Дирижабли в геологоразведке

 
Дирижабли в геологоразведке - новый уровень геологоразведочного дела в России   


«… нужно обратить внимание на вопросы геологоразведки. Действительно, эта тема у нас убитая. Она убита не только по отношению к шельфу (на шельфе, собственно, никогда ничего и не велось по-нормальному), но и вообще в масштабах страны, и пока те стимулы, которые существуют, не действуют. Поэтому тема форсированных геологоразведочных работ остаётся ключевой для нашей страны».
Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ.
Стенограмма заседания Правительства РФ от 02.08.2012


              Друзья земляне!

       Предлагается вашему вниманию Программа «Дирижабли в геологоразведке - новый уровень геологоразведочного дела в России».   



     Геологоразведка всегда была очень трудоемким, длительным, сложным делом, требующим значительных финансовых затрат и большого масштаба работ, чтобы в условиях сезонного и вероятностного характера поиска новых месторождений давать значимые, устойчивые результаты. И всегда была очень ответственным делом, имеющим государственную важность.

      Чтобы обеспечить прирост разведанных запасов в России, необходимо резко увеличить объемы геологоразведочных работ. Это можно сделать либо имея значительное число высококвалифицированных геологов, либо повысив многократно их производительность. В любом случае, чтобы на много лет  создать кадровый задел и привлечь в геологоразведку молодежь, нужно улучшить условия и престижность этого нелегкого труда, поднять техническую оснащенность, увеличить зарплату.

       Увеличить зарплату в геологоразведке можно только вместе с повышением  производительности и результативности труда. Последнее означает, что на первое место в развитии российского геологоразведочного дела выходит задача повышения  качественного и количественного уровня технической оснащенности. Только за счет резкого роста технической оснащенности можно многократно увеличить объемы геологоразведки и добиться высокой результативности.

       В состав технической оснащенности входит:

- транспортная оснащенность;
- оснащенность геологоразведочным и геофизическим оборудованием и приборами, например, приборами сейсморазведки;
- оснащенность вычислительной техникой и средствами связи;
- оснащенность химическим  и физическим аналитическим оборудованием;
- оснащенность навигационным оборудованием;
- оснащенность энергетическим оборудованием;
- оснащенность оборудованием для обеспечения максимально комфортных условий жизни геологов в полевых условиях.

        Движение геологоразведочной партии по пересеченной местности всегда было ее самым уязвимым, самым трудным, медленным, энергоемким и рискованным делом. Оно осуществлялось в основном пешим или конным ходом. Ограничения на вес и габариты грузов очевидны. Авиационным или вертолетным транспортом осуществлялась заброска партии или геологоразведочного отряда в ближайший аэропорт или доступную точку. Дальше к местам геологоразведки партия двигалась самостоятельно, долго, часто многими неделями. В условиях короткого полевого сезона это не позволяло провести достаточно большой объем работ. Геологоразведка больших перспективных районов затягивалась на годы.

      Низкая оснащенность геологоразведочных партий и отрядов оборудованием и приборами в полевых условиях также всегда была большой проблемой. Продовольствие, палатка, молоток, лопата, топор, рация, минимальный набор геологического оборудования, собранные образцы - много на себе геолог не унесет, да и на лошадях можно везти не намного больше, в основном образцы пород. Между тем, важно, например, иметь возможность детального экспресс-анализа пород непосредственно «в поле». Если такая возможность есть, то информационная отдача геологоразведочной работы становится многократно выше. Следовательно, важно иметь высококачественное оборудование для анализа пород,  оборудование сложное, дорогое, габаритное, требующее не только квалификации, но также электроэнергии, расходных материалов, защиты от погодных условий. Необходимы также вычислительная техника, специализированное программное обеспечение, базы данных. Кроме того, необходима система связи с различными службами и Центром управления геологоразведкой.

       Обобщая разнообразные соображения подобного рода, можно прийти к выводу, что перечисленные многочисленные проблемы возникают из-за низкой транспортной оснащенности. Буквально все они могут быть решены, если оснастить российское геологоразведочное дело такими транспортными средствами, которые удовлетворяют перечню совершенно необходимых свойств:

- достаточная грузоподъемность,
- простота в управлении,
- неприхотливость в эксплуатации,
- универсальность в преодолении любых рельефов местности (горных, речных, болотистых, каменистых, лесных, пустынных),
- низкий уровень энергозатрат при движении.

       Такими новыми, подходящими для геологоразведочного дела в России транспортными средствами являются дирижабли.

        Более точно, для транспортного обеспечения всей технологической цепочки геологоразведочного дела необходим воздушный флот дирижаблей, включающий целую линейку этих летательных аппаратов:

- дирижабли для транспортировки геологических партий  или отрядов по заданному маршруту в процессе геологической экспедиции;
- двух - трехместные дирижабли для индивидуальных перемещений во время базовых остановок геологической партии на маршруте;
- специализированные дирижабли службы материально-технического снабжения партий;
- грузовые дирижаблей для создания и пополнения запасов на постоянных удаленных геологических базах;
- транспортные скоростные дирижабли для смены сотрудников, экстренного медицинского обслуживания сотрудников партии, эвакуации и проч.;
- дирижабли для перевозки тяжелой и крупногабаритной техники, бурового оборудования, электростанций, вахтовых вагончиков, топлива;
- высотные и сверхвысотные дирижабли для геологической аэрофотосъемки.

       В первой трети 20-го века дирижаблестроение в мире переживало подъем, но затем резко пошло на убыль в связи с развитием авиации и вертолетостроения. Новые технологии полета вытеснили воздухоплавание. Дирижаблям не хватало конструкционной, производственной, транспортной технологичности, надежности, безопасности. Авиация как техническая и экономическая система быстро вытеснила дирижабли из тех транспортных секторов, в которых система активного воздухоплавания изначально развивалась. Лишь много десятилетий спустя появились такие транспортные задачи, которые авиация, вертолетостроение и другие транспортные технологи не способны решать или решают очень плохо, медленно, дорого. Сегодня появились десятки транспортных задач, которые могут решаться эффективно дирижаблями или даже исключительно дирижаблями. Оказалось, что дирижабли всего лишь опередили свое время, и это связано не только с техническими причинами, но и транспортно-экономическими причинами. 

       В настоящее время в связи с изобретением множества новых транспортных технологий и систем нужно заново определить, проанализировать и осознать весь спектр текущих и перспективных транспортных задач, выявить их особенности, систематизировать, собрать в группы по видам предпочтительного или целесообразного транспорта для их решения, сформулировать требования к транспорту. Одной из таких групп задач является  группа транспортных геологоразведочных задач. Для их решения весьма эффективными оказываются дирижабли в силу присущих им особенностей.

       В отличие от самолетов, летающих от аэропорта до аэропорта, от взлетно-посадочной полосы до взлетно-посадочной полосы, дирижабли могут летать от точки до точки на карте, по заданной траектории вдоль определенной или свободной трассы полета. Дирижаблям присуща высокая степень свободы в выборе высоты, скорости, направления полета. Диапазон выбора весьма широк. Дирижаблям присуща способность неделями не приземляться, способность практически неподвижно висеть над необходимой точкой, приземлиться в заданной точке, точно спустить на землю в запланированной точке груз и пассажиров.  Дирижабли могут нести груз от сотен килограммов до тысяч тонн. Дирижабли могут летать в режиме ручного управления и автопилотирования. Дирижабли могут осуществлять полеты в различных погодных и климатических условиях, даже весьма суровых, например, в условиях Арктики. Дирижабли не привязаны к дорогам и рекам, как автомобили и суда. Для дирижабля безразлично, над каким рельефом местности он пролетает или висит. Наконец, себестоимость полета, себестоимость тонно-километра у дирижаблей ниже, чем у водных видов транспорта, так как плавание в воде более энергоемкий процесс, чем воздухоплавание в тысячу раз менее плотной газовой среде.

       Указанные свойства дирижаблей превращают их в самый перспективный, более того, совершенно необходимый вид транспорта для стремительного развития геологоразведки в России. С введением дирижаблей в геологоразведочный технологический процесс его транспортная оснащенность становится чрезвычайно высокой, беспрецедентно высокой. Все перечисленные виды оборудования становятся транспортабельными, следовательно, пригодными для стандартного оснащения геологических партий. В результате, например, становится доступной широкомасштабная оперативная сейсморазведка, поскольку можно везти с собой запас ВВ, большое количество датчиков, снимать с них показания и тут же обрабатывать, делать повторные уточняющие исследования. Становится доступным  пробное бурение. Сбор и обработка первичной геологоразведочной информации: геологической, геофизической, гидрологической и проч. информации  - становятся глубокими, оперативными, полными, возможно, даже исчерпывающими. Появляется возможность точного и детального картографирования. Появляется возможность корректировать текущую деятельность, уточнять и обоснованно менять план геологоразведки. 
    
       С применением дирижаблей в геологоразведке само понятие сезонности полевых работ претерпевает глубокие изменения. Летать на дирижаблях можно круглый год. Бурить можно круглый год. Делать шурфы с помощью специального оборудования и исследовать породы можно круглый год. Геологи смогут жить на дирижабле в комфортных условиях, либо в удобных, комфортных домиках, которые перевозятся дирижаблем. Специальные транспортные дирижабли-челноки могут пополнять текущие запасы продовольствия и топлива геологоразведочной экспедиции. Становится возможным полноценное медицинское обслуживание геологов, смена геологических вахт, ремонт и замена любого оборудования, вплоть до замены экспедиционного дирижабля.

       Традиционная проблема материально-технического снабжения геологоразведочного процесса благодаря дирижаблям превращается в обычную рутинную задачу. Никаких промежуточных погрузочно-разгрузочных работ, никакой стыковки и никакой смены транспортных средств, никаких сложных логистических схем. Доставка от склада до склада, от базы до базы, от точки до точки. Достаточность, своевременность, надежность, удобство, скорость, оперативность – характеристики нового уровня организации материально-технического снабжения геологоразведки.

       Таким образом, дирижабли не просто обеспечивают выполнение геологоразведочных задач. Они вдыхают в геологоразведку новые силы, придают ей новый импульс, изменяют всю технологию геологоразведки, поднимают ее на фантастически высокий уровень, причем в самом тяжелом и уязвимом ее сегменте – в партиях, в отрядах, в экспедициях на полевых работах, делают ее круглогодичной и повсеместной. Дирижабли принципиально меняют экономику геологоразведочного процесса и, конечно, как следствие, всех добывающих отраслей России. 

        Современное дирижабли и дирижаблестроение в целом принципиально отличается от дирижаблестроения первой трети 20-го века. Краткий обзор бывшего уровня и масштабов мирового дирижаблестроения дан в приложении. Современные дирижабли – это новые формы, материалы, технологии, новые способы и методы конструирования, расчета и испытаний. Это использование вычислительной техники и программного обеспечения. Все это предопределяет многочисленные достоинства и преимущества дирижаблей как транспортного  пассажирского и грузового средства, в частности, при использовании в геологоразведке.

       Современные дирижабли могут обеспечить высочайшую надежность и безопасность, многократно более высокую, чем другие традиционные виды транспорта, в частности,    авиация, морское и речное судоходство, железные дороги.  Вложив финансовые ресурсы в создание геологоразведочных дирижаблей, в техническое оснащение и развитие геологоразведки, можно многого от нее ожидать и требовать.  Высочайшее качество решения и многократно возросший объем геологоразведочных задач по всей территории России – это только часть экономического эффекта. Другая часть связана с решением геологоразведочных задач в зарубежных странах. Здесь важно отметить, что тот, кто ведет разведку, как правило, получает затем лицензию на право разработки открытого месторождения. По сути, это механизм экспансии российских сырьевых компаний в национальные сырьевые рынки других стран и сырьевой рынок всего мира. Этот мировой эффект многократно  превосходит внутрироссийский эффект. Более того, он имеет стратегический характер, поскольку позволит в будущем влиять на цены мирового рынка по отдельным видам сырья.

        Безусловно, для всех фирм, ведущих поисковые геологоразведочные работы, крайне желательно уменьшить финансовые риски, многократно снизив стоимость геологоразведочных работ, подняв их точность, надежность, результативность. Только те фирмы и те страны, которые смогут вести эти работы быстрее и дешевле, будут иметь неоспоримые преимущества в скорости и масштабах наращивания своей экономической мощи.


Рецензии