Монолог Агасфера

"...Мне кажется, что мир сошел с ума
Бастилий нет, нет принципов и смысла.
Мне кажется, любовь ушла сама,
Поверив в сказки, пустоту и числа..."
(Д.Рудаков, "Неизвестный монолог Агасфера")

-------------------------------------

                Мой скорбный ангел, смыслу вопреки,
кидаясь в опыт; Плазмою и светом,
стремлюсь разбавить скуку дней сонетом,
(украсить бред шуршанием строки)

                Мне скучен мир. Пустыня холодна,
а горы слишком высоки и скорбны.
Но остаются берег и волна,
строка и камень, пение валторны.

                ---

                Я выживал среди песков и скал,
в лесах, где буйство терний, где природа
дика и зла. В любое время года
я только одного всегда искал,
мой ангел: места, где душе покой.
Будь то степей простор, иль трепет листьев.
Чего искал? Порою, просто смысла.
Что обретал? (А впрочем, бес со мной,

                с моей хандрой, смятением и желчью,
с рассудком мрачным и больной душой)
Скиталец Вечности. И оттого не легче,
Что путают, признаться, с Сатаной.
Но я не он. Я как сомненье, прост.
Но путь мой мрачен. Я лишен могилы.
И вновь в пути, я собираюсь с силой
и восстаю из страха в полный рост-

                скиталец, странник, сумрачный монах,
отшельник вечности с клеймом повыше брови.
От вас бегущий, от Копья и Крови,
от бездн ужасных в АДа злых глазах.
Я очень стар, мне много тысяч лет,
(я пережил Потоп и Десять Казней)
И я устал смотреть на этот свет
и сил уж нет сей жизни быть причастным.

                Знавал и холод и песок пустынь,
бродил в горах, питался талым снегом.
Я видел неба синь и моря синь,
которые сливались над Ковчегом.
Так проходили дни в скитаньях лет.
Знавал Ученья, пересек пол-мира.
Я не из тех, кто создавал кумиров
и не из тех, кто принимал Завет.

                (Пусть радугу узрел и новый мир,
сияющий преображенным Светом)

                Я знаю род пророков и царей
и в голосах природы зрею тайны.
Храню поверья гор, стихий, морей.
Бессмертен я! Я вижу всех людей
и помню мир- в красотах и страданьях,
а так же- смерть, мудрейшую из дев
и Жизнь дающую- праматерь Еву.
Я слышу шепот Помнящих Дерев,
где в каждом память, что восходит к Древу.

                Тебе со мною встречи не найти,
о путник, ибо взглядом странным
сражен ты будешь, если на пути
тебе хотя бы покажусь нежданно.
И только край одежды, словно блик,
мелькнет тебе среди лощины дикой.
Я Вечен. Я скиталец, Я старик.
Я Мысль о Грандиозном и Великом!



(С)
"...На возникновение легенды оказали влияние религиозно- мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются эсхатологической развязки.(согласно Библии, таковы Енох и Илия) и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа (ср. Матф. 16, 28); в легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10-15).



В ней отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но Чудом сохранявших этническую и религиозную самобытность, а также живую реликвию Священной истории.

...грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение (ср. более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесённый с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в "этом мире", а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира.

Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды
меняются местами:
- бессмертие, желанная цель человеческих усилий (ср. этот мотив в эпосе о Гильгамеше) в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (шансом искупления).
- В фольклорной традиции А. оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча (напр., Рюбецаль, горный дух средневековых легенд); как и они, он необходимо выступает по самой структуре мотива то жутким и опасным, то готовым на помощь и добрым..."


Рецензии
Понравилось, классно. И благодарю за дополнительный экскурс в историю легенды.
Хм, мне кажется, я бы не отказалась от такого проклятия. Наверное, лишь кажется - Кто может проверить-то? Ведь жизнь нашу больше всего портит страх - смерти, болезни, несчастного случая, пусть даже нищеты, но в итоге, любой страх - страх смерти. Избавившись от него, человек становится свободен? Он может делать, что хочет (не именно в плохом смысле ),а просто - что хочет, считает нужным, что интересно, без опаски, без страха. Не боясь не успеть чего-то. Может даже позволить себе высыпаться )))- такая роскошь!

Алиса Тишинова   08.02.2020 01:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте Солнышко- Алиса! (Вы такой редкий гость, как солнце над Питером).
Вообще-то, с возрастом человек все больше чувствует зависимость души от тела,- особенно немощного и те ограничения, которые налагает на душу плоть. И это пугает, раздражает и вводит в уныние (лучше быть молодым, здоровым и богатым).
Но что дано, то дано,- старость, немощь... Избавиться от страха смерти, немощи, бедности... было бы конечно заманчиво. Но, теологически,- только за цену своей бессмертной души (без надежды на Воскресение и Вечности),- то есть изменить человеческую природу на бесовскую.
Но, опасаюсь, что в этом случае, человека поджидает смертная тоска и скука: все так предсказуемо!
Был (теологически) такой случай в истории религии: Некто, переписывая древнее иудейское пророчество, усомнился в правильности текста (с) "...се, ДЕВА во чреве приимет..." и хотел написать ЖЕНА во чреве приимет.
За это кощунство он был обречен (Симеон Богоприимец) скитаться аж 300 лет,- пока не взял новорожденного Христа на руки.
И только потом смог умереть.
Известная молитва (с) "Се, ныне отпущаеши раба твоего..."
Симеону надоело жить 300 лет,- хоронить ближних. Устал смертельно. Жил при Храме.
*

Элсинора   08.02.2020 10:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элсинора!
Редко, да, вот такое я.... г..., солнышко )))
Есть авторы, к которым часто ходишь, - когда читаешь что то по главам, есть, к кому редко - но не забудешь. Есть третьи, - Кто даже в избранных, но забывается, или не хочется больше.

Ну вот 300 лет, это даже не бессмертие. Вполне нормальный срок, мне кажется. Может, для тех, кто родился уже умным, это и многое. Я так лишь к сорока с лишним что то понимать начала, может быть, надеюсь. Чуть чуть не так наивно, как восторженный подросток лет 12ти. Или кто то никогда не поумнеет, не знаю. Может, это не понимание даже, а просто усталость уже, сказываются годы. Мне бы сейчас жить начать. Да все по другому. 300 лет, это же фигня, первые 100 - это лишь подготовка ))).
Зачем при храме жить? Впрочем, можно хоть где. Опять вспоминаю любимых своих вампиров, их философию в этом плане: путешествовать, исследовать все интересное. Собирать коллекцию, изучать что то в совершенстве, не заботясь о том, что не успеет пригодиться. С близкими, конечно, не очень приятно выходит, но... порой и в обычной жизни близких нет..

Алиса Тишинова   08.02.2020 16:36   Заявить о нарушении
Я тоже с возрастом за голову хватаюсь: оказывается в 20 я ничегошеньки в жизни не понимала. Все практически наступают на эти грабли. Молодые упиваются сексуальным наслаждением и здоровьем (ну многие) Человеческая душа может много вместить (пока ей тело не мешает)
Потом начинаешь думать о смысле жизни.
Знания, навыки, опыт,- все имеет смысл лишь применительно к Вечности (то есть, если цель не оставить след здесь(наследить), а именно забрать с собой (ценный опыт, выводы) Жизнь коротка. Иные знания и не сможешь применить.
(Фауст кстати тоже все скучал (как уверял Гёте).
- Мне скучно, бес!
- Что делать, Фауст... Все скучают... И всех вас гроб зевая ждет... Скучай и ты!

Когда начинаешь многое понимать, жизнь так предсказуема, в ней так много разочарований и обмана.

*

Элсинора   08.02.2020 18:56   Заявить о нарушении
Мне не скучно... я бы ещё раз молодость провела, но уже умнее. И сейчас то не ахти умная, но хоть сегодняшнюю голову туда б, уже лучше. .а потом можно и еще разок ).конечно, при условии, что здоровье будет само собой сохраняться на том же уровне.или хоть не ухудшаться. Но, думаю, если процесс смерти замедлен , то и здоровье держаться будет, взаимосвязь же...

Алиса Тишинова   09.02.2020 01:00   Заявить о нарушении
Вопрос опять уходит в область теологии. Я о бессмертии: Изначально (так сказано) человек был создан таким, что и умирать ему было не нужно.
И только после отпадения в мир приходит смерть (Каин убивает Авеля) Тем не менее (опять же теологически),- первые люди живут долго: в них ещё много Духа (третья составляющая, которую и потерял человек, став более плотью, нежели существом духовным)
То есть,- стяжание Духа Святого,- единственная дорога к бессмертию (с) "Ежели и умрет,- оживет" и надежда на Воскресение.
То есть,- человек отпал от духовного мира своеволием.

Элсинора   09.02.2020 12:27   Заявить о нарушении
То есть опять непонятно, награда или проклятие..

Алиса Тишинова   09.02.2020 14:27   Заявить о нарушении
Награда или проклятие. Ну, это смотря где окажешься. (Если душа будет выброшена за границу обитаемых миров, вместе с бесами,- то проклятие) Теологически утверждается, что душа изначально творится бессмертной (но не из Духа, как многие думают, а из Эфира) Так вот,- третья составляющая (утерянная человеком была именно от Духа,- не просто душа, а одухотворенная душа) А так да,- то, что Создано Творцом, уничтожено быть не может (Вразрез с Буддизмом, который утверждает, что душу можно растворить в той субстанции, из которой она и создана. НЕ такой уж плохой вариант,- если подумать,- вообще исчезнуть из картины мироздания) Но нет,- душа не может быть уничтожена. Она может быть в этом смысле и Даром и Проклятием.

*

Элсинора   09.02.2020 14:33   Заявить о нарушении
Сложно все..
Кстати, мне тоже почему-то понравился буддистский вариант.успокоительный такой

Алиса Тишинова   10.02.2020 02:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.