Одно предположение о нашей жизни

На мой взгляд, сейчас наступает то самое время, когда либералам, столько сделавшим ради демократических преобразований в России, стоит хорошенько подумать над тем, что они сделали неправильно. Тот общественный нарыв, который долго мазали прозападными рецептами, на наших глазах превращает государство в безжизненную копию СССР, в которой карикатурно всё: от присутствия населения всех 15 республик на территории России, до масштабных размышлений верхней власти о нашем будущем на развалинах нашего настоящего. Дом сгорел уже давно, а  его жителей, вместо того, чтобы строить новый, учат жить на улице, используя то, что удалось спасти или украсть из прошлой жизни. Учат весьма уверенно в себе, то есть, тоталитарно. Как будто бы и не было никогда строителей и учителей, врачей и ученых, физиков и прочих математиков. Как будто в шахматах мы всегда были последними! Я не берусь тут обсуждать образованный народ, который позволяет всяким неучам себя снова учить – это тема для другого рассказа. Но вот что будет со страной в целом, когда нынешние учителя выдохнутся указывать правильный путь, а все остальные снова потеряют выученный смысл жизни?
Существует предположение, которое, как мне кажется, многое объясняет в текущей российской действительности. Предполагается, что дальние предки тех, кого потом назвали русскими, когда-то не дошли до Запада. Они долго шли  с Востока вслед за солнцем, сильно утомились и решили передохнуть. И вот с тех самых пор, время от времени, генетическая память напоминает о конечной цели путешествия. Начинаются волнения в народе, поднимается общая температура в обществе, адреналин не даёт о себе забыть. Ведутся многочисленные речи о смысле жизни и  национальной идее. Народ набожно молится и крестит своих детей на всякий случай. Начинается приблизительный подсчет родившихся мальчиков и девочек за последнее время, чтобы не упустить очередную народную примету о грядущей войне. Элитные особи разных полов соревнуются друг с другом в минимальном количестве времени, проведенном на одном месте, снуя с симпозиума на конференцию, с банкета на похороны. Народ постепенно от этого «заводится» и начинает маршировать на месте -  мол, скоро двинемся в поход. Одни бросают работу, разводятся с семьей, переезжают поближе к центру, чтобы быть в первых рядах когда пойдем, другие пытаются наплодить побольше детей и тем самым надежно закрепить о себе память в поколениях.  В это же самое время третьи (и таких оказывается большинство) занимаются тем, что гуляют напропалую, как в последний раз. Гуляют кто как может, у кого какие средства вдруг обнаруживаются. Распродаются предприятия и земля, из самых прибыльных источников доходов выжимается всё что можно выжать в кратчайшие сроки. То что нельзя унести с собой забрасывается мусором, чтобы не отсвечивало. Территория жизни превращается в область экологического бедствия - ведь не оставлять же всё это хозяйство без присмотра, когда двинемся! Вот так проходит сначала год, потом пять лет, потом полтора десятка. Народ начинает сомневаться в том, что маршируя на месте и слушая многочисленных комментаторов, мы вообще куда-то сможем дойти. Уже не маршируют, а только переминаются с ноги на ногу – возраст всё таки не тот, да и стаж здоровья уже почти выработан. В таком состоянии проходит четверть века, пока молодежь, переросшая своих отцов, не произносит отчетливо в подряхлевшее ухо команду «Вольно!». Очередная попытка последнего перехода на Запад признается учебной, всем предлагается вернуться на свои разрушенные поселения и занятся хоть каким-нибудь делом, чтобы не маяться от безделья остаток жизни. Вот тут то, после всего этого безобразия и начинается настоящая русская смута. Бессмысленная и беспощадная…
Теперь давайте посмотрим, что же объясняет этот художественный образ в нашей жизни. Сначала о потребности объединяющей идеологии. Кто только об этом не говорит, и какие только плюсы с ней не связывает. Единая идеология  в обществе – это как воинский устав в армии. Нам предлагается быть едиными и непобедимыми. А это очень важно, когда большому числу людей надо куда-то дружно идти, преодолевая всевозможные препятствия. Мы на самом высоком уровне постоянно ищем новые пути для общества – об этом часто говорят то на  радио, то в телевизоре. Специально подобранные образованием люди пытаются нащупать эти самые пути и доказать обществу, что они знают истину. Еще когда страна Советов взялась строить светлое будущее, именно строительство социализма в отдельно взятой стране было признано верной дорогой на пути к коммунизму. А коммунизм, как свидетельствует история, был придуман именно на Западе, и, надо сказать, для западного человека.
Но это, конечно, всё детали. А российский человек очень не любит погружаться в них, чего бы они не касались. Любимое выражений своего состояния, он, с недавних пор, старается выражать одним словом в повелительном наклонении. Слово это -  «неважно!». И ведь действительно, какая разница что там с деталями жизни, если завтра поход и новые свежие впечатления?! Вспомните тут же о том, как много можно услышать о русском, как об очень впечатлительном человеке, который сильно подвержен порыву чувств. Очень может быть, что сильные свежие чувства – это и есть самое главное в русском человеке. То, что способно разбудить в нем как богатыря на поле брани, так и стахановца в забое. А пока их нет, он отдыхает всеми доступными ему способами. Как правило, в большинстве случаев это выглядит весьма нехитро –  по-походному, так сказать. У нас большая часть жизни проходит «по-походному». Давайте вспомним известное выражение «собрал на коленке», или, допустим, «из ничего конфетку сделал». А как насчет того, чтобы  машину починить в чистом поле из того,что нашел в радиусе 100 метров? Разве это не навыки походной жизни? Мы же готовимся из поколения в поколение этому!
Важнейшей характеристикой государства является такое сложное понятие как общественное разделение труда. Каким бы хаотичным на первый взгляд оно не являлось, принципы, по которым всё так или иначе разделяется, самым серьезным образом влияют как, допустим, на успехи сборной страны по футболу, так и на независимость судей в принятии тех или иных решений. Как и всюду в жизни, в лоббировании тех или иных принципов всегда есть заинтересованное лицо или группа лиц. Согласно нашему предположению, в России этим заинтересованным лицом должна быть высшая власть. Именно главнокомандующий для общей и окончательной победы в решении той или иной задачи формирует потребные ему силы и средства. Именно его заинтересованность лежит в развитии тех или иных навыков у подчиненного ему контингента.
Человеческой психике даже в расслабленном состоянии, как правило, трудно совладать с окружающим миром, разделенным более чем на 7-10  самостоятельных частей, что же говорить про психику человека в «походном состоянии»? Вспомните, какова была простая советская жизнь. На сколько этапов она разделялась, сколько разных дорог на развилках жизненного пути можно было насчитать? Отсюда же и своеобразное представление наших людей о взаимозаменяемости материалов, когда вместо шурупа сгодится и гвоздь, а вместо стального уголка укладывают деревянный брусок – что под рукой было, то и использовали. Убогость жизни от этого не уменьшалась, зато смекалка поддерживалась на должном уровне – бесценное качество, надо сказать, в среде военных. Такое же, как и потребность выполнить поставленную начальством задачу во что бы то ни стало. Надо заметить, что два этих отменных качества способны на некоторое время перекрыть собой любое общественное разделение и, так сказать, подстраховать ситуацию, когда последняя грозит стать великим позором. С одной стороны, как ни крути, это просто замечательная черта подобной организации общественной жизни – не надо искать людей разных специальностей, как то с ними договариваться и организовывать, собственно, сам процесс. Ведь, если что, с одним справится гораздо проще даже чисто психологически, чем с тремя или пятью отдельно живущими мастерами своего дела! Но с другой стороны, если один способен решить сложный вопрос ( как правило, упростив его до самой последней возможности), то зачем тогда все остальные? По сути, это и есть вольный пересказ представлений об авторитаризме, жалкий вариант которого мы сейчас имеем возможность наблюдать в нашей стране. Идеальный вариант такого способа правления дает ответ на вопрос «зачем все остальные?», то есть, зачем собственно нужно это самое общественное разделение труда. Мировое сообщество при этом замирает то ли от восторга, то ли от испуга, потому что вопрос «зачем?»  - один из самых трудных вопросов в человеческой жизни. Люди, умеющие ему противостоять, всегда пользуются заслуженным авторитетом в своей среде. Более того, человек, способный толково ответить на этот вопрос отдельно взятому обществу, как правило, определяется как Вождь. В былые времена молодая человеческая раса могла бы такого человека определить Мессией и поклонятся ему как богу, но могла, правда, и камнями забить на смерть.
Как бы то ни было, надо бы закрепить в голове представление об авторитарной структуре как о специфическом механизме, со своей внутренней структурой (разделением труда), который способен решать определенные задачи. То есть, подобная структура и создается для решения каких-то задач (например, построение социализма в отдельно взятой стране). Если одна задача решена, то следует искать другую, иначе этот общественный механизм начинает саморазрушаться, а общество ( и страна в целом) приходят в упадок. Просто отказаться от авторитаризма равносильно уничтожению «механизма», а значит и общества и страны в целом. Вряд ли либералам, пришедшим к власти в России, было дело до таких подробностей. Они жутко ненавидели коммунистов и лелеяли мысли об уничтожении всего и вся, что с ними было связано. Они мечтали на месте «коммунизма» обосновать западную демократию. Не на Запад переместиться, а сделать так, чтобы Запад сам пришел. Возможно, они рассматривали Запад как учителя, который придёт сам и всему научит, но что-то подсказывает, что были и мысли о том, что это будет верный слуга, который всё сам сделает.
Тут хочется отметить следующее. Западная демократия, в отличие от авторитаризма не отвечает  на вопрос зачем нужно то или иное общественное разделение труда. Её много больше заботит вопрос о том, кому это нужно. Если авторитаризм ставит в центр отдельную глобальную идею (задачу, которую надо решить), то демократия – целого человека. И принципиальное различие тут не только в «искусственном» и «естественном». Человек – это многосторонний мир со своими страхами и радостями, наличием или отсутствием денег, здоровья, образования и т.д. Это мир живет каждый день, претерпевая те или иные изменения в борьбе за свою жизнь, своё положение, своё мировоззрение. При этом, конечно, не надо забывать о том, что кто-то предварительно должен этот самый мир создать или хотя бы заложить правильные основы, чтобы он потом самопроизвольно развивался. Идея же, какой бы она не была правильной и манящей, всегда будет оставаться только идеалом, который на практике осуществим только в той или иной степени, с какими-то ограничениями или упрощениями. И, как это часто бывает в жизни, какой бы нежный вкус не был у манной каши, если её приготовить с комочками, то, скорее всего, придется от неё отказаться. Нежность каши при этом никуда не денется, маня к себе как и прежде, а вот повара, видимо, придется сменить.
Таким образом, идеократически вышколенное общество предполагает продолжительную разносторонную подготовку к «последней битве», после которой сразу наступит достижение идеала, счастье, мир и покой. В это же самое время, западная модель демократии предлагает человеку каждый день бороться с различными внешними напастями, используя весь свой собственный потенциал. И пусть это, как правило, сводится к примитивной потребности объединяться с другими людьми по каждому пустяшному поводу, речь о том, что нет никакой последней битвы: сегодня вы выиграли, а завтра можете проиграть. И пусть в западном варианте речь не идет о какой-то битве – скорее об игре на выживание, наш советский человек, в своей массе, воспринял свалившиеся на него перемены именно как последний переход к достижению идеала. Как это иногда бывает в казино, он поставил всё на «зеро» и обанкротился…


Рецензии