Кредо победителя. Жестко и быстро

(фото из Интернета)

В конце ноября в Сарове был подписан договор о создании городской федерации кикбоксинга. Ее почетным президентом избрали профессионального боксера Анатолия Александрова.
Информация об этом событии прошла в № 48 нашей газеты, а сегодня мы познакомим читателей с этим интересным человеком.
Да не обидится мой герой, но у определенной части людей в отношении боксеров срабатывают стереотипы, навеянные анекдотами из серии «А еще я ей ем!». Честно признаюсь, когда я шла в спортзал, думала, что разговор ограничится несколькими минутами. Но даже через час мне не хотелось уходить от этого интеллигентного и остроумного собеседника.
Сначала мы поговорили о развитии кикбоксинга в Сарове, и одним из важнейших пунктов Анатолий посчитал популяризацию родного города:


- Когда звучат имена саровских спортсменов, надо обязательно указывать их принадлежность. Вот вы знаете, откуда родом известный боксер Александр Поветкин? Его имя ассоциируется с подмосковным Чеховым, а Курск, который его вырастил, потерялся.


- Про Поветкина не слышала, но знаю, откуда Маскаев. Я с ним недавно разговаривала в Саранске. Так вот он очень гордится своей принадлежностью к мордовской национальности, хотя родился, как и вы, в Казахстане и долгое время живет в Америке.


- Да, он мой земляк, с Караганды. После службы в армии остался в Узбекистане, откуда уехал в Штаты. Сейчас он везде говорит: «Я русский» и что в Россию хочет вернуться. А Караганда вообще нигде не звучит. У меня аналогичная ситуация. Мои родители с Урала - отец со Свердловска, мама с Уфы. И оба брата там родились. Работы и сейчас, и в те времена особо не было, и в 1965 году они поехали в Караганду работать на шахте. Там я родился и получил азы бокса, а потом уехал в Москву, где начал заниматься им профессионально. Но я всегда говорю, что являюсь представителем казахской школы бокса, чего от Маскаева никогда не услышишь.


Сейчас Александров понял, насколько важен такой пиар, но в свое время уже будучи чемпионом об этом совершенно не задумывался:


- Это была и ошибка моего московского тренера Виктора Васильевича Сафонина. Сейчас ему за семьдесят, он вообще человек другой формации. Далек был от всего этого пиара, как и я. И вот мы вдвоем ходили, как два дурачка, от всех отмахивались – не надо, не надо! Ему в свое время предлагали тренировать Наташу Рагозину (самая титулованная непобежденная спортсменка в мире женского бокса среди профессионалов. – Авт.), он отказался. Причем его упрашивали. Говорил: «У меня есть Александров», думая, что я буду ревновать ее к нему. В этом он недавно мне признался. И семикратным чемпионом Европы по профессионалам Александром Махмутовым ему тоже предлагали заняться. Он – нет и все. А зря, и я ему позже сказал, что лучше было бы всем.


- Чем отличается профессиональный бокс от любительского, кроме того, что это способ заработка?


- Другая формула боя, другая экипировка – очень жесткие перчатки, ну и самое главное – другая психология. Любитель выходит на ринг, чтобы выиграть по очкам, а профессионал старается закончить бой досрочно, то есть нокаутом.


- Это чтобы зрелищно было?


- Нет, потому что чем быстрее, тем лучше. Когда ты поймал момент, попал, до последнего не отпускаешь и стараешься добить во чтобы бы то ни стало, потому что боишься потерять последние силы.


- Как жестоко…


- Ну у нас же не Олимпийские игры, мы выходим на ринг деньги зарабатывать! Да и попробуйте профессионально боксировать после восьмого раунда, не говоря уже о двенадцатом, в таком темпе и без таких перерывов, как у любителей. Каждый пропущенный удар для тебя может оказаться последним, ведь у нас перчатки по жесткости практически, как голый кулак.


- И вы почти всегда шли до конца, если учесть то, что у вас всего два поражения… Не было соблазна «продаться»?


- Расскажу один случай. В самом начале своей карьеры я боксировал на Гавайских островах с местным филиппинцем. Уже после боя думал, на кой я им сдался, когда рядом Япония, Штаты, Филиппины. Двадцать два часа летели через Северный полюс до Аляски, а затем из Сан-Франциско в Гонолулу. Все делали для того, чтобы я у их боксера ни за что не выиграл. Наверное, хотели его раскрутить, тянули. В то же время им нужен был хороший бой, чтобы противник не выглядел мешком. А я как начал его бить, единственно, что не завалил! Причем все это за счет местных промоутеров. Они, наверное, потом репу чесали, зачем меня пригласили. Могли бы и поближе подходящий мешок найти, в два раза дешевле бы им это обошлось.


- Почему они на вас запали?


- Я до этого провел один бой в России, только что попал в мировой рейтинг где-то на 15-16-е место. А мой соперник входил в десятку. Я понравился промоутерам, они, видимо, прикинули, что особой опасности я не представляю, и неудачно предложили тем, кто поверил им на слово.
Вообще я стольким боксерам поломал карьеру! Даже нулевых, ну тех, кто без поражений боксировал, человек пять перевернул.

 
- Ну а как Гавайи, кстати? Это я к тому, что спорт - занятие тяжелое, но зато есть возможность мир посмотреть.


- Видели рекламу «Баунти»? Вот так и на Гавайях. Ну это такая красота! В океан заходишь, а вокруг тебя разноцветные дикие рыбки плавают. Такое ощущение, что ты в аквариуме. А по миру я много поездил: Южная и Центральная Африка, Европа – Испания, Германия, Англия, Франция, Америка… Помотались.


- А знаменитостей видели?


- Когда был на Гавайях, туда с концертами приехали Мадонна и Майкл Джексон. И перед выступлением они, как у них принято, без охраны вышли к людям, чтобы сфотографироваться, раздать автографы. А я как раз бродил по тому торговому центру. Смотрю, стоит Мадонна, и к ней очередь. А неподалеку Джексон. Думаю, какой же он страшный - вот такой слой штукатурки! Где-то чуть-чуть откололось… И возле него никого нет. Ну и я не пошел, только сфотографировал на Полароид. Потом корил себя и вспоминал об этом после его гибели. Но с Мадонной хорошая фотосессия получилась. Я с ней в обнимку, а она вся такая расфуфыренная, в образе своего кумира – Мерилин Монро.


Есть в коллекции Александрова снимки с известными артистами, знаменитыми боксерами – Джорджем Форманом, Костей Цзю, но вот самым неблагодарным делом он в шутку посчитал фотографироваться на фоне Николая Валуева:


- Как-то в Питере с Юрой Арбачаковым (профессиональный боксер. – Авт.) мы решили запечатлеть нашу встречу. Обнялись и не заметили, что сзади нас Валуев с кем-то разговаривает. А фотку посмотрел – на его фоне мы как два лилипута! Кстати, в первый раз я Николая увидел совершенно случайно на аэровокзале. Это было где-то в девяностых, он только начинал боксом заниматься. Захожу в зал за билетом, и он стоит – такая гора! А рядом с ним еще один – ему по пояс. Ну, думаю, местные… Как раз в то время все эти бандитские дела были. Там же встречаю тренера Владимира Кушнира. Спросил, как дела. Да вот, говорит, летим в Южную Африку с двумя мальчиками, и показал на эту парочку. Я чуть не присел - ничего себе мальчики!


- Кстати, а какого он роста?


- Да говорят, утром два восемнадцать, а к вечеру два двенадцать. Вес 150-160 кг, причем жира практически нет. Рука, как бревно, когда против Коли боксер выходит, у него даже мысли не возникает ударить его в голову. Это же надо подпрыгнуть или лестницу с собой носить! Поэтому все тщетно по корпусу пытаются бить. Первое поражение он потерпел от узбекского боксера Руслана Чагаева, который сумел его обмануть. Ну тому-то терять и бояться было нечего, он же советскую школу бокса прошел. Тык, тык – и натыкал! Нет, ну у Валуева данные нереальные. Если сказать большой – это ничего не сказать. А вообще он молодец, стал публичным человеком – в кино снимается. Не у всех так получается. Мало быть чемпионом, надо еще оказаться в нужное время в нужном месте.


Но почему-то мне кажется, что и Анатолий Александров находится на своем месте. Сейчас он пытается продолжить себя в своих учениках. Первым стал его сын. В свои восемнадцать он учится в институте и сам уже тренирует подрастающее поколение. А супруга, с которой они вместе приехали из Казахстана, очень напряженно трудится и учится. Работает по дому, а «учится» во втором классе вместе с дочкой. «Третье начальное образование получает», - смеется Анатолий.
Все бы хорошо, да вот переживает титулованный боксер, что вместо того, чтобы полностью вкладываться в подготовку новых чемпионов, ему приходится сражаться с ветряными мельницами. Ну не нужен спорт спортивным чиновникам! Но Александров не сдается, ему надолго хватит боевой закваски, ведь он самый что ни на есть профессионал.


Наша справка


Анатолий Ильич Александров — российский боксер-профессионал, мастер спорта, шестикратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира, двукратный интерконтинентальный чемпион мира (по версии WBC).
Уроженец Шахтинска Карагандинской области (Казахстан), заниматься боксом начал в 1978 году в ДСО «Трудовые резервы» у тренера В.Майера. Окончил Центральный институт физкультуры. После армии в 1989 году переехал в Москву, где его тренером стал В.Сафонин. С 1990-го по 2001 год А.Александров выступал на профессиональном ринге в суперполулегком весе - 58,967 кг. В 1995 году первым из российских профессиональных боксеров стал чемпионом Европы (в 1996-м трижды подтвердил это звание). В 1997 году завоевал титул чемпиона мира (по версии WBO), в 1998-м подтвердил этот титул. Провел 30 боев, в 28 из них одержал победу. В настоящее время работает тренером в Центре детского спорта в подмосковных Мытищах.

Опубликовано в газете "Новый Город" в № 1, 2012 г. (Саров)


Рецензии