Дваберега

Александр ОГУШЕВИЧ                неформальный коммментарий               
               
 
                Д В А   Б Е Р Е Г А
    В приличном обществе не принято считать деньги в чужом кармане. Но, где это общество, когда в эпоху чистогана, попрания этических норм, многие только этим и занимаются, откровенно, цинично. Но, мы о другом. Странности века проявляются по-разному. Так, австрийская писательница Эльфрида Елинек отказывается от Нобелевской премии в области литературы (1), а ленинградский математик Григорий Перельман, решив один из семи математических головоломок-парадоксов Пуанкаре (2), отказывается от положенного ему вознаграждения в миллион долларов.
Мотивировки разные ("«Никогда не думала, что именно я буду удостоена Нобелевской премии, скорее уж эту премию должны были присудить другому австрийцу..." (Э.Е.), "Не хочу, чтобы меня выставляли на всеобщее обозрение, как животное в зоопарке" (Г.П.), а результат один - общественность в недоумении. Поведение таких людей выбивает из под ног обывателей.. сами ноги. От удивления, раздражения и гнева, их парализует. Система приоритетов, ценности среднестатистического соцмена даёт трещину. По мнению обычного человека, не очень удачливого во всём, не очень обеспеченного взлётами IQ, едва сводящего концы с концами, подобные взбрыки должны осуждаться.
Как объяснить последним, что первые - совершенно безобидные существа, и мухи не тронут, но отстаивают свои принципы до конца - до черты, когда окружающие перестают их понимать. Как объяснить первым. что вторые, аутсайдеры по части наград и везения, - люди ищущие выхода крупицам своих способностей, метущиеся всю жизнь в поисках достойной работы, любви и взаимопонимания, но особенно стабильной зарплаты для прокормления себя и своего многоустого семейства. Как объяснить тем и тем, что судьба развела их в момент рождения, по топографии (месту рождения), по социальному статусу, языку и вероисповеданию, и, по этой причине, у каждого из них своя правда и дорога, а на них свои зуботычины.
Коллизия "этих" и "тех" (правых и левых, шевелюрных и лысых, представителей титульной нации и представителей не титульной национальности, либералов и фундаменталистов, капиталистов и коммунистов, верующих и атеистов, "наших" и не наших" и и т.д., и т.п.) напоминает перебранку берегов. Один из которых утверждает, что его благородный песочек лучше плебейского щебня на другом берегу. Другой берег, в ответ, настаивает, что его галька приятнее и романтичнее однообразного песка напротив. И в споре, берега почти не вспоминают, что они всего лишь два берега одной реки. Реки жизни. По тому, как они спорятся, видно, что они не понимают, что именно в разности (плюсе и минусе, белом и чёрном) сокрыто очарование бытия, его, если угодно, "толкающий момент", сама энергия жизни (новации, поливариантность, неубывающая сила поиска, способность задавать вопросы) стихийная, но, всё равно, обусловленная обстоятельствами, пружина витальности. Другими словами, чтобы развиваться, обществу необходимо присутствие в нём представителей всех социальных слоёв и убеждений, людей с разными представлениями и их приоритетами, с разными представлениями о счастье и мире в целом. И по этому непреложному социозакону все равны. Даже те, кто кричит громче других, что любит родину, и утверждает, что его национальность лучшее соседа по лестничной площадке. И, как только спорящие стороны ототрут со рта гневную пену, а риторику перебранки и недоброжелательности изменят на противоположные - спокойный и равный диалог, в тот момент два берега увидят друг друга и порадуются за достоинства каждого. Скажите недостижимая мечта?.. Да нисколько. Это требование дня. О том неустанно напоминает объединяющая всех река жизни.               
                30.03.2010 
  
1 - за 2004 год – см. "Еврейское местечко", № 37 - 2004 год (источник: Sem40.ru)
2 - суть парадокса Пуанкаре: любое трёхмерное пространство без дыр
становится растянутой сферой "Столица", 26.03.2010, С. 7. "Отказался от награды в миллион долларов"
«Столица», 23.12.2011


Рецензии