипоне, скромные вещи из искусственного меха и коротенькие потрепанные курточки.
Возле зеркала женщины поправляли прически, подкрашивали губы, осматривали свой наряд.
Присутствующие явно делились на группы и сословия, и с первого взгляда было ясно, кто с кем пришел на спектакль.
Елена с подругой забрались на балкон, где в предпоследнем ряду заняли свои места. Внизу заполняли партер и ложи изысканные посетители.
Погас свет, на авансцену вышли актеры. Наступила тишина, и весь зал превратился в сплошные глаза, уши, ощущения. Спектакль состоял из миниатюрных сюжетов из еврейской жизни, которые объединяли замечательная игра актеров, непревзойденный еврейский юмор, переплетенный трагизмом и иронией. И, конечно же, главная мысль спектакля: мы - только попутчики в поезде за счастьем, жизнь - это стремление достичь чего-то светлого и яркого, но на этом пути встречаются погромы, несправедливость, жестокость и другие «кратковременные» остановки, которые на определенное время задерживают или замедляют продвижение вперед. Национальная музыка и песни довершали действо, доводя его до филигранной гармоничности.
Лена чувствовала себя неотъемлемой частью зала. Зрителей будто склеили в одно целое каким-то особым клеем. Они сочувствовали и сопереживали, смеялись и плакали в зависимости от содержания миниатюры, разыврываемой на сцене.
Она, всегда такая сдержанная, и представить не могла, что расчувствуется. Оставив носовой платок в кармане верхней одежды в гардеробе, Елена вынуждена была руками ловить непрошеные слезы, которые, не подчиняясь ее воли, стекали по щекам. Но это никого вокруг не смущало: кто-то сам едва сдерживал слезы, кто-то так же, как и она, откровенно облегчал душу обильными солеными потоками.
Во время антракта, все вышли из душного тесного зала. Люди стояли большими группами, в которых перемешались «свои» и «чужие». Кто живо делился впечатлениями, кто потрясенно молчал...
А после окончания спектакля зрители, словно родные и близкие люди, никак не могли расстаться. Несмотря на позднее время и дальнюю дорогу домой - многие приехали из отдаленных районов города, они искренне делились своими мыслями и наболевшими аналогиями из собственной жизни. То там, то здесь слышались восторженные возгласы. Видимо каждый отдельно и все вместе они четко и ясно почувствовали себя пассажирами того самого поезда за счастьем. И, несмотря на то, что кто-то едет  в комфортабельном первом классе, а кто-то ютится в переполненном общем вагоне - все движутся в одном и том же направлении, с одними и теми же стремлениями и желаниями: получить в жизни хоть каплю счастья, покоя, любви, понимания.

С тех пор прошло много времени. Союз превратился во множество самостоятельных государств, а Ленинград - в Санкт-Петербург. Елена часто бывала в Киеве, Харькове, Одессе. И каждый раз она непременно выполняла и перевыполняла свои планы по культурной программе. Но никогда больше не испытала того единства и душевного подъема, который сплотил зрителей в душном зале театра на окраине Ленинграда.
А поезд за счастьем все мчал вперед запутанными дорогами человеческих судеб. В волшебное никуда, ведь счастье, как сказочный мираж или чудесный призрак, сразу же исчезает, едва только забрезжит на горизонте.


Рецензии