Парад масок сон в зимнюю ночь. встреча с прошлым

  Тяжело шагая по крутым ступенькам жизненной дороги,идешь ковыляя, спотыкаясь о мелкие камешки, иногда попадаются валуны, которые берёшь иногда приступами, и,кажется,что тьма не прошла.   И вдруг видишь долгожданный лучик света...О, какое счастье!  Хотя подсознание подталкивает тебя идти по проторенной.,гладкой дорожке.  И эта дорожка неожиданно изогнулась,как-то искривилась и повела неизвестно куда.  А ты ослеплённый,одураченный жизненными невзгодами пробираешься сквозь лабиринты извилистых тропинок, и перед тобой мелькают фантастические маски прошлого. Ты отмахиваешься от них, но они пристают к тебе,всячески соблазняя и играя ,завораживают своей недоступностью.
 Но где же эти загадочные маски?  Как их не хватает в нашей закостенелой жизни? А хочется краешком глаза заглянуть в прошлое,хотя бы на два - три века назад. Повертеться среди них,соприкоснуться с их желаниями,лицезреть их,поглубже узнать о чём они думали и вдохнуть всей грудью воздух наших предков.

Я, как редкая птица, мечтала прилететь из сумасшедшего 21 века, в начало19 века, побывать на каком-нибудь рауте, маскараде, балу.  Я. вижу,Вы дорогой читатель, язвительно улыбаетесь. Ну,что же, это Ваше право.Но поверьте, это не навязчивая идея - это долгожданный сон. И это свершилось...

  Бог подарил мне этот сон с пятницы на субботу - 13 числа. Все события перепутались, перемешались с книжными знаниями 19 века.,перемололись в моём сознании уже в красочном виде. И всё, что со мной случилось не ускользнуло, т.к. я сразу записала в своём блокноте:

  "Тени то мужские, то женские с визгом и гоготом приближались ко мне, то отдалялись, дразня,обнажаясь и маня на искушение, а потом мгновенно улетучивались.Одни тени так близко приближались, что я ощущала их частое дыхание. Чьи-то холодные руки коснулись оголённого плеча и с гиканьем, весёлым шумом испарялись,но отдалённые свистящие голоса преследовали меня. Было темно. Аж мороз по коже пробежал.Стало не по себе,а сердце готово выскочить наружу. Я вроде бы попала в царство мечущихся теней. Всё перемешалось, и трудно было уловить,кто следовал друг за другом. Среди этой мешанины чётко вырисовывался своеобразный человечек. (Сразу появились строчки из моего стихотворения"Не эта ль тень меня манит сполна" . Этой тенью был высокий мужчина с мутными  очертаниями лица , кажется,в сюртуке,держал какую-то палку, наверное, трость. Похоже,  он жонглировал и делал бесконечные реверансы ,всё тянул меня следовать за ним. Он делал так любезно, что я растворилась в лучах его этикета.  Тросточкой указывал мне направление куда надо двигаться.  Загипнотизированная таким обхождением, медленно продвигалась среди мелькающих теней, боясь потерять этого человечка.    Какие-то силуэты в смокингах пробегали мимо меня, спеша на важное представление.  Боже мой!  Какая я дура! Как  не догадалась, что все спешили на бал.  И в этой суматохе,оказавшись во дворце, стою,как соляной столб, не понимая ,где я нахожусь. Свет бьёт в глаза. Немножко  пришла в  себя ,и о,Боже! Глазам своим не верю.   Так это же петербургский дворец самого царя.  От преисполненных чувств  на минутку прикрыла глаза , а открыв, удостоверилась,что я именно здесь.    Всё засверкало, запестрело от радости. Искала моего любезного человечка, но он растворился в толпе.   Какие-то вельможи в напудренных париках важно  проплыли мимо меня , а кое-кто даже повернул  слегка голову  в мою сторону., как мне показалось, презрительно окинув меня взором. Я слышала   женские голоса сзади меня, наверно, подсмеивались , подхихикивая, не знаю ,почему? Ах,да! До меня дошло, и с ужасом взглянула на свой наряд : узкие джинсы,кофточка без рукавов с открытыми плечами, а на руке большая татуировка с изображением сердца,пронзённого стрелой,туфли на высоком каблуке красного цвета.   Нужно срочно поменять маску и стать похожей на аристократическую даму света. Хорошо бы подыграть этой знати, пока есть такая возможность, только не знаю,как получится.  Вроде французским я владею на уровне школьной программы, вот ,что я помню "cherchez-la femme".  Продумываю какое мне платье  надеть на следующий бал.   Моя фантазия разыгралась в полную мощь, кажется,маска приросла ко мне.  Наверно, я одену платье из слоновой кости, ажурные рукава  с  буфом  , лайковые перчатки,ой, чуть не забыла - диадема с маленькими брызгами-бриллиантиками будут украшать мою голову.  Платье заказываю у мадам "Ля Ришелье", а шляпку с полями -  у известной французской модистки "мадам Ля Куку".

 Боже, какая радость! Наконец-то получила визитку с штемпелями, что я, мадам Люси , приглашена на придворный бал.  В приятном волнении смотрю в зеркало. Я довольна собой. Скоро увижу царствующих особ,известных литераторов, иностранных дипломатов.   Что меня ожидает?  Интригующие "rendez-vous", простой любопытный осмотр всего происходящего или глубокое разочарование  в  ожидаемом чуде? Я не знаю. Но нетерпение скорее увидеть неотразимую красоту дворцовых апартаментов, запечатлеть маски придворной знати, повергло в состояние лёгкого возбуждения.  Ах, сколько приятных испытаний надо пройти: нескончаемые рауты, маскарады, литературно-музыкальные салоны. Голова кругом.!   Но это всё ещё впереди . А сейчас еду на бал в морозную, снежную пятницу 13 числа.  На душе творилось что-то непонятное. Может , этот силуэт однажды мелькнувший ,сглазил меня. Я плюю через левое плечо и чувствую себя увереннее.

 
Вот Дворцовая площадь. Длинная цепь экипажей и саней подьехали к парадному подьезду, украшенными барельефами и лепными карнизами в нарядном стиле эпохи  Регенства.  Всё это выглядело вычурно, но великолепно. Сплошные шеренги придворных лакеев, мундиры камергеров.  Это был настоящий русский карнавал масок. Я не верю своим глазам. Высокий белокаменный зал весь в статуях липных фризах наполнился жужжащим роем гостей.  Я прислонилась к колонне и внимательно присмотрелась к здешней знати.  Царские вельможи выбрали удобную позицию - чинно расположились вдоль стен, освещённых канделябрами.  Все присутствующие напомнили мне актёров трагической комедии.  Эти маски с разменной походкой и заученным выражением благосклонности на неподвижных лицах, торжественно вступают в бальную залу.  Мне показалось, что все проплывающие мимо меня маски покрыты пылью тысячелетней давности из времён, наверно, Римской Империи.  Застывшие,каменные лица,хранящие какую-то тайну, фамильные реликвии, запрятанные в семейные склепы, бесконечной вереницей пар медленно и чинно без малейшего оживленья и порыва продвигались в танце по анфиладе залов.. Всё это выглядело загадочно и мило.

Я проплываю по зеркальному блеску паркетов. Длинное со шлейфом платье явно мешает передвигаться по скользящему полу. Непроизвольно сделала пируэт, запутавшись в шлейфе платья.    Яркий  свет  бил  в  глаза,  но  как-то  устояла. Голова немного кружилась, а потом наступил мрак. Дальше ничего не помню. Я, видимо,упала. Очнувшись, увидела перед собой сухощавого мужчину в парадном кавалергардском мундире:"Что с Вами,мадам?".  От него исходил приятный запах духов.  На меня смотрели умные ,проницательные глаза на фоне белоснежных пилястров и зеркальных стен. Он приподнял меня за локоток, галантно подал руку и удалился в противоположную сторону залы. Ах,как жаль, что быстро исчез этот милый кавалергард.  Я встала в сторонке и в немом ожидании наблюдала за дворцовой церемонией. 

 И вот наконец Он - Император открыл празднество. Я увидела весь улей его приближённых и вельмож. Весь зал наполнился толпой приглашённых. Военные оркестры заиграли торжественный марш. Оркестр оборвал приветственную ритуальную музыку и Император, туго затянутый в мундир, широкими шагами военного ввёл в ряды Императрицу.   Свита вслед за царём прошла через зал к возвышению с орлами,коронами и страусовыми перьями. Маска царя неподвижна, как окаменевший  слепок.  Выражение строгости создаёт ощущение холодной застылости прусского военного. Выпуклые глаза водянистого оттенка с жуткой пристальностью пронизывают окружающих.  Легко выдержала этот взгляд, хотя слышала разговоры за моей спиной, что многие дамы падали в обморок под его леденящим взглядом.   Но больше всего мой взгляд сосредоточился на Императрице.. Она поразила своей болезненной худобой и нервным подёргиванием бледного лица. Видимо, её заморили балы,приёмы,парады,переезды и деторождение. И действительно, несмотря на свою легендарную репутацию прелестной женщины её маска блекнет в кругу выдающихся красавиц трона.  Вот почему она хочет затмить всех своим нарядом.  Шлейф её усыпан драгоценными камнями, на голове сверкала изумрудная диадема из крупных звёзд с бриллиантовыми лучами.  И вот заиграла музыка.  Император всегда открывал бал традиционным польским полонезом. Это не столько танец, а скорее медленная и томительная прогулка бесконечной вереницы пар по анфиладе огромных зал.  Я замерла в ожидании, надеясь, что кто-то пригласит меня на танец. Ко мне подошёл молодой человек во французском мундире с приятным выражением лица.  Он вслух произнёс;"Fous ce que dois advienne que pourra". Стояла как вкопанная, моргая глазами, не понимая о чём он говорит. Он несколько раз повторил  эту фразу , и я наконец-то догадалась("Делай, что следует и пусть будет,что будет"). Я понимающе махнула головой, хотя толком не поняла, что имел ввиду. Он взял меня за руку  и медленно ввёл в эту длинную вереницу танцующих пар.  В процессе такого гулянья мы обмолвились несколькими фразами, так как мой французский желает быть лучше.  О себе он скупо сказал, что он французский атташе и прибыл в Россию,как дипломатическое лицо.  С первого взгляда влюбилась, кокетничала, всё время смеялась от переполненных чувств, старалась как-то привлечь внимание к себе, но к моему большому сожалению,танец быстро закончился и он испарился.  Я осталась в неудомении, может ему не понравилось моё вызывающее поведение ? Если так, то жаль, а хотелось чего-то большего.   Искала глазами моего кавалера, но увы, так и не нашла.  И вот началась легкокрылая кадриль. Отойдя в сторону прислонилась к белокаменной колонне, с любопытством наблюдая за танцующими. Мне было смешно смотреть,как пары легко подпрыгивали козликами.     Осмотревшись вокруг  мой взгляд остановился на группе людей. Решилась подойти поближе, чтобы получше разглядеть их.  Это оказалась группа писателей, оживлённо обсуждающих какую-то сногшибательную тему. Среди них был знаменитый баснописец. Я его не таким представляла. У него было рыхлое лицо, слегка тронутое оспой,отвисшие щёки и равнодушный взгляд.   Всё это напоминало ожиревшую маску из его басни  " Свинья под дубом".  Мою любимую басню " Осёл и соловей" я специально громко повторяла. Он повернулся ко мне, зевнул и отвернулся.   Мимо меня прошла ещё одна маска с подтянутой походкой и бесстрастным лицом. Это оказался известный министр, граф "С" - защитник французских идей и законовед, страстный поклонник Наполеона.  Он смотрел на окружающих с тем холодным безразличием, которым отмечены облики людей, потерпевших жизненную катастрофу.

 В парадной дворцовой толпе неожиданно привлекла внимание одна безобразная маска.  Эта особа сидела в глубине зала в массивных креслах.  Огромный крючковатый нос свешивался над толстыми отвислыми губами,покрытыми густою седою порослью.  Мутными глазами разглядывала толпу, качая своей чудовищной головой в буклях, бантах, розах и кружевах.  Вы её,наверно. узнали " Усатую княгиню" - самую знатную петербургскую даму.  Ей было около 100 лет - она помнила шесть царствований, дружила с царицей  Екатериной и бывала на приёмах Марии Антуанетты. Её называли "princesse Moustache" - усатой принцессой за обильную растительность на лице.  В молодости ( правда, в это трудно поверить) отличалась необыкновенной красотой ( шепнула мне на ломаном русском  рядом стоящая дама).
 Она первая организовала в России высшее сословие. Весь сановный Петербург проходил через её гостиную и склонялись к её руке.  Меня подвели к этой особе. Поднеся к своему длинному носу лорнет она внимательно меня осмотрела,бросила оценивающий взгляд на платье и причёску. Поклон головы означал, что я прошла её конкурс.   Но вот в конце финала празднества появилась прелестная пара.  Все взоры направлены на них.  Я услышала лёгкий шёпоток сзади меня, видимо, обсуждали вновь прибывших.  Такой очаровательной маски никто ещё не видел.  Это была юная женщина, слегка  побледневшая,утомлённая бесконечными танцами.  Чуть опираясь о руку своего спутника, она излучала яркий свет. Близость этих двух масок могла показаться контрастной. Но стоит вглядеться в них и почувствовать несовместимую гармонию, дополняющую друг друга.  Редкое сочетание неотразимой женской красоты и великой поэтической славы.
Конечно, это была самая божественная маска Петербурга - античная богиня затмевала всех придворных дам своим обаянием.   Что-то не припомню точно её наряд, ах да.,кажется, белое бальное платье, покатые плечи, слегка прикрытые нисподающими струями тёмно-русых локонов. Особенно запомнилась чёрная бархотка, заколотая у шеи двумя алмазами, старинная брошь из крупного рубина - все это оживляли её бальный наряд.  С каким-то кажущимся равнодушием маска несла своё строгое очарование.  Но под навеянным легкомыслием я заметила отточеное чистое лицо девы Марии и какую-то внутреннюю затаённую грусть.  Из-под этих кружев , перьев, локонов, алмазов и прочей  мишуры светилось ангельское, доверчивое, любящее лицо.  Она как бы сняла на некоторое время маску придворной дамы и затрепетало сердце на фоне угодливых масок царедворцев.   
 И вот наконец-то я увидела ту важную маску, которую я мечтала лицезреть : на пьедестале возвышался Великий поэт.Он был в парадном мундире, явно тесным.( тёмно-зелёное сукно с красным воротником ).  Из-под его треугольной шляпы выбивались тёмные, вьющиеся волосы. Лицо его ,казалось, скорбным, бледным.  Он вынужден был сопровождать свою жену на балах . Приходилось часто менять маски в зависимости от климата его души: от мрачной меланхолии до искреннего, шумного смеха.Часто срывал с себя эту светскую, ненавистную маску и вдыхал свежесть кажущейся влюблённости.Когда он воодушевлялся, то сыпался поток оригинальных мыслей, естественных желаний, они побеждали над лицемерными масками двора.  Его меняющиеся поэтические маски сбивали всех с толку, но при виде женской ножки, хорошенького лица,и слащавая маска вожделения сразу водружалась на своё законное место. Я долго находилась под сильным гипнозом этой очаровательной пары.

  Какая-то сумасшедшая неделя. Одни балы, рауты. Вот опять пригласили в литературно- музыкальный салон князя"В" - известного в литературных кругах писателя, дружившего с историком, автором многотомного труда " История Государства Российского". Едкий по своему характеру князь"В", чуть полноватый в очках, собрал все сливки светского общества, лучших представителей литературно-музыкального круга.  Здесь присутствовали княжеская чета - известный историк, сухощавый в очках, с очаровательной женой, также толстый, лоснящийся от жира баснописец, но очень добродушный и  почему-то постоянно зевающий: ещё какой-то слепой поэт"К", нервными движениями теребящий свои жидкие волосы.  Многих я не успела рассмотреть, но все они были классики русской литературы.  А так хотелось задать вопрос князю"В" о его личных отношениях к графине "Д", но это противоречило правилам светского тона.     Тёплая атмосфера светского салона располагало  к творческому полёту.  Князь был хорошим, умным собеседником и завоевателем женских сердец.  О нём ходили всевозможные слухи о романе с некой графиней "Д".  Везде кипят страсти, волнения, а он потихоньку регистрирует все в своём дневнике. Вот он поодаль стоит и беседует с незнакомыми мне людьми.  Я слышу разговор: " Не знаю, напечатаны ли в " Инвалиде" мои стихи, но пишу статьи для иностранных журналов.Мои стихи предназначены для " Инвалида", но я не понимаю, почему они попадают всегда в " Северную пчелу"?  Смех разбирал меня, но я еле сдержала свои эмоции. Что это за " Инвалид",? но потом я вспомнила, что это популярный журнал.
 Всегда вечера у князя проходили весело.Вот в четверг собралась вся поэтически-музыкальная элита.   Огромный зал с мерцающими свечами   украшал белоснежный красавец рояль. В полумраке веяло таинственностью в ожидании чего-то сверхестественного. Смутно припоминаю, как меня кто-то попросил спеть старинный романс. Я с воодушевлением и с некоторым волнением подошла к роялю и звуки моего высокого сопрано разлились по всей зале. Ни одного звука. Гробовая тишина.Я так увлечённо исполняла романс " Красный сарафан", что мне стало жарковато и капельки пота струйкой стекали по моему парчёвому платью цвета слоновой кости. Как-то потемнело, замелькало, появились нечёткие очертания лиц, отдалённые звуки, и  канула в пропасть. Дальше ничего не помню. Через пару минут стала потихоньку пробуждаться, не сознавая, где я нахожусь.
 Да,это было необыкновенное путешествие в прошлое; мои любимые маски,к сожалению,молниеносно исчезли, а как хотелось крикнуть, остановись мгновение, дай мне ещё один шанс попасть в свой мир грёз; у меня опять появятся крылья к полёту!  Я долго носилась с маской придворной дамы, делая реверансы и повторяя на каждом шагу От меня шарахались попадающие мне навстречу люди, не понимая в чём дело, а друзья смотрели с жалостью и советовали обратиться к врачу.Мой бойфренд повёл меня к знакомому  экстрасенсу , и воскликнул,:" Вот примите нового пациента!". Глянув на меня внимательно , скорчив лицо ,брякнул:" Да... Работа предстоит долгая, но я сделаю, всё возможное, что ты снова преобрела маску современной бизнессвумен.". Я не хотела в это поверить, т.к.прошлое ещё было со мною. А вокруг жужжали и крутились маски будничного дня. Но эта уже другая история моего пробуждения в реальный мир интернетовских масок.


Рецензии
Бал был хорош! Спасибо.
Такое могло присниться только поэту!

Вячеслав Матосов   23.05.2016 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.