Софи Лорен

Софи Лорен

В конце 60-х годов я устроилась лаборантом в строительную лабораторию. Единственным мужчиной в коллективе был главный инженер, остальные — взрослые женщины и нас трое девчонок-лаборанток. Почему-то женщины нас невзлюбили, то ли завидовали нашей молодости, то ли были озлоблены на весь мир. На работе они все время ругали мужей, жаловались на детей. Если мы просили их поубавить эмоции, они ругали нас, желали неудачного замужества. В обед мы уходили в ближайшую столовую. В коллективе ни праздники, ни дни рождения не отмечались. После работы женщины торопились домой. В такой серости и протекала бы жизнь нашего коллектива, если бы к нам не устроилась молодая женщина-техник. Для нашей лаборатории она стала «лучом света в темном царстве». При знакомстве представилась как Софи Лорен. Никто из женщин не удивился: прозвище шло ей. Софи была высокой яркой брюнеткой с зелеными смеющимися глазами, доброжелательная, порядочная, нам девчонкам она понравилась. Софи возмущалась, почему в коллективе такие напряженные отношения. С ее приходом мы стали вместе обедать и решили отпраздновать Новый год. Она принесла много выпечки, салатов и сразу предложила записать рецепты. После праздничного стола, когда мы шли к остановке, она решила похулиганить, стала забрасывать нас снежками, втроем мы стали отбиваться. Тогда Софи умудрилась подставить мне подножку, и мы повалились друг на друга. Она стояла раскрасневшаяся в снегу, красивая, как Снежная королева.
— Девчонки, живете вы скучно, как старушки! Надо заниматься спортом: кататься на лыжах, коньках, выйдете замуж и ничего хорошего не увидите! — говорила она нам.
Впервые домой я пришла счастливая, родные удивились. Я не могла дождаться, когда закончатся праздники. На работе мы к ней сильно привязались, и, конечно, хотелось узнать ее поближе, познакомиться с ее мужем. Его мы представляли красивым мужчиной. Однажды в нашу лабораторию забрел некрасивый коренастый незнакомец, мы на него не обратили внимания, он был похож на рабочих нашего строительного управления. Никто не удивился, когда Софи выскочила из кабинета ИТР и увела его.
Бог наградил Софи талантом артистки, мы катались от смеха, часто просили изобразить нас, и никто на нее не обижался. Особенно мы полюбили сценку, где она изображала свекровь, которая, сварив борщ, а она варила его ежедневно, садилась с соседями на лавочку и жаловалась на сноху.
После работы Софи останавливала нас: «Девчонки, посмотрите, какой красивый снег!» Или: «Обратите внимание, какой теплый ветер — скоро придет весна».
В жару, когда мы шли обедать в столовую, она подкарауливала нас, обливала водой. Мы бежали за ней, а она казалась нам русалкой. Все понимали: дома она не могла расслабиться, свекровь была невыносимой, жестокой и сварливой женщиной, муж боялся матери. Софии стала часто уходить на бюллетень, ее пятилетняя дочь была серьезно больна. В эти дни в лаборатории становилось тоскливо. Мы скучали и желали скорейшего выздоровления ее дочери. Если бы Бог слышал наши пожелания, то девочка должна была бы непременно выздороветь.
Однажды женщины пристали к ней:
— Покажи своего мужа!
Софи напомнила:
— Помните, в лабораторию приходил невысокого роста мужчина, я увела его — это был мой муж.
Никто не поверил, мы были уверены, что она разыгрывает нас или издевается над нами, не все женщины любили Софи, некоторые недолюбливали ее и относились с подозрением. Они злились, когда, придя на работу, мы первым делом спрашивали:
— Софи здесь?
Они обижались и ревновали нас к ней. Сама она никогда не называла себя красивой, будто не замечала, какой потрясающей внешностью наградил ее Бог. Как-то Софи пришла на работу с синяком и объяснила: в автобусе было много народу, незнакомый мужчина нечаянно задел ее локтем, мы поверили. Начальник лаборатории Анна Васильевна называла ее «солнышко», часто приглашала к себе в кабинет и подолгу с ней беседовала. Софи умудрялась ладить даже с недоброжелателями, ссориться, а тем более, ругаться она почти не умела. После выходных она пришла на работу поблекшая, с синяком. Одна из завистниц съехидничала:
— Что на этот раз произошло — нечаянно из автобуса выпала? Софи грустно рассмеялась:
— Девчонки, простите меня! Я вас обманывала, это муж мой так меня любит.
Даже недоброжелательница воскликнула:
— Такую красавицу? Да он твоего мизинца не стоит!
На что Софи ответила:
— А свекровь считает: я недостойна ее сына.
Впервые она не выдержала и разрыдалась.
После восьмого класса она поступила в строительный техникум, чтобы ездить в одном автобусе с соседом. Игорь учился в политехническом институте и не обращал внимания на соседку. Софи влюбилась в старшеклассника, с пятого класса она знала, что в три часа он возвращается с занятий. Девушка выходила во двор, надевала лучшее платье и подметала улицу, поглядывая на дорогу. Иногда он приходил с друзьями. Они кричали: «Девушка, почему, когда мы приходим, вы метете двор? Выметаете новых друзей?». Софи молчала. Вскоре Игорь стал встречаться с красивой девушкой. Соседи перешептывались: «Скоро сыграют свадьбу». Произошли какие-то события, свадьба не состоялась.
Красавица Софи никого не видела, кроме Игоря, думала только о нем. Однажды в тесном автобусе они оказались на одном сидении, Игорь как будто впервые увидел соседку и сделал комплимент. Они стали встречаться. Софи призналась, что полюбила его еще в школе. Он — красивый, высокий, широкоплечий, удивлялся: за что ты меня полюбила? Понимал: это настоящая любовь, и бережно относился к ее чувствам. Вся улица радовалась их дружбе. Они были красивой парой. Игорь получил диплом и перед отъездом предложил Софи выйти за него замуж. В те времена студентов распределяли по всему Союзу, он попал в Краснодарский край, после обустройства обещал забрать. До окончания учебы оставалось полгода, они регулярно переписывались.
Как-то, помогая бабушке закручивать банки с соленьями, она задержалась допоздна. Бабушка жила на левом берегу речки, что разделяла их небольшой поселок, она с матерью — на правом. Софи в тот день поленилась прихватить с собой конспекты, на ночь решила не оставаться. Толпа подростков встретила ее у дороги, ухмыляясь, они перегородили дорогу. Просить, умолять не было смысла. Это были известные отморозки, и только чудо могло спасти ее… Этим чудом стал молодой человек. Он буквально вырвал девушку из лап хулиганов. И этим спасителем стал ее нынешний муж. Позже он признался, что много лет был влюблен в Софи. Николай был мастером спорта по самбо и после случившегося выглядел героем в глазах ее матери. Вскоре он стал постоянно ее выслеживать, грозился даже «наложить на себя руки». Мать Софи была благодарна ему и поощряла их союз. Она не хотела, чтобы единственная дочь уезжала в Краснодар.
Однажды, возвращаясь из библиотеки, она попала под дождь, а он оказался рядом и предложил переждать дождь у него дома. Софи была выше, но он применил прием, зная, другого случая не будет, и овладел девушкой. Софии защитила диплом, из Краснодара позвонил Игорь и сообщил: приехать не может, выслал деньги на дорогу. Игорю повезло, он быстро продвигался по служебной лестнице и получил квартиру. Судьба-злодейка жестоко обошлась с Софи, она оказалась беременна. Когда узнала, хотела покончить жизнь самоубийством. Поскольку была единственной дочерью, остановилась — пожалела мать. А тут Николай посватался.
Свекровь ее возненавидела и в глубине души понимала: сноха-красавица не пара ее сыну. Материнское сердце предчувствовало беду, даже соседи были в шоке от этого брака.
Софи показала нам фотографии, и мы убедились: мужчина, которого мы приняли за рабочего, ее муж. Все были шокированы, я пыталась представить нашу красавицу в его объятьях — и не могла. Он напоминал нам персонаж из сказки «Красавица и чудовище». Впервые я убедилась, как судьба порой бывает жестока. Муж Софи постоянно ее избивал. Жена была красива, как актриса: водители сигналили, мужчины не давали проходу. Даже в нашем строительном управлении мужчины на совещаниях не сводили с нее глаз, искали встреч. Она никого не подпускала к себе и не радовалась своей красоте. Свекрови казалось, что сноха изменяет сыну, нашептывала ему всякие гадости. А он постоянно упрекал:
— Если бы не я, то группа подростков изнасиловала бы тебя!
В такие минуты она думала: « Да лучше бы изнасиловали. Лучше умереть, чем так жить!».
Дочь была ее копией. Муж безумно любил девочку. В то лето Софи еще больше расцвела, а в поведении мужа появилось что-то зловещее. Он стал приезжать и забирать её после работы, будто чувствовал беду. Когда приходил муж, лицо ее становилось мрачным, она становилась раздражительной.
Однажды, когда мы пили чай, к нам заглянула начальник лаборатории и принесла статью, где рассказывалось о награждении нобелевской премией советских ученых. Анна Васильевна спросила нас: «Кто такой Нобель?». Софи стала ругать, что не поступаем в институт. Это был человек, которому небезразлична была наша судьба.
Как-то раз со строительным управлением мы выехали на отдых в Каркаралинск. Меня очаровала природа. Мохнатые ели в голубых и зеленых сарафанах отражались в зеркале озера Шайтанколь. Мы визжали от восторга и благодарили Софи, что она уговорила начальника управления взять нас с собой. Я не знала, что у нас в Казахстане есть такие красивые места. На озере Шайтанколь мы слушали красивую легенду о любви. Когда я взглянула на Софи, лицо ее выражало решимость.
— Я разведусь с этим чудовищем! — воскликнула она.
Позже она рассказала, чего стоила ей эта поездка. Меня всегда поражал ее оптимизм. У нее была маленькая иконка, иногда она молилась, не стесняясь нас. Эту икону подарила ей бабушка перед смертью, сказав: «Носи всегда с собой — Бог поможет тебе!». Софи все чаще плакала и, оставшись одна, спрашивала:
— О Боже, когда закончится этот кошмар? — Мы ее жалели и боялись за нее. — Увидите, Бог поможет мне, и я избавлюсь от этого чудовища, — повторяла она.
Софи перечитывала книгу А. Грина «Алые паруса» и, как Ассоль, ждала чуда. Как-то за столом она сказала:
— Вот увидите: я уйду от своего мужа! Приеду в лабораторию на черной «Волге» в пальто с чернобуркой и в шляпке.
У нее дочь продолжала часто болеть, и управление выдало путевку в детский санаторий в Краснодар. Помню, как мы вышли ее провожать. На улице шел снег. Она шла в простом сером пальто, но и в нем была красавицей. Мне так хотелось, чтобы она была счастлива! Мы не знали, что судьба сжалилась над нашей любимицей и готовила ей сюрприз, который перевернет её жизнь. Бог или икона помогли.
Николай часто приезжал в лабораторию звонить, тогда мало у кого были телефоны. Он шутил с нами, но чувство тревоги не покидало его. Как в пьесе Островского «Гроза», что-то зловещее витало в воздухе. Мы ждали и скучали — до Нового года оставалось немного времени. Помню, как зазвонил телефон, и мы кинулись к нему. Звонила Софи, она извинилась, не стала разговаривать с нами, попросила начальника к телефону. Анна Васильевна повесила трубку, побледнела и тяжело села на стул. Лида — настоящее имя Софии — просила как можно быстрее выслать ей трудовую книжку в Краснодар и написать от её имени заявление об увольнении. Мы были в шоке, девчонки расплакались. После ее отъезда не хотелось идти на работу. К вечеру пришел Лидин муж и стал всех нас оскорблять, обещал убить жену. Он умолял начальницу разрешить ему позвонить в Краснодар. Из кабинета раздался страшный нечеловеческий вой, так кричит раненый зверь. Он зарыдал и, обхватив голову, выскочил из кабинета. Вечером привез тещу, она умоляла дочь вернуться. Плакала и ругала ее, что бросает такого замечательного мужа. Нам ничего не оставалось, как рассказать правду ее матери.
В лаборатории стало скучно. И только разговоры о Софи Лорен поднимали нам настроение. У девчонок появилась цель — получить образование. Прошло несколько лет, мы собирались отметить Новый год. Когда нагруженные продуктами подошли к двери лаборатории, возле нас остановилась черная «Волга», и из нее вышла наша Софии: в пальто с огромной чернобуркой и в шляпке, как у Анны Карениной. Мы все ахнули. Наша бывшая коллега рассказала фантастическую историю. Софи шла к вокзалу, ей не хотелось возвращаться домой. Из-за угла выскочила черная служебная «Волга» и чуть не сбила женщину. Софи упала, водитель с пассажиром кинулись к ней на помощь. «Волга» принадлежала управлению, где начальником работал Игорь.
— Когда я упала, — призналась Софи, — увидела Игоря. Я решила что умерла, и все мне это мерещится.
Игорь, встретив любимую и узнав о ее неудавшейся жизни, заставил уволиться. Он устроил ее на работу и помог с жильем, через полгода развелся с женой, и они поженились.
Хочется, чтобы мужчины, прочитав эту историю, призадумались, и она кому-то стала уроком. А женщинам хочу пожелать: «Ждите чуда! Оно обязательно случится, только верьте и ждите!».

Эпилог.  Прошло много лет, и одна из наших коллег поехала лечиться в Краснодар, нашла Лиду, дозвонилась. Та пригласила ее в кафе и призналась: «Не хочу вспоминать страшные дни своей прошлой жизни». Мне же судьба не дала возможности ещё раз встретиться с нашей Софи Лорен, ставшей для нас эталоном женской красоты и добра.


Рецензии
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.