красный штат 2011. Кевин Смит. рецензия

Цинизм – это то слово, которое первое приходит на ум, когда надо охарактеризовать наше общество.  Мы привыкли, слушая новости, замечать: «Какие злые дети» или «Что движет этими безумцами из Аль-каиды?.» Одноклассники зажали в углу самого слабого и жестоко избили. Мальчик снимает на видео и выкладывает в интернет, как он отрезает кухонным ножом голову щенку.  А вечером на ужин его мама будет резать ветчину этим ножом…нас это шокирует? Нет. Каждый день  в эфире транслируются  настолько жуткие новости, что даже  у криминалиста или психиатра бегают мурашки по коже.  Но твердолобый зритель с полным желудком, холодным умом и сердцем равнодушно переключит на другой канал или отвесит скабрезную шуточку. Он не будет переживать по поводу терактов или преступлений.
Красный штат- это кровавая баня. Территория, которая на карте должна быть помечена густой красной краской. Кажется, это сборище каких-то имбецилов. «О боже, где вы нашли таких отморозков?»  - спрашивает зритель. А Кевин Смит и не искал, он визуализировал типичных персонажей и обнажил их до костей. Думаете, любой среднестатистический шериф не пользуется своими «полномочиями»? Как бы ни так. Это человек, которому вручили обязанности (про них он забыл) и сверху докинули щепотку власти. Он может врываться в любой дом, он может разоблачать и шантажировать. Мексиканец без регистрации? Отлично! Давай отрабатывай!
Девочка пытается воззвать к жалости и умоляет бывшего  пленного о помощи, постоянно напоминая о детях: «моей сестренке всего восемь, пожалуйста…». «Спорим, Билли Рэй тоже говорил пожалуйста, и его все равно убили». Привычная схема фильма, когда «плохой» становится «хорошим», добро побеждает зло уже не срабатывает. Прошло время фильмов с хэппи-эндом. Раньше  мы смотрели фильмы, держали кулачки, скрещивали пальцы, зная, что тот парень  обязательно выживет в конце и все вернется в круги своя, как только зло будет уничтожено. Главная проблематика этого фильма в том, что здесь как раз и нет ни хороших, ни плохих. Все персонажи даются в некой градации – один ублюдочнее другого. С одной стороны, члены секты хотят отгородить себя и своих детей от пошлости и бренности материального мира, с другой - их методы радикальны настолько, что вписываются в уголовные статьи.  Даже жертвам мы не можем сопереживать в полной мере – туповатые похотливые подростки не вызывают жалости.
В центр фильма Кевин Смит ставит проблему человека, который  не доверяет ни государству, ни церкви,  ни своему ближнему.  Более того – Смит показывает, почему человек не может доверять.
Церковь, оплот морали и нравственности, представлена сектантами. Толпой, которой манипулирует некий мужчина довольно примитивными способами.  Дети – наше святое, бог, которого мы любим – наше святое, а все проблемы общества происходят от тех, кто  отринулся от бога и был совращен дьяволом - идея стара, как мир. Но сколько бы человек ни эволюционировал – дайте ему то, за что бороться и оружие. Если в начале фильма сектанты были просто чокнутыми садистами, то в конце они превратились в вооруженную  группировку фундаменталистов.  К таким ребятам не пойдешь исповедоваться. Пытаясь уничтожить не корень проблемы, а её последствия, как всегда христиане забыли и про свое милосердие и терпимость. Фанатизм этих людей дошел до крайней степени умопомешательства. В финале картины мы слышим рог, и пастор использует этот момент, чтобы «укрепить веру» своих прихожан. «мы слышим  рог – архангелы спускаются с небес»  - это реплика сама по себе довольно мощный психологический удар по затуманенному мозгу сектантов. Пиковая ситуация, когда агенты ФБР могут сдуть всю спесь с бредовой идеи  пастора, и он останется один напротив двух вражеских лагерей.
У Кевина Смита однозначная позиция касательно вопроса насильно насаждаемой религии и  противоречивого поведения церкви. Он уже поднимал эту тему в своем фильме «Догма» 1999г. Тогда картина вызвала сильный резонанс, вплоть до того, что римские католики устраивали бойкот. Смит избрал для себя новый инструмент, помимо комедии. Кровавый жестокий триллер как жанр переживает пик популярности, в то время как комедия все больше становится уделом примитивного зрителя ждущего «ха-ха», но не готовому к анализу горькой сатиры. Режиссер продолжает свою идею о …, но в «Красном штате» мы не встречаем в эпизодах Джея и Молчаливого Боба. Тем не менее, Смит остается верным своему специфическому чувству юмора,  и в конце фильма мы узнаем, что тот зловещий звук рога, был результатом не начала апокалипсиса, а хулиганства  студентов-наркоманов. Эта сцена с дачей показаний шерифа акцентирует внимание зрителя на абсурдности не только каких-то единичных сектантов, но общества в целом. Когда религия под эгидой благородных порывов забывает о своем предназначении вопреки самой себе и показывает свою несостоятельность в современном обществе. В обществе, которое опирается на здравый смысл и мораль и без поклонения некому мифическому создателю. 


Рецензии