Совесть

Казалось бы - такое важное качество. А у меня оно выстраивает странный ассоциативный ряд: мучитель, кандалы, тормоз, препятствие. И в отношения с ним мы вступаем неоднозначно, а сама добродетель - двусмысленна. Если совесть мучает перед поступком – это скорее страх за принятое решение, возможные ошибки или последующее наказание. Когда же все свершилось, то угрызение совести похожи на раскаяние. На мой взгляд, мы все ходим в должниках у этого чувства. Так ловко списываем на его счет свою лень и беспринципность. Легко отказываемся чего-то достигать, что-то менять, быть честным перед собой и людьми. У стыдливого правды не сыщешь! К моему удивлению, получается, что совестливый человек напоминает труса или лжеца. Прямой взгляд, откровенный разговор и решительные действия – это сказано не про него. Хотя он вполне может утешиться своей выдержкой: такое ведь бремя несет! С тревогой подозреваю, что тактичность, скромность и деликатность – родственники совести. Тогда к чему я призываю? Shame оn me! Перефразировав одно из определений марксизма, скажу, что мои наблюдения и выводы, безусловно, не догма, а руководство к размышлению.


Рецензии
Говорят, совесть - это суд Бога в человеке. Наверное, если он верит в него. При неверии сгодятся и Ваши выводы.

Владимир Толок   21.09.2012 18:54     Заявить о нарушении
Сколько людей - столько мнений. Миниатюра базируется на моих наблюдениях.А бог в душе есть у каждого. Только один об этом говорит, а другой помалкивает.

Галина -Галочка   21.09.2012 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.