Вступительные замечания - раз

     Не ради сладкого слова, которое всем известно, а для прояснения глубокого и, когда-то  содержательного, смысла этого слова, я попытаюсь, опираясь на свой опыт и на опыт товарищей по профессии, описать некий существенный пласт театральной жизни, от коего сегодня остались только жалкие ошметки и жгучие по яркости  воспоминания.
       Неумолимое время стремительно и бестрепетно вершит метаморфозы нашей жизни, не советуясь с нами и не оставляя нам ничего, кроме памяти о былом. Уйдем мы – уйдет память, уйдет, возможно, ценная информация об этом былом, которое хоть и быльём порастает, но ведь было же, было, черт побери!
         Подкрадитесь тихо, сзади к любому театральному человеку лет под пятьдесят и шепните ему нежно, вкрадчиво, провокационно – «Гастроли…» Человек взбрыкнет всеми копытами, глазик у него просветлеет и оживится, а потом его – человека – понесет безудержным и восторженным  монологом о гастролях, участником которых он был,  и забыть которые он не может, хоть ты его тресни! Казалось бы, с чего это вдруг, такая прыть? Ведь театральные гастроли существуют и ныне. Существуют, бывают – это  правда, но в совершенно ином качественном и количественном смыслах. Увы!
        Достаточно сказать, что тогдашние – советского розлива – гастроли составляли существенную и неотъемлемую часть жизни любого театра. Гастрольная статистика той поры свидетельствует о том, что гастроли занимали половину, а то и более,  в общем прокатном объеме деятельности театра. То есть, половину спектаклей театр показывал на стационаре, в своем здании своего города, а половину или больше – на гастролях – в чужих ему городах и весях нашей необъятной Родины. Даже если ориентироваться только на масштабы гастрольной работы театров, легко проникнуться пониманием  того, что гастроли забирали половину и более реальной жизни его работников. Правда, эта половина была спрессована в гастрольные рамки – от месяца, до трех, примерно, – но, значит, и интенсивность этой театральной жизни была более существенной, чем обычно!
        В основании такого напряженного гастрольного режима театральной деятельности, конечно же, лежали непростые, чтоб не сказать, отвратные, финансовые отношения Театра с Государством. Но эти отношения – совершенно отдельная горестная песня - за рамками данного повествования. Для дальнейшего  продвижения в границах темы достаточно понимать, что гастроли были  очень существенной частью жизни работников театра, причем – лучшей частью этой жизни.
      Примерно в 1987-88 годы, в силу множества социально-экономических, социально- культурных тоже - обстоятельств, театральные гастроли приказали «долго жить» и повсеместно испарились из практики театров. Да, конечно, в начале 90-х годов, и далее - гастроли театров стали как-то реанимироваться, в той или иной, очень иной, форме возрождаться и прирастать в объемах и географии, но до сих пор не достигли своего уровня советской поры.…
       Для того, чтобы понять, чего российские театры лишились в гастрольном смысле, следует отчетливо представить, чем именно были гастроли долгие годы для театра, для всех его работников. Помимо основной, тщательно замалчиваемой, но единственно важной, причины гастрольной деятельности – возможности заработать на чужих зрителях в чужих городах  - существовали официальные, более или менее лицемерные объяснения гастрольной театральной  активности. Скажем, «острая» необходимость  в творческом отчете театра г. Новгорода перед псковскими зрителями. И – наоборот – соответственно. Какого такого творческого черта задолжали эти театры чужим зрителям, до сих пор не ясно, но в советской прессе этот мотив гастролей присутствовал постоянно.
       Другая, якобы более вразумительная, причина гастролей опиралась на странную идею о том, что, мол, всякий советский человек имеет право на полноценное, качественное театральное обслуживание, и поэтому, мол, гастроли – это неизбежная справедливая панацея… Москвичи – поедут в тьмутаракань на Восток, а тамошние тьмутараканские, уссурийские тигры..., виноват, театры – наоборот – в Москву, чем будет достигнуто всеобщее театрально-культурное счастие и благоденствие … Бог с ним, с этим лицемерием…
       Существуют более реальные, объективные и субъективные мотивы гастрольных радостей, до сих пор возбуждающие восторженную память бывших участников бывших гастролей. Начнем с объективных, осознаваемых не всеми и не всегда. Они касаются в основном актёрской братии. Дело в том, что актер, работая на стационаре, очень быстро после прихода в театр устанавливает и ощущает свой актерский статус – и в самом театре, и в зрительском сообществе… Этот статус очень мало зависит от самого актера, от его устремлений или достижений, редко кому удается выскочить вверх и вперед из  сложившегося «ранга». Он есть и может не меняться годами…. Но на гастролях каждый артист встречается с совершенно новой, незнакомой публикой, завоевать которую артист обязан - это в его актерской природе.
     На новой публике, борясь за ее симпатии, артист испытывает редкое для стационара эмоциональное возбуждение, вдохновение, которое ему приятно донельзя и очень в творческом смысле полезно! Это происходит со всяким актером, вне зависимости от его «домашнего»  - стационарного - творческого статуса и самочувствия.
      Другая, тоже очень важная для артиста, часть гастролей – это поддержка зрительного зала. Для чужого  зрителя любой, привезенный театром спектакль – будь то старый заезженный, средний по возрасту или «свежачок» - есть премьерное явление, на которое приходит соответствующая, премьерная публика. Премьерная публика качественно выше обычной, заполняющей залы в обычные – не премьерные – дни. В премьерном варианте, который на гастролях касается всего репертуара, из зала на артистов направлена мощная позитивная, сотворческая волна, подымающая актера на невиданные, подчас не знаемые им, творческие высоты. Артисту это несказанно приятно. И – полезно! Да ради только этих вещей стоит ездить на гастроли…
     А ведь есть еще и куча других! Была куча других.… Потому что некоторые из этой кучи нынче не работают – иная жизнь…. Однако, стоит сегодня покопаться в этой куче гастрольных радостей и, следовательно, в явных радостных предгастрольных ожиданиях и потаённых чаяниях, наугад вытаскивая, то одно, то другое – повспоминать,  повеселиться и  погрустить …


Рецензии
Симпатия к рассказу!

Андрей Тесленко 2   11.09.2012 15:46     Заявить о нарушении
Дорогой Андрей - спасибо!!!

Борис Кудрявцев   24.09.2012 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.