Абрахам Кайпер о возрождении и обращении

;РАБОТА СВЯТОГО ДУХА (1888). Фрагменты

Существует другое мнение, согласно которому подготовительная благодать дается не для принятия жизни, а для возрождения. Это столь же пагубно, ибо тогда спасение души зависит не от возрождения, но от обращения… И это делает спасение наших умерших младенцев невозможным. Но, стоя у могил наших крещеных детей, будучи уверенными в спасении через одно лишь Имя, данное под небом, мы отвергаем учение, что спасение зависит от возрождения, но признаем, что оно осуществляется лишь путем Божественного акта создания новой жизни, который рано или поздно проявится в возрождении…

Подготовительная благодать всегда предшествует новой жизни, поэтому она действует и до крещения, и оживотворяет детей до крещения. Таким образом, в более узком смысле подготовительная благодать действует лишь у людей, оживотворенных на более позднем этапе жизни, незадолго до возрождения грешника… Однажды получаемая благодать оживотворения есть зародыш всякой благодати, и то, что уже реально, не есть просто подготовка…
Третьей ошибкой, существующей сегодня, является представление, что в грешнике должны быть подготовлены Богом определенный настрой и расположение, прежде чем оживотворить его… Спасение умерших младенцев свидетельствует против этого факта, так же как за то, что оживотворяющая благодать никак не обусловлена подготовительной. У младенцев нет какого-либо настроя или расположения; богословски еще нельзя сказать, что они потеряны или же что они, с другой стороны, спасаются иначе, чем взрослые, ибо грешник не испытывает никакой потребности в спасении прежде, чем в нем будет насаждена новая жизнь, и так происходит, даже если перед нами самые закоренелые грешники, лишенные всякой предрасположенности, потому что Бог силен в свое время оживотворить их всемогуществом Своей благодати и никак не ограничен в этом…
Насаждение новой жизни есть не моральный, но метафизический акт Бога, и, таким образом, он не есть влияние на грешника или его увещевание, но совершается независимо от его воли и сознания, и все же, несмотря на волю грешника, он насаждает в нем бытие, благодаря которому его природа получает новое качество…
Даже представление, до сих пор поддерживаемое некоторыми из наших лучших богословов, согласно которому предварительная благодать подобна сушке сырой древесины, чтобы любая искра могла воспламенить ее, мы не можем принять. Влажная древесина действительно не может загореться от искр. Она должна быть высушена, чтобы она могла воспламениться. Но это  не есть аналогия действия благодати, для которой расположение наших душ не имеет значения, и каким бы оно ни было, всемогущая благодать может разжечь пламя. Мы не недооцениваем значения нашего состояния, но от него не может зависеть возможность такого «разжигания»…
По этой причине богословы эпохи расцвета нашей Церкви настаивали, что подготовительная благодать не должна рассматриваться абы как, но она имеет определенный порядок. Благодать Божия первенствует, предшествует, подготовляет и, наконец, совершает. Благодать всегда, во-первых, не ждет ничего от нас, но начинает свою работу прежде чего-либо в нас. Во-вторых, время до нашего оживотворения не тратится впустую, но в этот период благодать готовит нас к делам всей нашей жизни в Царстве. В-третьих, в назначенное время благодать единственно и без посторонней помощи оживотворяет нас, и, следовательно, она есть благодать реальная и действенная. Поэтому подготовительную благодать никогда не следует понимать как средство подготовки к внедрению благодатной жизни, ибо она никак не готовит оживотворение. Благодатная жизнь насаждается в нас совершенно не подготовленных, она не зависит от чего-либо в нас, но она есть сполна дело Божие. Все, что подготовительная благодать совершает – это то, что Бог с ее помощью  так располагает нашу жизнь, организует ее и направляет наше развитие к конечной цели, что, будучи оживотворены Его исключительным действием, мы будем иметь расположение, необходимое для тех задач, что поставлены перед нами в Царстве…
Человек подобен полю, где сеятель сеет семена. Предположим, есть два поля, на которых совершается сеяние; одно распахано, удобрено и очищено от камней, а другое находится под паром и заброшено. Какой результат произведет сев в том и другом случае? Борозды никогда не будут настолько глубокими, и почва никогда не бывает такой богатой и гладкой, чтобы она, получив посеянное зерно, всегда давала одинаковый результат. Из невозделанной почвы, несомненно, также прорастут семена. Происхождение пшеницы не имеет никакой связи с подготовкой поля, так как семенное зерно может быть передано из других мест. Но культивация почвы имеет огромное значение для роста пшеницы. И точно так же в духовном царстве. Независимо от того, велика она или мала, подготовительная благодать не вносит ничего в происхождение той жизни, которая проистекает из нетленного семени, посеянного в сердце. Но для его развития она имеет первостепенное значение…
Вот почему Реформатская Церковь так сильно настаивает на тщательной подготовке наших детей. Ибо, хотя мы признаем, что все нашем обучение ни в коей мере не может создать искру небесного огня, тем не менее мы знаем, что когда Бог вкладывает Свою искру в сердца, разжигая новую жизнь, многое будет зависеть от условий, в которые Он поместит ее…
Следовательно, мы признаем среди членов церкви четыре класса.
1.Все избранные, что возрождены до крещения детьми, так что внедренная в них жизнь остается скрытой, пока не проявится в более позднем возрасте.
2. Избранные, которые не только возрождены в детстве, но в которых внедренная в них благодатная жизнь рано проявляется и постепенно переходит в обращение.
3. Избранные, возродившиеся и обратившиеся в сознательном возрасте.
4. Неизбранные, то есть плевелы.
Что касается второго из этих классов, то мы признаем, что, когда, Божий призыв действует в них в самом нежном возрасте, он готовит их к обращению, но не к возрождению…
Призвание будет недейственным, если способность слышания предшествует возрождению. Только тот, кто имеет ухо слышать, слышит, что Дух говорит церквам и его собственной душе. Следовательно, в данном случае подготовительная благодать едва заметна. Конечно, есть многие действия, которыми благодать незаметно готовит к обращению, но это отличается от подготовки к возрождению, и мы говорим сейчас только о последнем…
Собственно говоря, подготовительная благодать в своем ограниченном смысле применяется только к третьему классу избранных лиц. Она охватывает всю их жизнь со всеми ее поворотами и изменениями, отношениями и связями, высотами и глубинами, событиями и невзгодами. Не то чтобы она производила хотя бы малейший зародыш жизни или возможность оживотворения, это не так; зародыш жизни никогда не возникает из подготовительной благодати, он имеет отношение к ней не большее, чем подготовка хотя бы десяти колыбелей и шкафов одежды к рождению ребенка, для которого они предназначены. Жизненная искра производится в нас только действием Бога крепкого, независимо от всякой подготовки. Но с момента ее рождения Бог хранит Свою лозу и контролирует ее рост, пока она остается дикой, так  что в час Своего благоволения, когда Он прививает дичок к истинной Лозе, этот дичок будет всем, чем он должен быть…
Следовательно, без возрождения грешник суть совершенно пропащий. Что такое ухо, которое не слышит, или глаз, который не видит помимо того, что сделает с ними Дух, как Он Сам свидетельствует: «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь» (Притч.20.12). И так как в духовном мире глухие уши и слепые глаза не воспринимают ничего, Церковь Христова признает, что любому действию спасительной благодати должно предшествовать оживотворение грешника, которое открывает глаза слепых и уши глухих, иначе говоря, насаждает способность веры...
Этот дивный акт возрождения может быть рассмотрен относительно двух категорий лиц: детей и взрослых. Проще всего рассмотреть его относительно младенцев: не потому, что действие благодати в них отличается от его действия во взрослых, но потому, что оно может быть выделено как таковое, тогда как во взрослых людях, насколько мы можем наблюдать, возрождение настолько смешано с обращением, что эти два процесса трудно разделить…
Эта трудность не существует в случае с ребенком, еще не имеющим сознательной жизни, как, например, в случае с Иоанном, сыном Захарии и Елисаветы. Ребенок не имеет отношения к указанной путанице, ибо предмет возрождения явлен в нем в чистом виде, и, таким образом, мы можем различить в нем события возрождения и обращения, когда он взрослеет. Очевидно, что в случае с младенцем, каков был Иоанн, не может иметь места ничего, кроме простой пассивности, то есть ребенок претерпевает нечто, но сам ничего не делает в то время, как для него делается все; это событие в нем, но не его действие, и любая идея синергии здесь абсолютно исключена…
Конечно, Бог оправдывает нечестивых, а не праведных. Он зовет грешников к покаянию, но следует помнить, что это говорится нам с учетом нашего собственного сознания греха…
Это означает, что дело возрождения не есть моральный процесс, то есть оно не осуществляется с помощью совета или призыва.
По этой причине так необходимо изучение возрождения (в узком смысле этого слова) в детях, а не во взрослых, в которых оно обязательно включает в себя возрождение.
Следующие утверждения не могут быть оспорены.
1. Все люди, включая детей, рождаются мертвыми по преступлениям и грехам.
2. Многие дети умирают, прежде чем придут к самосознанию.
3. Церковь исповедует, что многие из этих нераскрывшихся цветов будут спасены.
4. Будучи мертвыми во грехах, они не могут быть спасены, не будучи рождены свыше.
5. Следовательно, возрождение действительно может иметь место у лиц, которые не обладают самосознанием.
Эти утверждения не могут быть оспорены, и таким образом очевидно, что природа и характер возрождения могут быть определены и наиболее правильно рассмотрены применительно к людям, не обладающим самосознанием…
Нерожденные младенцы совершенно не понимают человеческого языка, у них нет идей, они никогда не слышали проповедь Евангелия, они не могут проходить обучение, предупреждение или увещевание, поэтому о моральном влиянии здесь не может быть и речи; и это убеждает нас в том, что возрождение есть не моральный, но метафизический акт Бога, так же как создание души будущего ребенка, которое осуществляется независимо от его матери. Бог возрождает человека совершенно без его предвидения…
Таким образом, внедренная новая жизнь может находиться в состоянии покоя, как и зерна пшеницы в земле в течение целого сезона. Но когда она начинает действовать, она являет своей характер, и поэтому возрождение внедряет зародыш жизни нового человека, которую он содержит во всей ее полноте и которая содержится в нем так же, как колос пшеницы в семени и всходе…
Чтобы помочь нам представить эту тайну, величайшие богословы Реформатской Церкви рассматривают Божественный план возрождения в виде следующих этапов.
1. В замысле Бога создается новый человек.
2. Он изменяет в соответствии с этим замыслом конкретного человека, создавая тем самым нового человека.
3. Он приносит зародыш этого нового человека в центр нашего существа.
4. Он производит в этом центре действенный союз между нашим я и этой прорастающей жизнью.
5. Эту жизнь зародыша Бог поддерживает Своей формирующей властью, которой, в назначенное время, Он достигнет результата, когда наше я явится как новый человек.
Что это за таинственное действие? По универсальному свидетельству, основанному на Писании, это действие Святого Духа во внутренней сущности человека.
Поэтому вопрос в том, является ли акт возрождения предшествующим, сопровождающим или последующим относительно слышания Слова. И этот вопрос должен быть хорошо уяснен, ибо он включает в себя разрешение кажущихся разногласий.
Мы отвечаем, что Дух Святой может выполнять эту работу в сердце грешника до, во время или после проповеди Слова. Внутренний призыв может быть связан с внешним призывом или же следовать за ним. Но то, что предшествует внутреннему призыву, а именно открытие слуха, которым он может быть услышан, не зависит от проповеди Слова и, следовательно, может предшествовать ей…
Следует снова различить между тем, что Святой Дух производит в нас на сознательном или бессознательном уровне. Если возрождение обозначает то, что производится в нас бессознательно, то понятие обращения мы прилагаем к пробуждению новой жизни, внедренной в нас, на уровне сознания.
Поэтому работа Божьей благодати проходит через эти три последовательных этапа.
1. Первый этап возрождения, когда Господь насаждает новую жизнь в мертвом сердце.
2. Второй этап, когда возрожденный человек приходит к обращению.
3. Третий этап, когда обращение перетекает в освящение.
На каждом из этих трех этапов Бог совершает Свою дивную и таинственную работу внутри человеческого бытия. От Бога приходят и оживотворение, и обращение, и освящение, и в каждом из этих этапов Бог совершает всю работу, но с той разницей, что если в оживотворении Он трудится в одиночку, находя и оставляя человека пассивным, то в обращении Он находит нас пассивными, но делает активными, а в освящении Он работает в нас таким образом, что мы совершаем свое дело через Него.
Описывая все это еще более внимательно, мы говорим, что на первом этапе возрождения, то есть в оживотворении, Бог работает в нас без средств благодати; на втором этапе, в обращении, Он использует средства, а именно проповедь Слова, и на третьем этапе, в освящении, Он использует средства в дополнение к Слову...
«Спасение зависит от веры, а вера от слушания Слова, поэтому наши умершие младенцы должны быть потеряны, ибо они не могут услышать Слово». Чтобы избежать этого страшного вывода, часто думают, что младенцы могут быть спасены в силу веры родителей. Это недоразумение, которое часто смущает и колеблет всю концепцию крещения, делая ее крайне сложной. Но как только мы отличаем оживотворение как стадию возрождения от обращения и освящения, мы выходим к свету.  Ибо поскольку оживотворение есть дело Бога в нас, совершаемое без посторонней помощи, независимо от Слова, и часто отделенное от второго этапа, то есть обращения, определенным временем, нет ничего, что не позволяло бы Богу произвести Свою работу даже во младенцах, и явный конфликт растворяется в прекрасной гармонии…
Касаясь вопроса о вере, мы полностью готовы применить то же различие и здесь. Мы можем различать способность веры, проявление веры и работу веры. Первый из этих трех моментов, а именно способность веры, внедряется на первом этапе возрождения, то есть в оживотворении; сила веры передается на втором этапе, то есть в обращении, работа же веры совершается на третьем этапе, то есть в освящении. Следовательно, если сила веры зависит от слышания Слова, проповедь Слова не создает способность веры.

http://www.ccel.org/ccel/kuyper/holy_spirit.vii.iv.vi.html

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии