Выбор трансцендентной целевой группы

Локиев А. А. Значение выбора трансцендентной целевой группы. // Психология и педагогика чтения : Сборник материалов – Вып. 2. - СПб. : Intermedika, 2012. – С. 100 - 111.




          Абрахам Маслоу [1] потребность в принадлежности ставит на один уровень мотивационной иерархии с потребностью в любви, создании семьи и продолжения рода. Подразумевая не просто биологическое размножение, но и воспитание приемствующего поколения. С первого взгляда это может показаться логичным, ведь создание семьи, новой ячейки общества, вводит человека в ещё один пласт принадлежности к социуму. Принадлежности к процессу его биологического и воспитательного воспроизводства.
           Однако, как быть с потребностью в принадлежности которую описывает Карен Хорни [2] как невротическую потребность в ощущении безопасности? Не создаёт ли человек семью – эту максимально близкую ему ячейку общества – в поиске безопасности? Ведь семья – это те люди, которые поддержат его в тяжёлые моменты жизни или поухаживают во время болезни. К старости последний пункт становится особенно актуальным; такая надежда на поддержку возлагается на детей. Всё это стало предпосылками к тому, чтобы взглянуть на потребность в принадлежности, как на потребность одного уровня с потребностью в безопасности.
Разграничение потребностей в принадлежности для удовлетворения потребности в безопасности и потребности в принадлежности «самой по себе» важнейший вопрос для правильного, с терапевтической точки зрения, понимания мотивационной иерархии Маслоу.
           Поскольку сам Маслоу отнюдь не противопоставлял свой подход иным психологическим концепциям, а утверждал, что интегрирует их в свою теорию [3], то разбор его подхода с позиций других концепций не нуждается в формальных стыковках и наиболее удобен для интеграционной психологии.
          Средний уровень потребностей в иерархии Маслоу отличается от предыдущих, базовых, своей несамостоятельностью. Маслоу пишет, что низшие потребности способны задавить более высокие. Произойти это может вследствие того, что базовые потребности самодостаточны. Удовлетворять потребности в еде, крове и безопасности человека заставляют природные инстинкты, которые не нуждаются в обоснованиях. Правда, иногда интеллектуальные обоснования приводят к нарушению их удовлетворения, иногда с самыми печальными последствиями.
           С другой стороны потребность в принадлежности для личности всегда связана с выбором, а значит с внутренними экзестенциальными вопросами: для чего? Почему с теми, а не с теми? Что даст принадлежность к той или иной группе? И, в зависимости от ответов на эти вопросы, направленность удовлетворения потребности в безопасности может быть как вниз по иерархии потребностей, так и вверх. Первый случай уже был разобран выше, но посмотрим на это более подробно, рассмотрев потребность в принадлежности и её роль для индивидуума в социуме.
           Ещё одно подтверждение, что потребность в принадлежности направлена к потребности в безопасности, можно обнаружить в пословице «один в поле не воин». Действительно, быть частью целого даёт возможность считать, что это целое окажет тебе поддержку (на примере семьи мы это уже видели). Примеры этого могут быть следующие: государство и его образующее общество дают человеку пользоваться соответствующими гарантиями. Трудовой коллектив обеспечивает человека в еде, одежде, крове и позволяет ему более эффективно обосновывать заинтересованность социума в нём самом. Доказательства направленности «вниз» налицо, но исчерпывается ли этим потребность в принадлежности?
           Через что как не через принадлежность к обществу человек может удовлетворять свои высшие потребности? Где ещё человек сможет утверждать себя на разных социальных ролях, удовлетворяя свою потребность в уважении и самоуважении? Где, как ни в социуме личность может развиваться через общение с другими личностями, и, через это развитие, удовлетворять свою высшую потребность в самоактуализации? (Правильный перевод: актуализация своей самости (См. примечание переводчика к указанному произведению А.Г. Маслоу))  Кто-то может возразить, приведя в пример затворников – только идея затворничества от общества без этого самого общества была бы совершенно не возможна. Более того становясь затворником человек удовлетворяет свою потребность в… принадлежности! – в принадлежности к трансцендентной группе затворников.
          Принадлежность к трансцендентным группам характеризует направленность вверх потребности в принадлежности, поскольку именно такая принадлежность создаёт МОТИВ и базис (опору) личностного развития.
          Что это за группы?
          Для поэтов – это все поэты, которые когда-либо жили, живут и будут жить, для физиков это физики, начиная с Архимеда, в чём-то Аристотеля, и прочих и вплоть до тех, кто когда-нибудь откроет способ передвигать звёзды, для архитекторов это все архитекторы, начиная с проектировщиков Египетских пирамид, и до тех, кто построит города вне нашей галактики, и так далее. Безусловно, не только исторические персоны важны для участников подобных трансцендентных групп, но и современники – те, с кем идёт активное двустороннее общение. Но современность воспринимается ими не как нечто обособленное от истории, а как некий срез исторического существования целостной трансцендентной группы.
          Таким образом, удовлетворение потребности к трансцендентной группе становится для личности шагом к удовлетворению высших потребностей.
          Однако в обществе постоянно можно видеть примеры задавленности потребности к трансцендентной принадлежности. Происходит это в случае возникновения ощущения недостаточности удовлетворения низших потребностей. Именно в этом случае энергия потребности в принадлежности начинает работать на удовлетворение исключительно низших потребностей.
          Как происходит подавление потребности в трансцендентной принадлежности? Не секрет, что во многих социумах ещё в процессе воспитания человеку насаживается множество комплексов. Человек начинает считать себя «недостойным» ощущать себя принадлежащим к трансцендентной группе.
          Однако сама потребность к принадлежности при этом не проходит, просто меняется целевая группа, ею становится группа аутсайдеров. В данном случае под аутсайдерами подразумеваются группы, исключённые из трансцендентности.
В таких группах ведущим фактором принадлежности является не направленность на личностное развитие, а формальные признаки принадлежности.
          Приведу пример, который известен очень многим: мальчишки начинают курить, когда их организм совершенно не готов к восприятию никотина. Так опрос, проведённый среди юных курильщиков, показал, что важнейшим фактором курения является доказательство своей общности с группой. Многие при этом рассказывали, что в начале приобщения к курению их тошнило, голова болела, но они всё равно курили «вместе с компанией». Т.е. энергия потребности в принадлежности, перебивает даже инстинкт самосохранения.
           Имеет ли подобное удовлетворение потребности в принадлежности направленность на безопасность? Да. На внутреннюю безопасность, на создание конформной системы ценностей и мировоззрения. И именно эта безопасность приводит к неврозу.
           В психоаналитических концепциях Карен Хорни и Отто Фенихеля невроз понимается как внутренний конфликт [2, 4]. В соотношении с пирамидой потребностей конфликт будет происходить между потребностью в самоактуализации, которая, как доказывал Маслоу, свойственна человеку биологически, и желанием внутреннего конформного, статического состояния. Процесс самоактуализации противопоставляется статичности, поскольку требует динамичности мировоззрения, необходимого для личностного роста. Сам процесс развития является во многом достаточной опорой личности, но индивид, не участвующий в таком процессе, будет стремиться обрести статичные взгляды на жизнь, которые бы и обеспечивали ему ощущение уверенности, а, следовательно, и безопасности. Стереотипному человеку никогда не стать по настоящему членом трансцендентной группы, поскольку сама история такой группы – это история развития, как группы в целом так и её представителей.
Патогенез внутреннего конфликта стереотипных личностей, прогрессируя, будет вводить их во всё более и более невротичное состояние, с соответствующими последствиями психических и соматических расстройств.
          Желая избавиться от внутреннего конфликта, невротики, вместо того, чтобы заняться самоактуализацией, будут стремиться к укреплению своих стереотипов, для чего и будут объединяться в аутсайдерские группы. В таких группах будет происходить дальнейшее культивирование невротического состояния.
          Таким образом, из направленности удовлетворения потребности в принадлежности можно вывести достаточно чёткие характеристики состояния психологического здоровья индивида. При этом, говоря о психологическом здоровье, можно говорить именно о ЗДОРОВЬЕ. Маслоу разделил состояния психики человека на «не болен» и «здоров».
           Здоровым человеком можно назвать того, кто удовлетворяет свою потребность в принадлежности в трансцендентной группе, что ведёт его к удовлетворению высших потребностей.
           Удовлетворение потребности в принадлежности в группах, исключённых из трансцендентности, неминуемо приводит к патогении, часто неявной на первых этапах, но активно прогрессирующей и ввергающей индивида в невротическое состояние.
           Из всего вышесказанного можно сделать ещё один очень интересный вывод. Удовлетворить высшие потребности мешает не неудовлётворённость низших, как писал А.Г. Маслоу, а задавленность способности к трансцендентности, которая по видимому необходима для полного «вочеловечевания», как называл самоактуализацию Маслоу [1].
           Таким образом, трансцендентность, как решающий фактор направленности потребности в принадлежности, является условием здоровой психики личности.
           В подавлении же трансцендентности, скрывается и болезненное отношение к любой критики, даже самой справедливой. Изначально ощущая себя частью истории, творческой личности легче правильно воспринять критику и использовать её для улучшения деятельности. Человек, задавленный комплексом превосходства, воспримет критику как попытку выкинуть его со страниц истории и отнесётся к этому очень болезненно. Это же крайне негативно отразится на качестве его творчества.
          Что интересно, что в процентном соотношении группы аутсайдеров всегда доминируют над трансцендентными группами по количеству участников, хотя в истории остаются исключительно трансцендентные группы. Девиз группы аутсайдеров: на наш век хватит, как-нибудь проживём. Вся мыслительная деятельность, кроме той, которая необходима на работе, в таких группах направлена на поиск самооправдания. В этом ракурсе мы можем провести грань между трансцендентностью и конформностью – первая работает на развитие личности, вторая на самооправдание отсутствия этого развития, т.е. на психологическую защиту. Самооправдания остановки на пути удовлетворения всей пирамиды потребностей, или, как называл это Маслоу, остановки на пути своего вочеловечивания, т.е. самоактуализации.
Это будет и фактором психической фрустрации с точки зрения теории мотивации. Правда, сам Маслоу считал фрустрацией возникновение новых неудовлетворённостей по мере удовлетворения предыдущих потребностей [1], однако скорее фрустрацией можно назвать процесс убеждения личности самой себя в недостаточности удовлетворения предыдущего уровня потребности, чтобы перейти к следующему. Так слесарь может уверять себя, что ещё мало зарабатывает, чтобы начать наслаждаться искусством, хотя билеты в театр, музеи и на выставки ему совершенно по карману.
           Но вернёмся к тому, что удовлетворение высших или мета потребностей закладывается уже в низших потребностях. Наш пример был, что потребность в безопасности, она же в принадлежности, закладывает в человеке, через трансцендентность к целевой группе, потребность в творческом развитии. Существуют ли иные примеры?
Возьмём самые низшие потребности: потребность в еде и потребность в крове.
Будучи удовлетворяемые в современных условиях, пусть без излишеств, эти потребности изначально не останавливаются только на своём уровне. Потребность в еде, удовлетворяемая на современной кухне, даже в семье со средним достатком прививает так же потребность во вкусе еды и её пользе, а таким образом, и к искусству кулинарии, хотя каждый разовьёт его на своём уровне. Если недостаточно высоко, то причина была уже указана – фрустрация удовлетворения потребностей. Потребность в крове, удовлетворяемая изначально даже в небольшой квартире, прививает потребность к уюту, и эстетике.
             Эти утверждения позволяют обрисовать механизм возникновения у индивидуума архетипов коллективного бессознательного. Их проникновение на биологический уровень потребностей.
             Вообще вся история человеческой цивилизации предстаёт как накопление этих высших архетипов человеческой деятельности и создание условий их закладки на уровне низших потребностей.
             Более того, если путь человека к удовлетворению своих высших потребностей – это путь выбора своей трансцендентной целевой группы, вплоть до философов древности, то и сам процесс развития цивилизации – это процесс исторического пополнения трансцендентной целевой группы или групп, если учитывать разносторонность возможностей творческой деятельности. При этом конформная аутсайдерская группа всегда одна и та же, формы и одежды она меняет, вместе с людьми её составляющими, но содержание не накапливается, поскольку является всё той же формой. Трансцендентности в этой группе нет, так как она сама по себе предполагает обращение к какому-либо опыту и ощущение себя частью этого исторического опыта, и не просто частью, а дополнением. Но там где есть дополнение, есть развитие, а информационное поле конформных групп противостоит любому развитию в принципе.
          Таким образом, можно предположить, что природа порога перехода к более высоким потребностям лежит в недостаточной трансцендентности личности. Но Маслоу указывает, что наблюдал самоактуализированных людей без трансцендентности. Вообще полное отсутствие трансцендентности у творческих людей выглядит сомнительно, поскольку ориентировка на целевую историческую группу, как удовлетворение потребности в принадлежности обязательный этап, с точки зрения самой теории мотивации. Да и, так или иначе, все люди относят себя к «сейчас живущим», как к продолжению жизнедеятельности «предшественников» (уже не просто принадлежность), т.о. трансцендентность в зачаточном состоянии есть у всех. Очевидно, существуют различные проявления трансцендентности, и та глобальная трансцендентность, о которой говорит Маслоу, и которая в этой статье отнесена к трансцендентности к целевым историческим группам, характеризуется через удовлетворение высших потребностей, и приходом к высшим ценностям. Кроме того, Маслоу постоянно приписывает таким личностям определённую жертвенность. Однако с точки зрения современной психотерапии жертвенность – это проявления невротизации личности (Карен Хорни), а не спутник её развития. Так что велика вероятность того, что Маслоу идёт на поводу у моралитетных стереотипов, а не сопоставляет жёсткие факты.
             К тому же если разбирать психологические недуги, то легко увидеть, что они направлены именно на перекрытие трансцендентности. Комплекс неполноценности ставит целевую группу на недосягаемую высоту – да кто я такой; комплекс превосходства занижает ценность целевой группы, это часто происходит с авангардистами всех искусств; незакрытый гештальт – погружает человека в бесплотный разговор с самим собой; все психологические защиты в той или иной форме гасят энергию потребности – уводят от ответственности за свою жизнь.
             О взаимосвязи трансцендентности и ответственности следует сказать отдельно. Если человек ощущает себя частью великой целевой группы, то высокая ответственность естественна. В этом заключается удивительное единство развития цельной, замкнутой, самодостаточной личности в трансцендентности, которое как бы деперсонализирует её в великом историческом сообществе.
            Таким образом, неспособность перешагнуть порог к метамотивациям указывает на психологическую «нездоровость» личности. Поэтому взгляд на порог, отделяющий индивида от метапотребностей, как на препятствие на пути к психологическому здоровью личности, способен принести практическую ценность в психологической практики.
Практическую же ценность представляет следующий момент. Как уже говорилось, процесс цивилизации – это закладывание высших потребностей через архетипы в низшие. Поэтому у здоровых личностей даже удовлетворение низших потребностей будет сопряжено и с удовлетворением высших. Например, обустройство жилья будет связано с эстетическими представлениями. Однако, очень часто приходится наблюдать обратный процесс – удовлетворение низших потребностей через высшие. Так в сообществе поэтов многие верят, что написание стихов даёт им право приходить домой пьяными – они ведь поэты – это процесс мифологизации креативных групп с целью сведения их до уровня аутсайдерских. Примеры мифов: поэты должны быть бедны, пьяны и много ещё чего неприятного.
             По сути же это попытка прикрыть мифом, которых много рождается вокруг творческой среды, свою потребность в безопасности, при ведении асоциальной жизни. Разговор о качестве творческой деятельности подобных индивидов особый. Однако здесь можно увидеть механизм эффекта пружины, которая сначала толкает человека на творческую деятельность, а после останавливает его, стягивая на низшие уровни потребностей .
Из этого можно сделать вывод, что любой комплекс, незакрытый гештальт, некогруэнтность и прочие патогенические факторы связаны с уровнем потребности в безопасности. Отсюда и тревожность, наличествующая у всех тех, у кого они присутствуют. Удовлетворение же более высоких потребностей для удовлетворения потребности в безопасности отнюдь не закрывает эту брешь, а лишь даёт возможность на некоторое время удалиться от неё, но, после, разрастаясь, снова охватывает индивида. Примером может служить невротическая любовь, описанная Карен Хорни [2]. Возможно именно здесь лежит причина того, что А.Г. Маслоу отнёс потребность в принадлежности к уровню потребности в любви. Если же взять определение любви у Эриха Фрома: «Любовь – это личностная заинтересованность в развитии объекта любви», то данный уровень потребностей сильно начинает отличаться от потребностей в принадлежности. Это выводит нас к фактору психологической готовности к ответственности. Связь потребностей в безопасности и принадлежности подсказывает нам, что целевая группа невротиков была выбрана или неправильно, или имело место сильное искажение представления о ней.
            Из этого можно сделать вывод, что наиважнейший вопрос воспитания здоровой личности – это вопрос воспитания ориентации индивида на целевую группу. Если ею окажется историческая креативная трансцендентная группа, то в возникновении стремления развиваться у личности можно будет не сомневаться, если в процессе воспитания трансцендентность будет выставлена как нечто невозможное, и подавлена с соответствующим развитием комплексов, то человек, скорее всего, откажется от удовлетворения своих высших потребностей и окажется в группе аутсайдеров.
09.01 – 15.02.2007 г.
Литература
1. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с
2. Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
3. Локиев А.А. Теория мотивации А.Г. Маслоу как система интеграции различных психологических концепций / А.А. Локиев // Проблемы развития современных психодинамических концепций в России и за рубежом: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (26 ноября 2010 года). – СПб. : ЛЕМА, 2010. – С. 220 – 231.
4. Фенихель О.. Психоаналитическая теория неврозов / О. Фенихель. – 2-е изд. – М. : Академический проект, 2005. – 848 с. – («Концепции»).
5. Локиев А.А. Мифы в среде искусства / А.А. Локиев // Зелёная ветка: Межд. художест.-публиц. альманах. – СПб. : Нормедиздат, 2008. – С. 174–179.
6. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. – М. : Когито-Центр, 2002. – 220 с.


Рецензии