Особенности национальной частной собственности

К первому июля, моменту вступления в силу очередных поправок в КоАП, а точнее, значительного увеличения штрафов за некоторые нарушения ПДД, телевизионщики активно взялись за тему парковок. Рассмотрели вопрос буквально со всех сторон: и о нехватке парковочных мест сделали репортажи, и о машинах, стоящих в крайних полосах движения на центральных улицах, и о том, что по этому поводу думают чиновники и сотрудники ГИБДД.

В одном из сюжетов корреспондент искал ответ на вопрос: а законно ли действуют владельцы некоторых офисных зданий, когда закрывают участок парковки перед своими конторами? Да ещё и знаки выставляют: «Остановка запрещена»? И выяснил: незаконно. И знаки там стоят незаконно. Потому что, как правило, офисы и кафе-рестораны ничего не строят и не обустраивают, а просто захватывают кусок общественных парковок и «карманов» на проезжей части, украшают их столбиками, цепочками и кругленькими значками с красным крестиком на синем фоне, и искренне пребывают в уверенности, что этого достаточно.

Забавно было слушать сбивчивые объяснения менеджера одного из ресторанов на этот счёт. Вот такой примерно произошёл у них диалог.



Корреспондент: «У вас тут знак стоит, «Остановка запрещена», это означает, что здесь останавливаться нельзя? Но ведь это – парковочное место!».

Менеджер (теряясь и краснея): «Здесь, конечно, можно останавливаться, но только нашим клиентам...»

Корреспондент: «То есть данная территория принадлежит вашему заведению и на то существуют необходимые документы?»

Менеджер: «Ну-у-у... э-э-э-э... Не принадлежит, да... То есть нет... То есть тут можно останавливаться...»

Корреспондент: «То есть тут можно останавливаться не только вашим клиентам?»

Менеджер: «Ну-у-у-у... Нет... То есть да... То есть, конечно... То есть...»

Корреспондент: «А почему тогда здесь висит знак, запрещающий остановку?»

Менеджер (окончательно теряясь): «Ну, это мы таким образом информируем своих клиентов, что они здесь могут припарковаться!»

И по лицу милой барышни видно – страшно радуется, что нашла такой изящный выход из ситуации. А нелепости своего объяснения она даже не осознаёт.

На самом деле, парковки, огороженные столбиками и цепочками, да ещё и снабжённые всякими грозными табличками, сообщающими, что парковка только для сотрудников или клиентов, в 90% случаев – чистая самодеятельность владельцев офиса или руководителей конторы. Никаких документов на право владения землёй у них нет и никогда не было. И вообще-то вы имеете полное право потребовать такие документы. А если их вам не покажут, ссылаясь на «частную собственность» или «коммерческую тайну», можете вполне спокойно оставлять там свою машину. Для безопасности, кстати, можно предложить грозному охраннику или ретивому менеджеру вызвать ГИБДД, на худой конец – наряд полиции. Как правило, после такого замечания бдительные стражи сомнительной частной собственности унимаются.

Вот, кстати, совсем недавно я побывала в подобной ситуации. Правда, она была совершенно не связана с парковками и вообще с автомобилями. Но зато напрямую касалась этой пресловутой «частной собственности».

Один из федеральных заказчиков, журнал экономического толка, прислал заявку на рейтинг цен в наиболее солидных красноярских сетях: «Командор», «О'Кей» и «Красный Яр». Продуктовая корзинка состояла из 15 позиций – мясные и молочные продукты, хлеб, овощи, пиво и водка. Такой вот интересный наборчик. В общем, я распечатала себе список и пошла собирать цифирьки.

И надо же было мне первым делом завернуть именно в«Красный Яр»! Достала ручку, листочек с таблицей, пошла искать нужные продукты. Успела найти и отметить только лимоны и картошку. И тут ко мне подходит юноша в фирменной рубашке с бейджем и строго спрашивает, что это я тут делаю.

Вообще-то я могла сказать, что, к примеру, готовлю большое застолье и предварительно решила посчитать расходы на покупки... Ну, или соседка-пенсионерка попросила узнать, сколько здесь стоят нужные ей продукты. Но я как честная матрёшка, улыбаясь, сообщила, что готовлю материал для федерального экономического журнала и мне необходимо знать цены на некоторые продуктовые позиции...

– Нельзя! – категорически объявил юноша.

– Это ещё почему? – удивилась я.

– Частная собственность. И коммерческая тайна!

Вот так нате русалку в томате... Цены? В общедоступном магазине? Коммерческая тайна? Да вы мне эти самые цены на чеке напишете, если все продукты по списку я решу приобрести в порядке эксперимента. И я этот чек отсюда беспрепятственно вынесу.

И немедленно, прямо на крыльце, продам агентам вражеской разведки за большие миллионы долларов...

Раньше-то я думала, что кассовый чек – это обычная бумажка со списком товаров и цен. А оказывается, серьёзный шпионский документ и буквально государственная тайна!

– Молодой человек, позвольте мне закончить мою работу? Никакой тайны в ваших ценниках нет, ничем противозаконным я тут не занимаюсь и никакого ущерба владельцам магазина не наношу...

– Так... – сурово насупил брови юноша. – Пройдёмте со мной!

– Куда? А главное – зачем?

– Пройдёмте!

Да в конце-то концов! Я что, воровка? Бродяжка-побирушка? Я вообще покупатель, и в корзинке у меня уже лежат, кстати, упаковка кумкватов и журнал «Власть». И вполне возможно, что к концу обхода стеллажей я захочу приобрести что-то ещё... Это что за отношение такое к своим клиентам, унизительно-хамское? Пройдёмте, какие проблемы!

И мы прошли в какую-то подсобку, где перед мониторами системы видеонаблюдения сидели ещё двое молодых людей.

– Вот, – торжествующе сообщил коллегам мой провожатый. – Цены записывала в магазине!

– С какой целью? – строго поинтересовался второй охранник, на беджике которого значилось «Дмитрий».

– Я уже объяснила вашему сотруднику. Рейтинг стоимости потребительской корзины в разных регионах России для федерального экономического журнала. Я могу удостоверение показать...

– Не надо нам. Запрещено!

– Что именно запрещено?

– Ну, это... – подал голос третий служитель частной собственности. – Фото и видеосъемка в магазине запрещены!

– А вы где видите фотоаппарат или видеокамеру? Я просто записала несколько цен. Вот, посмотрите, стандартный продуктовый набор.

– Записывать тоже запрещено! Только с разрешения головного офиса! Это коммерческая тайна! Это частная собственность! Мало ли кто тут что будет записывать, а потом коммерческий шпионаж!!!

Да-да-да! Я именно он и есть, картофельно-морковный шпион, специалист по минеральной бутилированной воде ёмкостью 1 литр! Начальник отдела секретных разработок по печенью в пачках и сливочному маслу! Резидент растительного масла и чёрный технолог по целлофановым пакетикам! Арестуйте уже меня, пожалуйста!

– Скажите, молодые люди, а могу я видеть документ, которым мне запрещено записывать цены в вашем магазине?

– Нет!

– Почему? Его у вас нет?

Молчание…

– А что это за документ такой?

– Регламент сети магазинов «Красный Яр»! – сообщил один.

– Устав магазина! – в голос с ним заметил второй. Третий явно смутился...

Очень мило, товарищи контрразведчики. Я, конечно, понимаю, что юридическое образование в требования к подбору охраны, скорее всего, не входит. Но так, для общего развития, не худо бы знать что и устав магазина, и регламент сети – это документы, которые меня, покупателя, не касаются. Вообще никак. Это регламентирующие акты для сотрудников, не более того. А я вашему магазину на верность не присягала, следовательно, и нарушить здесь ничего не могу, кроме законов, действительных для каждого гражданина Российской Федерации. А ваш сетевой устав-регламент к ним не относится никаким боком.

– Так покажите мне его! Устав, регламент или что там у вас. Номер, дата вступления в законную силу... Или я что должна сказать в вашем головном офисе, когда пойду туда за разрешением? Мальчики (я посмотрела на беджи) Серёжа и Дима пугали меня какой-то бумажкой, которой у них нет, но которая якобы запрещает мне записать цену на картошку?

– У нас все тут работают только с разрешения головного офиса! Даже когда статистика...

Статистика пусть и работает с разрешения. Статистика у вас по торговому залу-то не ходит, чтобы записать стоимость печенюшек. Они прайсы запрашивают. Которые как раз и есть коммерческая тайна. При чём тут я?

На этой мажорной ноте мне наскучило препираться с юными наблюдателями за регламентом.

– А знаете что, бойцы невидимого фронта? Я сейчас вернусь в зал и доделаю свою работу. И остановить меня сможет только полиция.

– Да пожалуйста! – всё ещё не желая сдавать позиций стража частной собственности, лихо объявил охранник. – Я вот нажму сейчас «тревожную кнопку»!..

– Ой, нажмите, пожалуйста, свою кнопку? Нажмите, очень прошу! – я достала из сумочки телефон. – И я нажму несколько кнопок, хоть и совсем не тревожных. Время летнее, с новостями у телевидения напряг, им тут будет очень весело. Задержание злостного промышленного шпиона на месте преступления в картофельном ряду!

Лица у охранников заметно поскучнели. «Да нам что... Нам что... Нам положено, мы вас предупредили... Мы сказали, что тут частная собственность и коммерческая тайна!».

Я, в принципе, прекрасно их понимаю. По-человечески. Им сказали, что какие-то действия в зале посетители совершать не должны. Фотографировать, на видео снимать, например. Хотя, конечно, вопрос сильно спорный, тоже мне, центр управления полётами стратегических ядрёных ракет! Но ведь надо же, как минимум, разобраться в ситуации. А как максимум – быть более доброжелательными по отношению к посетителю магазина. Вот соблюдению коммерческой тайны и неприкосновенности частной собственности их вроде бы уже научили, а элементарной вежливости сотрудника сферы услуг – нет.

Ну, мне, собственно, всё равно. Я и раньше «Красный Яр» не очень жаловала, теперь тем более не пойду туда за покупками. Хватает в Красноярске и других магазинов.

P.S. Кстати, ни в «Командоре», ни в «О'Кее» мой планшет с листочком бумаги ни у кого не вызвал никакого интереса. Впрочем, как и в «Красном Яре», в каждом из этих магазинов я что-то приобретала. Так, всякие милые мелочи: какое-то интересное печенье, упаковку сока сетевой марки, свежий батон... Возможно, просто в других магазинах к клиенту-покупателю относятся с бОльшим уважением. Несмотря на частную собственность и коммерческую тайну.


Рецензии