Старые вещи и выбросить жалко, и продать нельзя

МИССИЯ КОМИССИИ

Почему бизнес на старых вещах оказывается невыгодным при устойчивом на них покупательском спросе

Бытовые приборы теперь всё чаще не ломаются — они стареют морально. Происходит это в силу того, что фирмы-производители придумывают всё новые свойства и функции для новой продукции, по сравнению с которыми покупка прошлых лет просто блекнет. И не важно, что начинки эти — часто надуманные и не нужные потребителю: всё равно захочется заиметь самое новое. А куда девать старое?

Тотальный апгрейд

Хорошо покупать новые вещи. В просторном салоне магазина тебя встречает улыбчивый продавец, всё объяснит, на вопросы «А доставка холодильника бесплатная?», «А на этаж поднимите?», «А в ремонт в течение гарантии заберёте?» ответы только утвердительные. За исключением одного: «А старый мой холодильник не заберёте?» — «Извините, апгрейдом и утилизацией не занимаемся».

Апгрейд — замена старого на новое — применим в Великом Новгороде только в самом известном значении этого слова: в отношении компьютеров. Причём на практике только тех, что не старше трёх-четырёх лет. В остальных случаях по отношению к вещам, втыкаемым в электрическую розетку, начинаются проблемы.

Для многих новгородцев именно невозможность сбыть старое становится сдерживающим фактором при приобретении нового. Ну не выбрасывать же на свалку вполне ещё пригодную вещь! К тому же в ряде случаев это и небезопасно.

Начальник полигона твёрдых бытовых отходов ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» Ольга Калантыря категорически против весьма распространённой в Великом Новгороде практики подбрасывания жителями компьютерных мониторов, телевизоров, холодильников и прочей сложной бытовой техники к местам сбора крупногабаритного мусора.

— Очень хотелось бы, чтобы жители Великого Новгорода поняли, что их электробытовые агрегаты относятся к категории опасных отходов, — говорит Ольга Ивановна. — В бытовой технике находятся соединения тяжелых металлов и ртутные соединения, особо вредные для окружающей среды.

Ещё послужит

Меж тем хорошо продуманные инженерами и дизайнерами вещи служат веками, а потому нередко переживают самих хозяев. Как же рука поднимется такое выбросить? С другой стороны: мебель, домашняя утварь, всевозможные принадлежности, посуда, инструменты, книги, декоративные украшения, коллекции грампластинок и почтовых марок… Куда всё это девать в условиях ограниченности квартирного пространства?

Неплохое решение — подать объявление в газету. Рубрики «Куплю», «Продам» или «Отдам даром» есть во многих изданиях, в том числе и в «Новгородских ведомостях». Минус у такого способа избавляться от старых и ненужных вещей один — хоть и на пару минут, но свой дом придется превратить в торговую площадку. Это может не понравиться домочадцам, а в некоторых случаях даже быть опасным: а вдруг под видом покупателя придёт вор-наводчик?
Самое цивилизованное решение всё же — комиссионный магазин. Комиссионная торговля существует в Великом Новгороде с незапамятных времён. Когда новгородцы ещё не были такими платёжеспособными, как сейчас, комиссионные магазины существовали чуть ли не на каждом углу. Быть директором комиссионки во времена торгового дефицита означало быть потенциальным подпольным миллионером. А сегодня?

Коммерческая справочная телефонная служба по поводу комиссионок говорит только одну фразу: «На справке не значатся». И лишь благодаря городской справочной службе узнаём, что в областном центре действуют три магазина комиссионной торговли. На самом деле их, возможно, и больше: то тут, то там возникают торговые точки, пытающиеся торговать подержанным, но далеко не у всех это получается. Так, на улице Щусева в областном центре комиссионный магазинчик дважды открывался и оба раза впоследствии закрывался. Довольно долго держался «Букинист» на Новолучанской, полки его были заставлены собраниями сочинений русских классиков, но сейчас там что-то шьют. Книжный магазин на Менделеева также не торгует больше подержанными изданиями, только новыми.

Сделай сам

В процессе разговора с книгопродавцами по последнему адресу выявился и ещё один немаловажный аспект комиссионной торговли. Именно ею часто пытаются пользоваться местные авторы самиздатовских книг, чтобы как-то донести своё слово до читателя. Это могли быть стихи, исторические романы, документальные повествования… Но раз нет комиссионки — пиши в стол.

И не только писателям, а и любым местным кустарям-одиночкам, кто может сам соткать ковёр, связать супермодный джемпер по инструкциям журнала «Бурда-моден», вырезать шахматные фигуры или садового гномика из дерева, расфасовать в красивые баночки домашний мёд, негде продавать свой товар.

В посёлке Крестцы есть фабрика ёлочных игрушек. Работают на ней с десяток женщин-художниц. Главная  проблема — как и где выставить свой товар. Или вот Новгородское аэрогеодезическое предприятие издаёт прекрасные карты по Новгородской области, которые любят покупать охотники, рыболовы, дачники, туристы. Генеральный директор предприятия Павел Бурбан также жалуется на сложности в переговорах с книготорговыми фирмами: все решения у них принимаются в столицах. А был бы комиссионный магазин — и всё просто.
Из трёх названных мне в городской справке адресов комиссионных магазинов один, на улице Менделеева, оказался ложным. На месте комиссионки — больше года уже продовольственный универсам с таким же, как и в десятках других, набором продуктов, в основном не новгородского происхождения. Магазин на улице Хутынской открылся недавно, на окраине города. Добираться неудобно, телефонная связь и та плохая, а потому на вопрос корреспондента «Чем вы торгуете?» ответили: «У нас сейчас нет места для вашего дивана».
Высокая арендная плата — пожалуй, основной фактор, сдерживающий комиссионную торговлю. Со старой вещи денег не возьмёшь столько, сколько с новой, но арендная плата та же — очень и очень высокая. Об этом же, кстати, говорят и специалисты. Так, например, в администрации Боровичей корреспонденту «НВ» рассказали, что сейчас в городе на Мсте комиссионных магазинов не осталось вовсе. Был такой несколько лет назад на Гагаринском проспекте, но частнику этот бизнес показался непривлекательным.

Заместитель начальника управления делами администрации Боровичского городского поселения Марина Шубина считает, что комиссионная торговля носит ярко выраженный социальный характер, потому что купить вполне пригодную вещь по низкой цене — это выгодно людям бедным, а людям со средним достатком часто удобно избавиться от неё. «Проблему могла бы решить сеть муниципальной торговли, но её надо ещё развивать», — считает специалист.

Алюминий на Оловянке

К 2008 году, таким образом, комиссионный магазин стал своего рода раритетом. Корреспонденту «НВ» удалось побывать в одном из последних в Великом Новгороде — на улице Оловянке (Тимура Фрунзе). Директор комиссионного магазина Елена Колокольцева прежде всего пожаловалась на недостаток торговых площадей: «Нам бы метров 100—150, а у нас всего полсотни».

Магазин действительно небольшой, размером с квартиру, ходить здесь часто нужно бочком. Расставленные диваны, столы, шкафы с книжными полками и посудой, серванты, холодильники и прочие подержанные вещи не оставляют шанса им подобным пополнить ряды.
Впрочем, хозяйка магазина оптимистична:

— Если привезут ещё что-то, то придётся маленькие холодильники поставить друг на друга, стол переставим, шкаф подвинем — и пожалуйста, место освободится. Мы стараемся никому не отказывать.

Посетители в магазине есть. При мне пожилая женщина купила мельхиоровые ложки. Очень была рада покупке: «Я их содой почищу, и они у меня заблестят!». «Нет, не содой, лучше зубным порошком», — посоветовала продавец.

Многие вещи в комиссионке дышат стариной. Прекрасно сохранилась алюминиевая кружка — сносу таким нет, а цена всего-то 20 рублей. Ещё несколько лет, и томящиеся на полках комиссионки безмен, ртутный термометр, щипцы для колки орехов перейдут и вовсе в разряд антиквариата, потому что станут свидетелями истории.

По роду своей деятельности Елена Геннадьевна часто ездит за границу — в Финляндию, другие европейские страны. Там, рассказывает она, комиссионных магазинов много, действуют разные системы, а жители пуще нашего пекутся о старых вещах, готовы даром отдать, но в хорошие руки. Домотканый половичок на стене — финского производства. И несколько холодильников тоже от северного соседа.

В случае покупки магазин даёт месячную гарантию, хотя никаким законом это не прописано. Тяжёлую вещь доставят бесплатно. Сдающим же вещи напоминают о необходимости заполнить декларацию о доходах. Налогов, скорее всего, не будет, потому как на имущество, принадлежащее физическому лицу более трёх лет, ограничений по налоговым вычетам и вовсе нет, а вот «если налогоплательщик реализует имущество, принадлежащее ему менее трёх лет, на сумму свыше 125 тысяч рублей, то следует уплатить налог как с дохода физического лица». Так разъяснили корреспонденту «НВ» в управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области. Если же декларацию не представить и сведения о доходе попадут налоговым инспекторам, то за продажу детской погремушки стоимостью в 10 рублей можно получить штраф в 100 рублей.

И Тургенев пристроен

— Очень хорошо у нас раскупают книги, особенно русскую классику, — рассказала Елена Колокольцева. — Продаём мы их, конечно же, очень дёшево, но зато оборот есть.
В комиссионной торговле вообще свои правила ценообразования. Если вещь не покупают, то она подлежит уценке в оговоренные сроки. Это ли не самый действенный инструмент в борьбе с повышением цен? Если бы подобный метод распространить и на новую продукцию фабрик и заводов, то инфляцию обуздать можно было бы гораздо быстрее.

Таким образом, у старой доброй комиссионки как у способа организации торговли немало положительных моментов. Так что, может, рано списывать её в утиль?

Опубликовано 04.10.2008 в газете "Новгородские ведомости"


Рецензии
Да, Юрий!
Ну как е Вы правы!!!
то не рецензия, то крик души: припёрло, надо избавляться от холодильника, а все знакомые - не геркулесы. Думала по объявлению обращусь, а... Вот с утра сижу, пытаюсь дозвониться. Номер не существует. Абонент временно не обслуживается... И группа вконтакте предлагает за такие деньги осуществить такую "утилизацию", что на Фрунзе-Оловянке я смогу на эту сумму финский холодильничек прикупить

Юлия Григорьева 2   06.02.2017 16:06     Заявить о нарушении