О женщины!
К.Эльячефф и Н.Эйниш выделили несколько моделей осуществления двух противоположных ролей матерей:
1. Матери в большей степени, чем женщины (платонический инцест);
2. Женщины в большей степени, чем женщины (матери-супруги, матери любовницы, матери-звезды[призвание];
3. Не мать, не женщина; то мать, то женщина; и мать, и женщина.
4. Экстремальные матери (материнское превосходство, материнская подчиненность, ревнивые матери, несправедливые матери, неполноценные матери.
Матери в большей степени, чем женщины (платонический инцест)
К.Эльячефф и Н.Эйниш пишут о том, что молодые женщины после родов часто превращаются из супруги в мать, поглощенную материнством целиком и полностью. Она забывает о муже и собственной супружеской идентичности, променяв супружескую сексуальность на чувственность материнства.Ребенок становится объектом наслаждения вместо мужа. Чрезмерно изливаемая на драгоценное чадо родительская любовь - сродни патологии. Семейная патология имеет свойство передаваться из поколения в поколение, - "Какова мать, такова и дочь", - вывел отточенную формулу Эрве Базен. Мать стремится к абсолютной взаимности, своего рода симбиозу, и приводит к возникновению вакуум вокруг отношений между матерью и ребенком . Расплатой служит потеря связей: женщины со своим мужем, отца с ребенком, а также ребенка с окружающим миром. Невроз материнской любви представляет собой патологическую привязанность, состоящую в неодолимом желании отдать ребенку всю себя, что добавляет тем более сильное удовольствие, чем сильнее зависимость. Максимум возможного наслаждения достигается за счёт бесконечной самоотдачи, взамен мать получает от ребенка такое же бесконечное восполнение самой себя.
Женщины в большей степени, чем женщины (матери-супруги, матери любовницы, матери-звезды[призвание]
Матери-супруги
Помешать женщине быть хорошей матерью для своих детей, иначе говоря, позволять вовсе не быть ею, могут зачастую даже объятия собственного мужа, его любовь либо его статус, ради которых она способна забыть о детях. Матери, полностью и исключительно жены, только рядом с отцом своих детей или, по крайней мере, выполняя собственную функцию, реализуют себя и обретают смысл собственной жизни.
Матери-звезды
Если мать знаменитая певица, балерина, виртуозная пианистка и т.д., то профессиональный успех становится единственным смыслом их существования на земле. Ребенку в последствии отводят роль зеркала своей матери. Вот их работа и карьера освобождает её от выполнения всех материнских обязанностей. Мать-звезда, часто эмоционально черства и нарциссична. Нарциссизм служит такой матери защитой от чувства эмоциональной привязанности к своему ребенку.
Матери-любовницы
Любая любовная страсть у таких матерей ведет к забыванию о своем потомстве. Бывает и так, что новая связь возникающая после развода с мужем, как правило, становится более интригующей, чем бывшим супругом и его статусом. Можно понять насколько потерянным чувствует себя ребенок.
Не мать не женщина
Бывает так, что женщина отказывается и от женственности, и от материнства и от творчества при рождении ребенка. При этом ребенок испытывает недостаток любви со стороны фрустрированой, бесчувственной матери, утративший всякий интерес внешнему миру. Мать равнодушна к чувствам собственного ребенка.
То матери, то женщины
Двойственность психологии такой женщины выражается в перепрыгивании в течении всей жизни из позиции женщины в материнскую позицию, и обратно.
И матери и женщины
Женщина проявляет себя одновременно и как мать и как женщина.
Экстремальные матери
К таким матерям можно отнести любых матерей, которые вызывают у своих детей экстремально сильные эмоции. Субъективное восприятие ребенка на материнское поведение вызывает у него экстремальные переживания и асимметричные отношения, так как именно родители закладывают основы будущих взаимоотношений с детьми.
В экстремальном варианте мать способна полностью подавить своего ребенка своей властью а, в свою очередь, развитие детской психики без поддержки будет блокироваться и тормозится.
Красота
З.Фрейд писал, что красота совсем не обязательно приносит счастье; её культурная обусловленность не задает критериев для распознавания ни её наличия, ни, тем более, её отсутствия в культуре.
"Моя мама самая красивая" - это период, когда ребенок воспринимает мать как единственную модель женственности.
Материнская красота в развитии у ребенка чувства уверенности в себе идеализирует величие и придает смысл взаимной любви между отцом и матерью. Красота родителя - реальная или только кажущаяся - служит ребенку основанием для чувства собственной второсортности во всех областях.
Когда ребенок не читает в родительском взгляде признания своей красоты, то у ребенка возникает чувство собственной ничтожности и поселяет в нем представление о своей неполноценности.
Если мать способна оценить и поддержать ребенка, несмотря на внешние недостатки и старается подчеркнуть его достоинства, значит она помогает ребенку минимизировать негативные последствия и способствует развитию положительных качеств ребенка. В этом случае материнская холодность не скажется столь негативной на развитии идентичности и идентификации ребенка. И наоборот, ребенок поймет или заметит по реакции матери, что мать желает, чтобы её ребенок был успешным.
Антинарциссическое злоупотребление
Если мать психически или даже физически унижает ребенка, то есть, когда "мать в большей степени чем женщина" (антинарцииссическое злоупотребление) она принуждает ребенка становиться всё более совершенным, та как видит в своих детях собственную неудовлетворенность жизнью. Ребенок, в этом случае, не вызывает нежность и преданность матери( прекрасно известно, как дети с задержкой умственного развития, дети-инвалиды способны пробуждать эти чувства). Мать просто не желает замечать в своем ребенке ничего, кроме недостатков.
Материнство и рабство
Если мать не признает в своём ребенке ни малейших достоинств и систематически критикует его, то она обращает с ним как с рабом (геникократия)[Йоган Жакоб Башофен]. Это рабство проявляется в различных формах, вплоть до права распоряжаться его жизнью и смертью (Я тебя породила - я тебя и убью). Помереть дочери от руки своей матери в том случае если дочь страдает зависимостью от наркотиков и прочих зависимостей. Не желая понимать, что кроется за душераздирающими мольбами и просьбами ребенка: "Мама, мне это нужно!", она будет давать ребенку то что он просит, до тех пор пока это не разрушит его жизнь и освободит и себя, и ребенка от того третьего, который их разделял. Ради этой цели мать будет обращаться с "ребенком" как с рабом, оставляя ему лишь одну возможность оказания помощи только из её рук.
Материнская подчиненность
Ребенку намного легче осознавать, что мать во многом уступает ему или занимает по сравнению с её собственным положением, чем переносить её превосходство. Но это являет собой случай противоречащий и недееспособности ребенка, да и самой природе, хотя бы потому, что ребенок моложе и существует объективное превосходство родителей над детьми. Со временем ребенок вырастает и может достигнуть большего социального успеха, что в свою очередь уничтожает разницу в величии родителя.
Подчиненность вопреки природе
Если взрослый ребенок становится социально успешнее родителя, то он может стыдится своего родителя. Он ощущает себя другим, он хочет отличаться от него ("Я совсем другой),и ведёт себя так, будто стоит выше его, который мешает ему преодолеть обстоятельства(Родитель мне не ровня", говорит взрослый ребенок и говорит родителю: "Почему так сложилось, что ты мой родитель? Ты всегда всё портишь! Лучше бы тебя вообще не было!?, Если ты хочешь мне добра, не старайся снова со мной увидеться! Представь себе что я умер(ла) или что меня вообще никогда не было! Я хочу жить своей жизнью"). Это явление часто возникает у подростков, когда родитель в их глазах выглядит "недостойным" или не "приличным", и они часто стыдятся его.
Ребенок вырос: он стал взрослый, и добился успеха, заслужил признание, сумел подняться над условиями, в которых живут его родители.
Неравенство условий жизни у родителя и взрослого ребенка - ещё не повод того, чтобы родитель оказался в подчиненном социальном положении.
Ревность родителей к своим детям.
Ревность ребенка к родителям одно из самых распространенных явлений. Эдипов комплекс,который отражает притягательность для ребенка родителя противоположного пола, и, соответственно его ревность к родителю того же пола испытание для каждого взрослого человека. Но существует и ревность родителей к их детям. Родитель желает для своего ребенка всего самого лучшего - красоты, здоровья, ясного ума, богатства, социальной успешности и т.п.
Родительское "собственничество" приводит к тому, что родитель в тайне желает чтобы ребенок принадлежал именно ему и никому больше. Ревнивые родители омолаживают своих детей, чтобы избежать возрастного контраста и сравнения с ним, создавая таким образом иллюзию, что течение времени остановилось. Женщины на шестом десятке с досадой рассказывают, как матери заставляли их носить детские гольфы, когда их подружки носили чулки, или отказывались покупать им бюстгальтер. Современные женщины, которые отказываются стареть одевают детей, как взрослых, а когда те вырастают, дети сами начинают одеваться, как вечные подростки.
Это своеобразная амбивалентность составляет основу любых человеческих отношений. Эту амбивалентность стараются не замечать, опасаясь дурных последствий темных чувств.
Женщины нарциссического типа не способны смириться со своим старением и внешним увяданием. Они испытывают ревность к своим дочерям, когда те достигают возраста открытого соперничества не из-за внешней красоты ,а из-за места рядом с мужчиной ("Разве дочь красивее меня?"). О матери говорят: "Он всё еще красива". У матери возникает зависть к своей взрослой дочери.
Литература:
К.Эльячефф и Н.Эйниш. Дочки-матери.Третий лишний? Институт Общегуманитарных Исследований,2008.
Свидетельство о публикации №212091000389