На командном пункте полка

Дня через два, как мы заняли новую позицию, ко мне пришёл связной с приказом явиться на командный пункт полка. Он сказал, что по приказанию командира полка он проводит меня туда, так как я не знал, где находится этот командный пункт. Командир роты и батальона об этом уже знали, и вот я, забрав автомат, пистолет, лопату и другое немудрящее имущество, двинулся навстречу неизвестному повороту в моей дальнейшей судьбе.
Вот мы идём со связным, петляем по дорогам. Ушли из зоны ружейно-пулемётного огня. Идём дальше в тыл. Вот уже нас не достигает огонь миномётов мелкого калибра, только где-то вверху со скрежетом проносятся артиллерийские снаряды. Показалась группа поросших кустарником сопок. На вершине одной из них в кустарнике находится командный пункт нашего полка.
Глубокая, как колодец, щель от воздушного нападения. Для спуска туда имеется лестница. Там вероятно сделан подкоп, где даже во время ураганного артиллерийского огня или налёта авиации можно спокойно заниматься делом. А наверху несколько закамуфлированных палаток. К одной из них и подвёл меня связной. Доложил. Меня пригласили в палатку, я представился командиру полка Лазареву.
-   Поди голодный? - спросил он.
Я согласился с этим. Он тут же дал распоряжение своему связному, или как их прежде называли - денщику, а у нас в кавалерии – “коноводу”, накормить меня.
Не успел я как следует осмотреться на новом месте, как коновод уже приглашает меня поесть. Я не заставил себя упрашивать, и если он настоящий повар, то должен гордиться какую честь я оказал приготовленному им блюду. Я не съел только посуду, в которой помещалось съестное.
Закончив с едой, я пошёл доложить командиру полка, что его задание выполнено. Он посмотрел на меня и велел своему связному как следует побрить меня.
Пошли мы в кусточки. У него нашёлся складной стул, табуретка, на которой он разложил весь инструмент. Он побрил, постриг меня и проодеколонил.
После этого я снова пошёл доложить о выполнении и спросить, что ещё делать. Он сказал мне чтобы я ложился и отдыхал. Я пошёл выполнять это новое поручение. Лёг под кустиком, завернулся в плащ-накидку, и тут же заснул. Выспался как следует, привёл себя в порядок и снова иду к командиру полка за следующим заданием.
Он сказал, чтобы я снова отдыхал, до тех пор, пока меня не вызовут.
Ждал, ждал надоело ждать, снова пошёл к командиру спросить до каких же пор я буду здесь груши околачивать, сидеть без дела. Ведь там взвод без командира.
Он говорит:
- Вы назначены офицером связи. Так что сидите тут и ждите.
-   Как так офицером связи, когда  у меня взвод сейчас без командира? Да и в роте я парторг. Для офицеров связи можно взять из резерва, сколько их в дивизии без дела болтаются, и помоложе ребята и на ногу пошустрее. А что я? У меня должность есть, люди есть, которых готовил и воевал вместе с ними. Нет, товарищ командир, прошу отпустить меня в свой взвод.
И хотя он пытался убедить, что мне же лучше будет здесь, чем во взводе, но я стоял на своём.
 -  Как же это лучше будет без моих ребят? А им каково? К новому привыкать надо, а мы уж, как говориться, притёрлись, друг друга даже без слов понимаем. Прошу отпустить во взвод.
- Вот ты какой! Другой бы радовался этому.
-   Ну вот, возьмите другого, обрадуйте, а меня отпустите во взвод. Я бы туда быстренько!
- Их на старом месте нет. Они сейчас в наступлении.
-  Как так, и без меня?
- Вот карта, смотри, ваши должны были уже подойти и взять этот населённый пункт - указал он на карте – Запомнил?
-  Да, хорошо, это как раз по большой дороге.
-  Ну, ладно, тогда ступай, раз не хочешь со своим взводом расставаться. А зря! Ну, счастливо тебе, иди!
Я побежал, пытаясь догнать свою роту, которая по словам командира полка должна быть далеко. Поэтому я не шёл, бежал. Только иногда пройдусь немного, чтобы несколько передохнуть, и снова перехожу на рысь.
Пробежал рощу, в стороне трясина вдоль дороги. Бегу дальше. Вот виден населённый пункт, о котором говорил командир полка. Издали видно скопление воинских частей. Попробую, думаю, здесь быстро разыскать свою роту. Бегу по дороге открыто, а сбоку дороги посев ржи, уже время жатвы. Вдруг слышу: “Стой! Ты куда?” Вижу, во ржи замаскировались наши разведчики.
- Иди сюда скорее, пригнись!
Вижу, из-за ржи мне машет солдат. Бегу туда, думаю от них то лучше узнаю.
- Что вы тут делаете?
- Наблюдаем за противником!
- Да разве там не наши?
-  Ваша рота должна сосредоточиться на опушке леса на этой дороге. Я сейчас там был. Значит, не подошли.
-  Ну, спасибо ребята. Если бы не вы, не заметил бы, как на немцев напоролся. Я так был уверен, что там наши, что шёл открыто, и только думал, народу там много, так как я в такой массе свой взвод найду? Об этом только и думал. Ну, я пойду назад!
Снова прошёл мимо болота и кустарника, мелкого лесочка, и на подходе к лесу увидел наших. Они шли в походном порядке, пока ещё не рассредоточивались. Увидев свой взвод – обрадовался. Они тоже. Один кричит: “Товарищ лейтенант, тебе письмо есть”. Передают письмо от матери.
Только распечатал, чтобы начать читать, тут на нас обрушился шквал миномётного огня.
Команда рассредоточиться, построились цепью.
Большинство мин плюхает в болото. Некоторые совсем не рвутся, некоторые рвутся глубоко под трясиной, так что их взрывов почти незаметно. А часть рвутся, выбрасывая вверх высокие столбы грязи. Такая стрельба для немцев была не эффективна, для нас безвредна.
Только за болотом мы сумели рассредоточиться в цепь.
По лугам были линии старых окопов, мы использовали их, залегая в них при перебежке. Как только залягу в окоп, читаю письмо, которое только что получил от матери. Хочется скорее прочитать, а то убьют в наступлении, и письмо останется недочитанным. А мать писала мелко и помногу, обо всём напишет.
Так перебегая, мы добрались до того населённого пункта, куда я чуть было не ворвался один. Этот пункт они оставили без особого сопротивления. Враг огрызался, но под напором наших войск откатывался всё дальше и дальше. Уже немного осталось времени до того, когда война перейдёт за рубежи нашей Родины.
Пленные немецкие солдаты понимали наше возмущение “власовцами” и подтвердили, что у них как будто есть приказ – “власовцев” в Германию не пускать. Пусть подыхают где хотят. Для изменников своей Родины у нас приюта они не найдут.
Враг отступал. Мы шли дальше. Всё чаще и чаще стали слышать “катюшу” и часто встречали её в походе. Кажись ничего сложного, направляющие рельсы для ракет и больше ничего, но оказывается, кто побыл под её огнём и каким то образом уцелел, тот этого никогда не забудет. Даже со стороны жутко смотреть. Мне вспомнился тот случай, когда за её действием мы наблюдали с кладбища населённого пункта, который мы готовились взять.
Немцы спешили скорее убраться и уничтожить свои запасы, которые создали здесь на случай обороны. Мы продолжали обходить немцев, чтобы поменьше выпустить их из своей страны, чтобы они надолго запомнили наше гостеприимство. Бывало так, что наши берут какой-нибудь населённый пункт, а мы уже обходим следующий, чтобы оттуда не выпустить отступающих.
Как-то подходим к одному населённому пункту, ещё километров пять не дошли, как раздался сильнейший взрыв, даже под нами почва заколебалась. Это они рванули свой огромный склад боеприпасов. Столб взрыва взметнулся на огромную высоту.
Вот части, действующие у нас справа, заняли городок Друя, мы не имели впереди таких городов, за взятия которых давали медали, но мы ломали звенья огромной Витебской обороны, над которой немцы “трудились” около двух лет. “Трудились” конечно руками наших советских людей.
Немцы иногда останавливались на каком либо рубеже, крепко огрызались, но потом быстро откатывались назад, боясь попасть в котёл либо в клещи. Они видели, что на любом участке фронтов чуть-чуть отставшую часть моментом обходили и уничтожали. Так что их “выравнивание” фронтов очень смахивало на паническое бегство. Лишь бы не остаться позади всех!
Западнее городка Друя, это почти на границе Латвийской, Литовской и РСФСР, немцы снова вцепились в какой-то оборонительный рубеж. Нас послали в разведку по двое от роты. Надо было понаблюдать за немцами и наметить исходные рубежи и пути для атаки.
Путь нам через сырой совершенно открытый луг. Затем перейти большую дорогу.


Рецензии