Жизнь и Ценность

Говорят,что жизнь есть ценность.Лично у меня возникает вопрос - чья жизнь и какая?
Тут Философ отрывается от полового акта с какой-то простушкой и важно изрекает:"Даже жизнь мошки является ценностью.Она - необходимый элемент Целого!"
Не будем подсчитывать,сколько за свою жизнь этот философ убил мошек.Но неужели все элементы равноценны? Тогда и жизнь преступника,убившего многих людей,продолжает оставаться ценностью?
А жизнь идиота в психбольнице (особенно в момент,когда он,приняв доктора за сардельку,пытается его скушать)?А жизнь,проведённая в одиночке или в глуши,в селе,среди выпивох?
"Не нам решать! - строго говорит Поп. - Бог дал,Бог и взял.Рождён - живи!Это твой долг перед Господом,выражение благодарности,приятие дара!"
Так что,я не могу распоряжатся собственной жизнью без риска стать в глазах людей душевнобольным,аморальным типом и еретиком? Неужели,если мне уже нет жизни в моём отечестве и в моей душе,я должен жить насильно?Неужели,если я дозрел до смерти,мне притворяться живым?!Разве я хотел рождаться,просил об этом?Разве навязанное может стать настоящей ценностью для меня?
Тут появляется Прелестная Дама и щебечет:
"Ой,какой вы не такой!Неужели вы не понимаете!Жизнь является ценностью оттого,что в ней есть маникюр,педикюр,маски для лица,духи и Любовь!"
"Мадам! - Воскликнул я печально. - Я не делаю маникюр и чужд губной помаде. И любовь не стихия многих! Вы говорите не о жизни,а о её условиях.Если они хороши,то и жизнь ценность.Но реально жизнь здесь определяется через побрякушки - они и становятся настоящей ценностью! Если же эти элементы жизни плохи,то и жизнь теряет ценность - так что ли?"
"Ничего не поняла! - Ответила дама.- Ой,какой вы нудик!" И она нежно испарилась в голубой дымке дня.
Тут ко мне притулился сутулый господин и шепнул:
"Есть люди высшие и низшие.Ценность первых в том,что они дают человечеству,а вторых в том,что они славят первых и пользуются их изобретениями.Обыватели читают книги гениев,пользуются их новшествами и благоговеют перед ними."
"Да,- ответил я, - много гениев разбили себе лбы ради того,чтобы бездари потом пользовались их изобретениями.Но если элита и толпа так зависят друг от друга,то их жизнь лишена самоценности и определяется через жизнь другой стороны!А если толпа паразитирует,то и жизнь элиты - ради паразитов - обесценивается,становится глупостью.Без участия паразитов жизнь элиты теряет свой смысл.Но бывает,что паразиты - это как раз элита,лучше сказать - лжеэлита.Суть проблемы при этом не меняется.Эти две стороны,если они дефектны,лишают жизнь друг друга ценности!"
Сутулый господин погрозил мне пальцем,назвал меня "возмутителем спокойствия,анархистом,заумником" и ушёл.
Вдруг ко мне приковыляла дряхлая старушка. Она заглянула мне в глаза и тихо прошмакала:"Вот будешь умирать,сынок,тогда поймёшь,что жизнь - ценность!" И она откковыляла прочь.
А если я буду умирать с чувством зря прожитой жизни? Что за дело мне до того,что могут быть жизни иного качества, если эти жизни - чужие,если я так и не сумел покорить свой Монблан?Опять же идеальная и лучшая жизнь только возможна.Жизнь конкретного человека,как бы высоко он не поднялся,никогда не поднимается до идеала.И в час смерти тоска по лучшей жизни,которой не было ещё более усиливается!
Но каждый раз мы сбиваемся с самого вопроса о жизни на то,что в жизни.
Не упел я подивиться своему уму,как прибежала собачка с живыми,радостными глазёнками. Вместо того,чтобы тявкнуть мне что-нибудь о жизни,она устремилась к облезлому столбу и с удовольствием задрала лапу. Неужели для таких моментов и стоит жить человеку разумному - есть,пить и ходить в туалет? А если человек разумен и духовен,то не уход ли это от обычной,материальной жизни в жизнь идеальную,в мир души,в мир грёз и абстракций?Тогда идеальный мир ценнее материального,а жизнь души ценнее жизни тела.Но это приведёт к отрицанию мира и человека - в общем конечного и чувственного существа.Жизнь тогда лишь средство для истинно ценных "идей Платона"!
Но чу! Вот слева ко мне ползёт на четвереньках алкоголик,а справа пришвартовывает наркоман.Перебивая друг друга,они начинают доказывать мне,что ценность жизни -это её удовольствия и привычки.Погалдев и не слушая моего ответа, они также неожиданно отлиняли прочь.
"Удовольствие - жизнь,-подумал я,- следовательно,жизнь - удовольствие!И привычное часто становится любимым.Всё же и тут удовольствие подменяет жизнь.Последняя становится средством для удовольствия.Удовольствие же эгоцентрично,оно знает лишь себя.Его ценность произвольна,создаётся и утверждается им же. А привычка... Если бы люди привыкли к смерти,неужели жизнь перестала бы быть ценностью?Или на фоне смертей она сделалась бы ещё ценней? Важность глотка воды узнаёшь в пустыне... Однако,именно привычка может делать ценностью самое отвратительное и убогое!Половина пороков зиждется на Привычке.Часто привычки это кандалы жизни и от них жизнь тускнеет и мертвеет.
И вдруг на меня снизошло озарение. Я понял,что только оберегая чужую жизнь,заботясь, помогая жизни вокруг жить, мы делаем и собственную жизнь самоценной.И также - в борьбе со всяческой мертвечиной. "В начале было дело". Не стоит думать о ценности своей жизни и тогда моя жизнь станет объективно ценной - частью целого,а не моего эго.Но если я не могу делать Дело,жизнь моя теряет всякую ценность и тогда моё право от неё отказаться или погрузиться в чувственное переживание среды.Жизнь лишена ценности.Условия и действия усиливают её ничтожность или ценность. То,что я хотел преодолеть - условия,то что в жизни - и есть самое главное. Жизнь это её условия.


Рецензии