Байки бывалых полицейских

Майор полиции,
старший оперативный дежурный

***

Дежурим мы как-то с Витей. Он – начальник смены, я – старший оперативный дежурный. Как обычно, телефонный звонок. Номер не определяется. Поднимаю трубку и слышу испуганный детский голос: «Милиция! Помогите! Нас медведи окружили! Мы забрались на крышу барака…». Сначала я ничего не понял: какие в Хабаровске могут быть медведи?! Естественно, поинтересовался, где происходят такие события. Мальчик прокричал в трубку несколько местных названий, которые мне ни о чём не говорили, хотя я и работал в дежурной части края уже достаточно долго. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что звонок  поступил из Охотского района! Подросток набрал спасительный номер «02» на сотовом телефоне и дозвонился не до охотского отдела милиции, а до краевой дежурной части! До сих пор для меня остаётся загадкой, каким образом это могло произойти. Тем не менее, тогда удивляться было некогда, необходимо было срочно принимать меры по спасению детей. О том, что они не шутят, я сразу понял по насмерть перепуганному голосу. Оказалось, пятеро местных подростков 12-15 лет отправились в поход на велосипедах. Была поздняя осень. Они добрались до рыбачьего стана, который в ту пору уже пустовал. Рыбный промысел давно подошёл к концу, и кроме покосившихся избушек, где хранились старые рыболовные снасти,  и мусора там ничего не было. Ребята разожгли небольшой костерок на берегу и собирались уже перекусить прихваченными с собой бутербродами, когда один из них услышал в кустах странный шорох и заметил тени в кустах. Приглядевшись, мальчики различили нескольких медведей, которые увлечённо копались в кучах мусора в поисках съестного. Когда первый шок прошёл, ребята бросили костёрок и короткими перебежками, стараясь не шуметь, бросились к ветхим избушкам. Забравшись на крышу по приставной лестнице, дети втянули её за собой и только после этого решились посмотреть вниз. Четыре медведя бродили у ветхого строения. Все пути к спасению были отрезаны. Оказавшись в безвыходной ситуации, дети взывали о помощи, позвонив по «02». 
Я сразу вышел на дежурную часть отдела внутренних дел Охотского района, описал ситуацию. Местные сотрудники милиции знали район как свои пять пальцев, поэтому сразу сообразили, о каком рыбацком стане идёт речь. К счастью, как раз в это время недалеко от отдела милиции находился гусеничный вездеход. На нём то и отправились спасать детей стражи правопорядка, егеря и бывалые охотники с ружьями. Пока они добирались до места, мы поддерживали телефонную связь с ребятишками на крыше: успокаивали их, подбадривали, как могли.
Как потом рассказал начальник охотского отдела милиции, медведей не испугал даже ревущий вездеход. Охотникам пришлось стрелять в воздух, чтобы разогнать голодных зверей. Детей благополучно сняли с крыши избушки и развезли по домам.

***

Было это, когда я ещё служил дежурным по ГИБДД. Рано утром я получил сигнал из дежурной части краевого УВД о том, что из военной части, расположенной в селе Князе-Волконское, сбежал вооружённый преступник. По предварительным данным у беглеца имелся при себе автомат Калашникова и магазин к нему с 60 патронами. Никто не знал, какие причины заставили военнослужащего совершить побег из части, куда он пошёл и, тем более, что он собирался делать с похищенным оружием. Я стал размышлять над ситуацией. Далеко уйти он вряд ли успел. С оружием в руках он не рискнёт воспользоваться общественным транспортом или остановить попутку. Вокруг на несколько километров лесная зона. Так как была уже поздняя осень, и съестных припасов у него скорей всего нет, значит, он не пойдёт через лес. Наиболее правдоподобный вариант – он пойдёт вдоль дороги или заглянёт в придорожное кафе, чтобы подкрепиться.
Недалеко от села находился пост ГИБДД, и как раз в это время там проходила пересменка. Вот я и сориентировал возвращавшихся со смены сотрудников: описал приметы беглеца и поделился своими мыслями по поводу его возможного местонахождения. Попросил их быть внимательней и не торопиться с возвращением в отдел.
О дальнейшем ходе событий мне известно из рассказа старшего экипажа ГИБДД. Следуя моим указаниям, они решили проверить первое же придорожное кафе. За стойкой стоял бармен, чьи остекленевшие от страха глаза сразу привлекли внимание милиционеров. Молча он указал им в сторону зала для посетителей. Стражи правопорядка осторожно заглянули за угол. Разыскиваемый военнослужащий сидел за самым дальним столиком, автомат стоял рядом с ним дулом вверх. Мужчина не проявлял тревоги и спокойно ел. Но все понимали, что ситуация могла кардинально измениться в любую секунду. Медлить было никак нельзя! И милиционеры решили действовать внезапно. Ворвавшись в зал кафе, старший экипажа резко отбросил оружие ногой в противоположный угол. Другие сотрудники в это время схватили и скрутили беглеца. Вся операция по обезвреживанию вооружённого преступника заняла несколько минут. Задержанного доставили в местный отдел милиции. А вот какой опасности подвергались наши ребята, мы узнали чуть позже. Оказалось, автомат был полностью готовым к стрельбе. Злоумышленник даже снял его с предохранителя. К тому же нервы сбежавшего солдата были на пределе и намерения – самые серьёзные. Он даже не рассматривал возможность мирного решения возникшего на службе конфликта. Напротив, твёрдо решил – живым не даваться! Если бы пришлось стрелять, сделал бы это, не раздумывая…


Подполковник полиции,
начальник дежурной смены

***
Я тогда служил старшим оперативным дежурным в одном из хабаровских отделов милиции. От предыдущей смены мне осталось нераскрытое разбойное нападение на продуктовый киоск, расположенный на автобусной остановке. Никакой оперативной информации, способствовавшей раскрытию этого преступления, у нас не было. Посетовав на откровенный «висяк», я принялся за работу.
Надо отметить, что в течение нескольких месяцев в городе орудовали трое неизвестных преступников в масках. Злоумышленники совершали дерзкие нападения на продовольственные киоски краевого центра. Несмотря на активные поиски злоумышленников, стражам правопорядка не удавалось их найти. Так вот оставленный мне по смене разбой был как две капли воды похож на предыдущие: трое в масках с обрезом охотничьего ружья ограбили киоск. Прихватив выручку из кассы, преступники скрылись с места преступления.
Разбойное нападение произошло рано утром. Вот я и решил направить следственно-оперативную группу на повторный осмотр ограбленного киоска. Не успел я отдать соответствующие распоряжения, как раздался телефонный звонок. Мужчина на том конце провода сообщил, что знает, где находятся преступники, совершившие злополучное разбойное нападение. Опыт подсказал мне, что собеседник не шутит, хотя и пожелал остаться неизвестным. Записав адрес предполагаемого местонахождения злоумышленников, я сообщил полученную информацию дежурному оперу. Затем направил туда экипаж вневедомственной охраны, который получил приказ вести наблюдение за подъездом до приезда следственно-оперативной группы. Как говориться: «Всех впускать, никого не выпускать!» 
Прибывшие по указанному адресу стражи правопорядка действительно обнаружили в квартире трёх молодых людей. Оказалось, все они – приезжие и учатся в одном из учебных заведений краевой столицы. Искать доказательства их причастности к разбойным нападениям на продуктовые киоски долго не пришлось. В одном из кухонных шкафов сотрудники милиции обнаружили маски, в другом – обрез охотничьего ружья. Злоумышленники не стали запираться и сразу дали признательные показания. Они рассказали, что таким способом зарабатывали себе на жизнь. Задержанных доставили в милицию. Серия разбоев, краж и грабежей была успешно раскрыта. Но, честно сказать, это был единственный случай за всю мою 10-летнюю практику, когда анонимный звонок реально помог в раскрытии громкого преступления.

***

Дело было 3 года назад в конце сентября. Вечером по «02» поступило сообщение об обнаружении трупа молодого мужчины за городом в лесополосе. Позвонивший рассказал, что наткнулся на тело случайно, когда вышел из машины «по нужде». Несмотря на сгущавшиеся сумерки, он заметил труп, заваленный ветками, и сразу же позвонил в милицию.
Конечно, я сразу направил на место происшествия следственно-оперативную группу. Погибший оказался молодым человеком лет 20. Сотрудники милиции обнаружили на его теле множество ножевых ранений. Никаких документов при нём не оказалось. Верхней одежды и обуви на трупе не было, следы волочения тела также отсутствовали. Всё это указывало на то, что преступление было совершено в помещении, после чего тело привезли и выбросили в лесу.
Первое, что следовало сделать в подобной ситуации – это попытаться установить личность убитого. Были сделаны отпечатки пальцев рук, которые тут же отправили для обработки по базам данных. Поиск дал положительные результаты: нам не только удалось установить личность погибшего, но  и выяснить, что при жизни молодой человек был поставлен на оперативный учёт. По счастливому стечению обстоятельств оперативный сотрудник, поставивший его на учёт, как раз дежурил в нашу смену. Он вспомнил парня и рассказал, что тот проживал вместе с девушкой. Между молодыми людьми постоянно вспыхивали скандалы, и парень нередко избивал подругу. Каждый раз девушка в слезах прибегала к отцу и жаловалась ему на домашнего тирана. Естественно, отец неоднократно проводил с сожителем дочери воспитательные беседы. Тот клялся, что такого больше не повториться, но не проходило и недели, как дочь со следами побоев снова появлялась на пороге родительского дома. Опер сообщил, что месяц назад после очередного семейного скандала разгневанный отец привёл в местное отделение милиции заплаканную дочь и нерадивого «зятя». Несмотря на требования отца, потерпевшая так и не написала заявление на обидчика. Возмущению родителя не было предела: он кричал и угрожал парню расправой, если он ещё раз поднимет руку на его дочь. Тогда сотрудники дежурной части насилу успокоили мужчину. С парнем была проведена профилактическая беседа, после чего всех участников бытовой ссоры  отпустили восвояси.
Уверенности в том, что именно отец той самой девушки совершил убийство молодого человека, у нас не было. Тем не менее, на тот момент это была единственная зацепка, и её следовало проверить. Следственно-оперативная группа направилась по адресу регистрации подозреваемого в убийстве мужчины.
Несколько часов спустя тот же опер рассказал мне, что мужчина, казалось, даже не удивился, увидев на пороге своей квартиры сотрудников правоохранительных органов. Просто спросил: «Мне вещи собирать?» В отделении милиции, куда его доставили, он признался в содеянном. Конечно, убивать молодого человека он не собирался. Приехал к нему, чтобы поговорить по-мужски, специально улучив момент, когда дочери не будет дома. Но парень не захотел беседовать с незваным гостем и указал «сующему не в свои дела нос» папаше на дверь. Вот тогда то мужчину и накрыл приступ гнева. Он схватил оказавшийся под рукой кухонный нож и нанёс нахальному обидчику дочери несколько ударов. Когда понял, что натворил, испугался и решил избавиться от трупа. Завернув тело в палас, он отнёс его в багажник автомобиля, после чего вывез за черту города и бросил в лесополосе.


Анна Герасимова,
Хабаровск


Рецензии