Снегурочка-3. Часть 2. Глава 23. Брачный капкан

                БРАЧНЫЙ     КАПКАН

    Так  после  однокомнатной Рита  оказалась  в  узенькой  коммуналке. Вначале  казалось: всё   отлично! – отдыхает,  работает,   хозяйничает… Никто  ее  не  трогает,  не  мешает -  писать,  читать, рисовать.. Чемоданы   стоят  в   углу.  Вырезанки -  в  папке. «Слово джентльмена» соблюдается…   
    Вдохновившись, и  день за днем  готовя  завтраки,  обеды и ужины,-  Рита   ждала  вызова из Литинститута…Она  никогда  так много   не готовила,   все дни  проводя   в  кухне…Зато, когда  хозяина  нет, -   вволю  читала  и   писала,  готовясь  к  экзаменам, будучи  уверена, что  после  окончания  Лит-ина  вся  жизнь  ее  изменится…А жизнь  эта  в   монотонности   казалась  ограниченной! – Лишь   впереди маячила   мечта:   издавать сказки  и стихи,   устраивать поэтические  встречи  и праздники!...А  пока  -  с  ночи  в ночь, -  днем  за    книгами,   вечером  -  в  кухне!  Дважды   в неделю  еще   подготовительные  курсы.. С работы  на  работу!..С работы   на учебу…Кухня, стирка  и   уборка…  Жизнь  у   Г.В   напоминала   услужение, -  за  исключением   кратких  «культ- походов» -  в библиотеку  и  магазин…Даже  подруг  не стало! Рита  старалась своё  оправдывать  бесплатное   пребывание,  меж тем   ища   комнату…
-  А ты меня  не  стесняешь! –заявил  ей ГВ, -  Живи   сколько   угодно.
-  Спасибо! - улыбалась  Рита, -  Вы   меня  спасли…
-  Не  стоит, - улыбался   ответно, - слушай,  давай   на   «ты»!   

     ГВ  обожал    рынок:  больше всего на свете  любя  торговаться! Это у  него   вроде   «хобби»...Завсегдатаев  он   знал   по  именам, и общался   просто и   весело,  словно  они  все были   родственниками! Чувствовалось:   развлечение  это  для него   большее  нежели,   к  примеру  театр…Рита  думала, он  станет   ходить   на  репетиции,  или  учить   роль…Но оказалось,  это  только слова:  ГВ  просто  «пошутил»: в народном театре  он  «играл  лет десять назад»! А теперь   с успехом  «играл»  на…рынке! где   артистизм  его  чудесно  проявлялся:
  - Эй,  Кацо, -  обращался   он  к  торгашу, -  почем  рыба? И тут же   непременно   заявлял:
-  Шутишь,  Кацо! –  для  меня  ты  должен   продавать   дешевле...
- Дешевле  некуда, - отвечал   продавец.
- Ай,ай, ай! -   где  совесть,   Кацо, -  укоризненно качал  головой  ГВ, - делай  как   я   скажу..
   Вступая   в   торги,  он   всегда  выигрывал,  убедив  торговцев   в   необходимости   снижения  цены. Побывав  с  ним   на  торговом  «попрыще»,  Рита   развеселилась,  ошибочно  полагая,  что   он  всегда    такой....Пару   раз  правда  спел  под  гитару  густым баритоном   несколько   популярных  песен:  «Ночь  темна»,   «Гори,  гори,  моя звезда», и про царицу  Тамару…Баритон  был  с  хрипотцой:  помесь  грузинско-  цыганского..:
-  Я   не виноват,  что   похож   на  грузина1…- смеялся  он,-  Меня   за  это  дважды  побили:  первый  раз  за то,что  НЕ ГРУЗИН…А  второй   – за то, что  я  «грузин»…ха-ха!.. Рите  вспомнилось  «Мимино»… На   этом  его  артистичность  заканчивалась,  переходя  в   стойкую  стадию   недовольства,  прерываемую  откровенным  скандализмом, который   он   экспериментировал  на терпеливых   соседях, которые  его  остроумия  недооценивали.

    Соседка   из  комнаты напротив,-  Эмма  Кирилловна,   бело- лунно  седенькая  старушка, выходя   в коридор,   спешила пройти мимо:  ГВ   над  ней   издевался..Она   его боялась  и   ненавидела…Рита    не  понимала,  почему  «такого  доброго  и отзывчивого»  все  ненавидят. Пока  сама  не   стала   свидетельницей:  ГВ, -  идя   навстречу  несчастной  старушке,  вдруг  начал  бешено   орать  ей  в  лицо! -львиным  рыком,  так  что  даже  Рита  испугалась…Старушка   ушмыгнула  к себе! –а   «артист» с  ухмылкой  прошествовал   в  свою   комнату!.
- Что ты   творишь?! – возмутилась Рита,-  Она  же старенькая...
-  Я  тоже  скоро на пенсию собираюсь! –и не виноват, что   она    живет  в соседях…-  заявлял  ГВ.
-  А  тебе  ее не жаль?!
- А она меня жалеет?! Я  мучаюсь, потому  что  не хочу с ними жить, а мне   приходится. Я  просто сбрасываю   физическое  напряжение…
  - А  на других  набрасываешь?!-  Она  могла   в  обморок  упасть! –с  ней   мог  случиться   разрыв сердца...
-  Ну и что?  -  я   же  пошутил. – Нельзя  что ли?
-  Ей   уже   за  семьдесят...а  если   умрет?!..
- Туда  ей  и дорога.   Мне зато  ее   комната   достанется!
- Как  ты  можешь так относиться   к людям?! - они   же   соседи!
-  Вот именно! А они   мне    нужны?!. Пусть  уезжают!..
-  В  конце  концов   они  могут  подать    в  суд!
-  Хха!..А  где   свидетели?!..
 
    Всегда выходило, что он прав! С соседями  ГВ  отчаянно не ладил, -  донимал  их, -  даже  изредка   появлявшегося молодого  Анатолия  он  терроризировал   подглядыванием и  придирками,  обвиняя   в  проступках, которые   сам  же   выдумывал:
-  Он   не  моет   унитаз! – заявлял  ГВ,- Почему  я должен нюхать его вонь?..Он  пьяница,  и   грязных  баб   водит…
- Одинокий  мужчина  имеет право   приводить   женщин.- пояснила   Рита. – Он   же  не  твою  комнату   их  ведет!
- Ты  его  не  знаешь, а  защищаешь! –злился  ГВ,- Он  пьёт, и  на  стену  в  туалете  ссыт!...А я должен его терпеть?!
   Г.В.   ненавидел   всех…в том числе  и  сотрудников  по  работе:
-   Я  этим  попрошайкам  сегодня   устроил! – хвастал  он, - Художника   на Арбате  попросил  фигу нарисовать   на  картоне, и   выставил   на   рабочем  столе…Ишь,  повадились у  меня  просить: «то  дай  карандаш, то  ластик, то  лист бумаги…сами  пусть покупают!Почему я   должен   всё  всем  давать?!
- А  сам  ты   не просишь?- спрашивала  Рита.
-  Еще чего. У меня  всегда  все есть!
 …Но  «слово   джентльмена»   соблюдал  он  чётко: даже  не  приближался! Ни  «спасибо»  сказать  за  выстиранное белье,  или  комплимент  сделать, мол:  «хорошо   сготовила»…или  за  выглаженную    рубаху  поблагодарить, или  за  уборку...-от него  не дождешься!…Что бы  она   ни  делала, - ГВ   относился   так, как  к  должному:  будто  НЕ  ЗАМЕЧАЛ…Он  не проявлял   к   Рите   никакого  интереса,  никакого  особого    отношения…Вначале  улыбчивый,   в  жизни  ГВ  оказался  хмурым  и  склочным.  Рита,  поначалу   простодушно  читавшая  ему  стихи,  певшая   под  гитару, делившаяся  мыслями, - постепенно затихла  и   перестала   показывать  даже   рисунки…ГВ  молча   слушал   не проявляя  эмоций…Поэтому, когда  он   заговорил  с  нею  об  одиночестве, и  Рита  искренне  удивилась:
-  И  ты  ж   никого не любишь…
-  Почему? Я  люблю  рыбу! И овощи..-смеялся  он, - Вон, смотри чего принес! -  взмокнув  от  натуги,   сгрузил  на  пол  сумки,  пыхтя  и  отдуваясь:
- Вот… надеюсь,   хватит   на  первое   время?
 - Хватит, -  кивнула   Рита…
    Такого  количества  могло  хватить  отряду, и  не на месяц, а  на  три…Ненасытный ГВ  глотал  еду  стремительней   крокодила… Вроде  уж  некуда  поправляться, - живот   распирал   рубаху,-   а   он  ел  и ел…Рита   готовила   много,  вкусно  и  разнообразно… столько   не   готовила   никогда  и нигде!.
-  Слушай,  погладь   брюки, - говорил  он, как  само  собой  разумеющееся… или: «пришей  пуговицу, - оторвалась,  каналья…Да      как  следует!.. Рита брала иголку  и старательно исполняла все  просьбы, оправдывая  своё  жильё.  Хотя  и  была  занята…но  скучала,  мечтая  уехать…ГВ  молча   забирал   работу, прятал   в шкаф,не говоря даже «спасибо». Рита  чувствовала  себя  домработницей, -  и однажды   высказалась, что  ей  обещали  сдать  комнату:
-  Зачем  же  тебе  снимать? –сказал  ГВ,-  выходи   за    меня! 
  -Мне это не нужно! -   пожала  плечами   Рита, -  освобожу  тебя...
-  Это  нужно   МНЕ, - сказал   он, - я  был  трижды   женат, и  уже десять   лет   один! –   устал  от  одиночества…А к тебе  за  четыре месяца   привык, и  больше  не   хочу  жить   один.
- Ка-ак?  - ахнула  Рита,- тоже   три  раза женат?! И где  твоя  последняя  жена?  Почему   ты   мне  о них  не рассказывал?...
-  Мне  не  двадцать лет,  а  сорок семь..Пора  иметь  жену и  детей! У меня   есть  еще   два  сына...
 -  Даааа?!.И… где   они?..Ты  им   помогаешь? 
-   Дети? -   с  женами,  конечно… как у  всех!..
-   Как их зовут,  и  где  они?
-   Какая тебе   разница? Сыновей   навещаю   раз    в   полгода!
-  Это  очень  редко!  А подарки  даришь?
-   Зачем  же?! –обернулся  ГВ,-  Хватит  с  них  алиментов!
-  Почему ты  редко  их  навещаешь?– пристала  Рита. - Какой  возраст?
-  Закидала   вопросами!..Давай  лучше   на  гитаре   сыграю...
-  А  родители? -  не унималась  Рита, -  как   к  этому  относятся?
-  Обычно.  В  следующий  выходной   сходим...Ты  не ответила  на  вопрос:  выйдешь  за  меня? А то...кого  я   поведу?..Не люблю  сплетен..
-  Многие   живут  гражданским   браком... и    хорошо!
-  А  я   хочу   по закону!- усмехнулся  ГВ.-  Я   вот  такой...
-  Такой   порядочный? – иронизировала  Рита.
-  Стараюсь  поступать, как  порядочный   человек!..
-  Похвально,  - согласилась   Рита, -  Но  все   же...
-  Никаких  «но»! -  достав  гитару, он  начал   наигрывать «Царицу Тамару»... Рита  села,  подпевая. После   полагалось   спать.
 ГВ  спал   на  широкой  двуспальной  кровати, за  книжными   стеллажами, -  раскинувшись,  вверх  волосатым  животом: «большой   жирный  паук»..А Рита   на  раскладушке. Предложение   не обрадовало,  а  испугало  ее,  заставив  ворочаться:  «Если  хотел   жениться,  зачем   скрывал  подробности  своей  жизни? – думала, не в силах  уснуть,-   если женщина нравится, это   видно, а у него  ко  мне  ни   малейшего   расположения! – ни  нежности, ни  уважения… Неблагодарный  грубиян, и  ведет   себя,  как чужой! Между  прочим, домработницам  тоже  платят!»..- вспомнила  времена своей  работы  няней,  - как   щедро  расплачивались  с  нею  хозяева! И  способен  ли  он   на   теплые   чувства ?!..»
   - Я  непьющий,  некурящий  честный, порядочный! -  любил  он повторять  в   назидание  соседям  и  делясь с Ритой.
    «Слово  джентльмена», -думала  Рита,-  не  запрещает  быть  благодарным  или  ухаживать! –  мог  бы  разок пригласить  в  кино,  в  театр,  или  в  Парк…Единственный  раз были  в  кафе, и то  в  самую  первую   встречу! Куркуль!  Скряга! - ни  дружеских  чувств, ничего…Не хватало за него  замуж..уходить1- пока комнату предлагают...» - в  сотый  раз  она   ругала   себя, что  неосмотрительно   отказалась  от  общежития!..
 - Зачем  ты  отказалась от общежития? -  резонно  спросили   в больнице. – «твой  поезд ушел»…штат  набран»..«Девчонки   даже  не    знают, где  я,   и  что   со   мной!.»-  На  другой  день  встала, с  твердым намерением  звонить  по поводу  комнаты…
-  Сегодня  наш   сосед   Валерка снова  туалет  испачкал! – гудел  ГВ,  -  пойду,  ему  скажу…
- Не  порти    отношения! -  сказала   Рита.
 - С  ним   что  ли?!-   расхохотался  ГВ, -  Пьяница! Плут  и  пройдоха..  Баб  меняет,  как  перчатки..Опять у  него какая- то  ночует!
-  А  тебе   завидно?
-  Мне такие   даром  не   нужны, - Старуха.
-  Мы  с ней  разговаривали. – улыбнулась  Рита, -   милая, хорошая   женщина,  мы   вместе  готовили..
-  Что  за   разговоры   за   моей спиной?!  Меня  обсуждали??..
-  Зачем?!.- обиделась  Рита, -  больше  не  о  чем,  что  ли?
 -  Нет уж, признавайся! О чем  болтали?...
-  Она  -  невеста,  скоро  ребенка   родит.
  -Что-оо?!  Не  хватало  тут  вони   пеленок! -  раскричался   ГВ.-  я  не допущу!
 -  ИХ  дело, рожать или  нет, -  надулась  Рита, -  зря  я  тебе  сказала... наши  женские  разговоры.. Не   вздумай   сказать!
 - Пока  не  скажу. Не  верю, чтоб  молодой   на  старухе  женился!..
-  Ей   всего   тридцать   пять...
-  Ну, вот, а ему  и  тридцати  нет!..    
  …Поссорились, не разговаривали.  Рита  ворочалась  на  скрипучей  раскладушке:  «отчего  этот  «порядочный »  со  всеми  цапается?»…
   В общей  квартире  есть  график  дежурств:  очередь на   мытье коридора  и  общей  уборки  составлялась  «по старшинству». Эмме  Кирилловне   вменялось   следить   за  порядком..Выяснилось,  что   ГВ  претендует   на  «главенство»,  намеренно   ставя   «палки в колеса»:
- Эмма   Кирилловна! - говорил  он   язвительно, - поздновато  Вы  вывесили  график, - Не справляетесь. А почему  я  после них? - тыкал   пальцем в  график, -  я  должен   быть  первым!…-и  начиналось препирательство, сопровождаемое  оскорблениями,  все  выбегали…

-  Чего  ты  хочешь от  семидесятилетней   бабушки? -  говорила  Рита , -  ничего не случится,  если   фамилия   после  кого-то...? -  очередность-то    соблюдается.
-   Как  «ничего»! – орал   ГВ, -  моя  комната   первая!-  почему  я   не   должен   портить   ей   настроения, если  она   мне  его портит!
-  Геннадий! – взывала  Рита, - Ты  же  мужчина…Как  не  противно    тебе  заниматься   дрязгами?! -...
-  Ах,  ты  на  ИХ  стороне!  -  против   меня?!      
Снова  не  разговаривали: « их   ругает,  а сам  под  дверьми   подслушивает..!»-сердилась она,  и, когда  ГВ   повторил   предложение,  еще  больше  удивилась, замолкнув...   
  - Зачем   тебе  уходить?!  Выходи   за   меня!..
  «Ты  же  не  веришь в любовь!» –хотела   она возразить, но он сказал:
-  Ты, кажется,  хотела  привезти   сына ?  Передумала?..
-  И ты…можешь   мне  в этом  помочь?!..
-   А как же!! – воскликнул  ГВ, -  Я  это  сразу  сказал. Когда  мы  в  Читу  поедем?
-  Ладно, -  Рита  опустила   голову, -  …я  подумаю..
-  Думай  быстрей,  время   идет!  Когда  он  вырастет, будет  поздно...
   « Привезем  сына, - и  можно  будет  развестись. –решила  она,-Выйти  замуж  РАДИ  СЫНА – шаг  рисковый, но  похоже,  это   единственная  возможность   вернуть  ребенка! - что  ж…без любви так без любви..».. 

  … В  ЗАГС   шли   в  чем  были:  Рита  сняла  фартук,   поверх  домашнего  платья -  пальто. ГВ  в  рабочем костюме,  куртке и шапке…Молча  расписались и ушли.  Капкан   захлопнулся.
-  Может,  в   кафе отметим?  - предложила  Рита.
-  Сойдет и так,  -  сказал  ГВ, -  Нечего  по   всякому   поводу  сабантуи  устраивать…деньги  тратить…
Ей  хотелось плакать, но мысль, что « скоро  здесь   будет   мой  сын!» - утешила, и  проглотив   обиду, Рита  привычно легла   на  раскладушку, -  планируя  поездку…«.Возьму  отпуск  весной…потом  устроюсь  на работу  поближе к дому - в  Патофизиологическую  лабораторию».. ГВ   сказал: «надо   отдыхать, ночами  нельзя  работать»… Она  задремала...


Рецензии