Из книги Стругацких 2

Представляю вашему вниманию замечательный и поучительный отрывок из творчества братьев Стругацких. Особенно хороша притча о двух ассенизаторах. При некоторых жизненных обстоятельствах, она настраивает на оптимистичный лад.   


«Когда остался последний бак, Ван взял совок и метлу и принялся собирать мусор, оставшийся на асфальте.
– Да бросьте вы копаться, Ван, – раздраженно произнес Дональд. – Каждый раз вы копаетесь. Все равно ведь чище не будет.
– Дворник должен быть метущий, – наставительно заметил Андрей, крутя кистью правой руки и прислушиваясь к своим ощущениям: ему показалось, что он немного растянул сухожилие.
– Ведь все равно же опять навалят, – сказал Дональд с ненавистью. – Мы и обернуться не успеем, а уже навалят больше прежнего.
Ван ссыпал мусор в последний бак, утрамбовал совком и захлопнул крышку.
– Можно, – сказал он, оглядывая подворотню. В подворотне теперь было чисто. Ван посмотрел на Андрея и улыбнулся. Потом он поднял лицо к Дональду и проговорил: – Я только хотел бы напомнить вам...
– Давайте, давайте! – нетерпеливо прикрикнул Дональд.
Раз-два. Андрей и Ван рывком подняли бак. Три-четыре. Дональд подхватил бак, крякнул, ахнул и не удержал. Бак накренился и боком грохнулся на асфальт. Содержимое вылетело из него метров на десять, как из пушки. Активно опорожняясь на ходу, он с громом покатился во двор. Гулкое эхо спиралью ушло к черному небу между стенами.
– Мать вашу в бога, в душу и святаго духа, – сказал Андрей, едва успевший отскочить. – Руки ваши дырявые!..
– Я только хотел напомнить, – кротко проговорил Ван, – что у этого бака отломана ручка.
Он взял метлу и совок и принялся за дело, а Дональд присел на корточки на краю кузова и опустил руки между колен.
– Проклятье... – пробормотал он глухо. – Проклятая подлость.
С ним было явно что-то не в порядке в последние дни, а в эту ночь – в особенности. Поэтому Андрей не стал ему говорить, что он думает о профессорах и об их способности заниматься настоящим делом. Он сходил за баком, а потом, вернувшись к грузовику, снял рукавицы и вытащил сигареты. Из пустого бака смердело нестерпимо, и он торопливо закурил и только после этого предложил сигарету Дональду. Дональд молча покачал головой. Надо было поднимать настроение. Андрей кинул горелую спичку в бак и сказал:

– Жили-были в одном городишке два ассенизатора – отец и сын. Канализации у них там не было, а просто ямы с жижицей. И они это дерьмо вычерпывали ведром и заливали в свою бочку, причем отец, как более опытный специалист, спускался в яму, а сын сверху подавал ему ведро. И вот однажды сын это ведро не удержал и обрушил обратно на батю. Ну, батя утерся, посмотрел на него снизу вверх и сказал ему с горечью: «Чучело ты, – говорит, – огородное, тундра! Никакого толку в тебе не видно. Так всю жизнь наверху и проторчишь».

Он ожидал, что Дональд хотя бы улыбнется. Дональд вообще-то был человек веселый, общительный, никогда не унывал. Было в нем что-то от студента-фронтовика. Однако сейчас Дональд только покашлял и глухо сказал: «Всех ям не выгребешь». А Ван, возившийся возле бака, реагировал и вовсе странно. Он вдруг с интересом спросил:
– А почем оно у вас?
– Что – почем? – не понял Андрей.
– Дерьмо. Дорого?
Андрей неуверенно хохотнул.
– Да как тебе сказать... Смотря чье...
– Разве оно у вас разное? – удивился Ван. – У нас – одинаковое. А чье у вас самое дорогое?
– Профессорское, – немедленно сказал Андрей. Просто невозможно было удержаться.
– А! – Ван высыпал в бак очередной совок и покивал. – Понятно. Но у нас в сельской местности не было профессоров, поэтому цена была одна – пять юаней за ведро. Это – в Сычуани. А в Цзянси, например, цены доходили до семи и даже до восьми юаней.
Андрей наконец понял. Ему вдруг захотелось спросить, правда ли, что китаец, пришедший в гости на обед, обязан потом опорожниться на огороде хозяина, однако спрашивать это было, конечно, неловко.
– А как у нас сейчас, я не знаю, – продолжал Ван. – Последнее время я не жил в деревне... А почему профессорское ценится у вас дороже?
– Это я пошутил, – сказал Андрей виновато. – У нас этим делом вообще не торгуют.
– Торгуют, – сказал Дональд. – Вы даже этого не знаете, Андрей.
– А вы даже это знаете, – огрызнулся Андрей.»


Рецензии
Спасибо,Олег. С удовольствием прочитала и вспомнила. Вам везёт.А мне даже стихи не разрешают цитировать, можно только указывать ссылки.
С благодарностью!

Майя Уздина   13.09.2012 16:23     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Майя Владимировна!
Я же завел эти рубрики не ради привлечения к собственной персоне, у меня достаточно самостийных, пусть и графоманских текстов. Просто хочется познакомить читателей с замечательными текстами. Я все же до сих пор уверен, что у меня хороший литературный вкус. Это же касается и вас. Не все авторы, которых вы упоминаете мне интересны, но про тех, которые мне интересны, упоминаемые вами, читаю с большим удовольствием. За что вам сердечно благодарен.

Созерцалов Созерцалов   13.09.2012 21:19   Заявить о нарушении
Понимаю и одобряю.

Майя Уздина   13.09.2012 22:35   Заявить о нарушении
Созерцалову.
Вы неверно поняли. Я очень часто публиковала чужое, понравившееся мне.И хорошо. Но на сайте настоящая слежка. Сначала мне не разрешили публиковать чужое,потом запретили цитировать поэтов,потом модератор убрал две публикации, одна из них до последной точки была моя-"Семеро смелых". Я просто предупредила Вас.С уважением!

Майя Уздина   14.09.2012 00:08   Заявить о нарушении
Обещаю, если есть на сайте такие темные и нехорошие силы, попытаюсь их разоблачить и предать общественному суду.
В пределах своих скромных способностей, конечно, ибо я такой же рядовой автор Проза.ру.

Созерцалов Созерцалов   14.09.2012 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.