9. Перед сражением

     Ночью нещадно лил дождь, окно комнаты было в серых полосках, и за этими полосками была безоглядная темень. Только один фонарь над входом в дом  расползался желтым пятном, но столкнувшись с темнотой его свет, исчезал быстро. И только из окна можно было еще видеть этот бледно-желтый шарик. А утром, все, что еще вчера сияло под последними лучами солнца, наполнилось водой и отяжелело. Только под деревьями коричнево-желтые шапочки грибов сияли блеском и чистотой.

- Дорога к Бородино будет непростой, - сказала Наталья Михайловна, соседка Веры Ивановны.
- Дорога будет на автобусе, а вот там, на поле, точно будет не просто.

     Автобус обещали к 10 часам. Но все стояли уже после завтрака на улице, и, казалось всем, что дождь затих, и возможно и прекратится.
- Пойдите по этой дорожке, там такие красивые паутины на траве, можно сфотографировать, ваш фотоаппарат их увидит, - сказал Вадим Дмитриевич Вере Ивановне.

     Тропинка привела к забору дома отдыха. Слева от забора была заброшенная спортивная площадка, асфальт потрескался, и был окружен высокой травой с твердыми стеблями. Еще вчера легкие паутинки, провисли под влагой и были хорошо видны. Сфотографировав то, к чему можно было подойти, Вера Ивановна вынулась к тем, кто стоял на улице.

- Вы знаете, у нас в машине есть место, хотите с нами поехать? – сказала ей женщина, которой Вера Ивановна вчера дала книгу про одного из участников войны 1812 года.
- Конечно, если можно.
- Тогда собирайтесь, мы все поедем чуть раньше.

     У корпуса Вера Ивановна встретила Артема Рубеновича, который нес свой новый зонт с таким видом, что именно им этот дождь и вызван.

- Вот говорили, что зонт не нужен. А посмотрите что творится. А вы, куда так спешите, автобуса пока нет.
- Я уеду чуть раньше, там и встретимся. Хочу немного пофотографировать до того как начнется сражение.
- Может получиться, что не встретимся. Оставайтесь лучше в автобусе.
- Уже обещала поехать.

     От корпуса отъехали четыре машины. В одной за рулем был Андрей Сергеевич, Кира Михайловна потомок Кутузова, Виссарион Игоревич, руководитель обществ потомков,  и еще два человека. Во второй машине была соседка по комнате Веры Ивановны, Наталья Михайловна, замечательный фотограф Вадим Дмитриевич, и еще несколько человек. В третьей машине за рулем была молодая женщина, ее две дочки и ….. , которая и предложила Вер Ивановне поехать  с ними. В четвертой машине была Вера Сергеевна основной организатор всех потомков участников войны 1812 года со своим семейством, ее сын был за рулем.

     На улицах Можайска блестевших от дождя было много милиции, все движение регулировалось. Появились и автобусы с теми, кто ехал ан поле. Пока ехали по улицам Можайска отстали от машин. Потом остановились и дождались, когда те вернуться и поехали за ними.

     При приближении к полю опять потеряли машины, а точнее решили, что те не туда поехали, и вскоре вернутся. Показав пропуск, подъехали к самому полю, где и должно было проходить сражение. Здесь и услышали, что оно начнется в два часа, а потом узнали, что в четыре. До всех событий оставалось более четырех часов. Чуть притихший дождь начался с новой силой. Связь престала работать, и узнать, куда ушли две машины, уже не представлялось возможным.

- Пойдем к Шевардино. Там пройдут французские войска.
- Возьмем зонты.
- Да, туда все идут.

     Встав вместе со всеми, в поток идущих, направились к Шевардино. Нас было четверо две девушки и две женщины. Вера Сергеевна со своей семьей направилась в противоположную сторону. Навстречу шли только небольшие группы. А за спиной на всем огромном зелёном поле в бесчисленное количество рядов стояли автобусы и машины. Вдоль все дороги напротив поля для сражений стояли палатки с разной снедью, игрушками, плащами, зонтами. Всем, что могло пригодиться приезжающим и приходящих со всех сторон людям. Рядом с нами шли с портретами императора группа многочисленная. На их одежде были написаны слова «За веру, царя и отечество». Потом прошла группа казаков. Их форма выделялась на фоне разномастной одежды остальных. Но в костюмах разных эпох было тоже много людей, совсем не тех, кто должен был участвовать в настоящем или почти настоящем бою. Прошли дамы в пышных платьях, но в руках у каждой был спасительный зонт.

- Посмотрите, какие там палатки.
     Вдали у леса белыми куполами поднимались крыши палаток со множеством острых вершин. Вдоль палаток ходили кони и всадники. В серой дождевой мгле ярко выделялись мундиры. А лошади казаались особенно белоснежными и стройными. Это уж точно те, кто начнет сражение.

- А вот и группа с барабанами. Все в мундирах. Нужно их сфотографировать.

     Звук барабанов услышали многие. И началась съемка проходящей мимо группы участников праздника. Они были всех возрастов. Впереди шел серьезного вида достаточно взрослый человек, за ним флейтист, потом барабанщики, и замыкала строй очень симпатичная белокурая девушка.

- Послушайте, ведь это я Маша, - сказала эта белокурая девушка.
- Маша, вот чудеса, всюду наши люди и наши дети, - сказала Вера Ивановна.
- А, вы, куда идёте?

- А, вы, почему возвращаетесь?
- Там столько людей, что мы теперь идем к батарее Раевского.
- Маша, вы, что здесь жили?
- Да, уже три дня в палатках, и еще сегодня останемся, когда все разойдутся. Мы все здесь уберём, и уйдем последними. Я была с барабаном, но сегодня без него. А хорошо бы и сегодня с ним пройти.

- А как школьные дела?
- В одиннадцатый класс перешла, все хорошо, сказала Маша и побежала догонять группу воинов всех возрастов с флейтой, барабанами.

     За этой бодрой военной группой устремилась и другие к батарее Раевского, ведь с музыкой никакой бой не страшен. И особенно не страшен дождь, который не прекращался ни на минуту.

- А что вы хотели, на Бородинском поле никому легко не было, - скажет потом руководитель потомков участников войны 1812 года.


Рецензии
В 2012 году в юбилей сражения по телевизору показали, что на Бородинское поле приехал потомок Наполеона. Мне было обидно, что не показали потомков Кутузова, Раевского, Тучкова, Платова, Багратиона, Коновницына... С уважением.

Валентина Газова   24.01.2014 08:29     Заявить о нарушении
Валентина. А на Бородинском поле были потомки этих славных военных. И потомки Кутузова были. У Кутузова были дочери, вот и были тоже женщины. И не только в Москве были, но и на месте, где Кутузов умер в походе 1813 года. И потом и в Лейпциге, где русская армия освобождала другие народы. И это славные люди. В Москве на Воробьёвых горах посажена аллея в честь участников Бородинского сражения. Благодарю вас за ваше внимание. Катерина

Екатерина Шильдер   24.01.2014 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.