В тени крейсера Аврора

Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты, как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора». Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903-й. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится буксир-ветеран, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный флот и «мелочью» не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.
Походы в архив и музей завода информации не добавили: в них собраны документы лишь о строившихся кораблях и их истории. О старейшем работнике верфи — буксире «Соколик» — практически ничего: судовое свидетельство, выданное Государственной речной инспекцией, да одинокая, надорванная посередине фотография с надписью на обратной стороне: август 1952 года... Учитывая, что завод с момента основания по настоящее время строил эскадренные миноносцы, торпедные и ракетные катера, я обратился к архивам военным. Но ни Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, ни Архив Ленинградского военного округа, ни Российский государственный архив военно-морского флота военной тайны буксира «Соколик» не раскрыли — ничего. Также ничего не рассказало о нём такое авторитетное издание, как речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л.Смирнова (http://russrivership.ru/page/vvedenie).
Предположив, что изначально «Соколик» имел другое название,  я пытался выяснить его первое имя, сравнивая габариты и прочие технические данные с построенными в те годы служебным баркасом «Ундина» завода Зиновьева и К (Нарва), с «Наядой» и «Странницей» завода Крейтона (Або)... Пусто. Зеро. Проект, а также его заказчик, не находились. Однако абсолютного вакуума в природе не существует, и мало-помалу из отрывочных сведений, полученных в процессе поисков, стала проявляться (хотя и с немалой долей вероятных отклонений от истины) история этого судна. Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу одну из версий появления буксира «Соколик» так, как сложил её из информационных паззлов я сам.
Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи или морской яхты до ледокола и плавучего крана. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Банкротство грозило и кораблестроительному заводу «Ланге и сын». Однако великий князь Александр Михайлович Романов, отвечавший в Российской империи за развитие флота, повелел выделить казенные деньги для спасения предприятия, попросту купив должника в собственность государства. Государство, кстати, не хотело само владеть предприятием, и через несколько лет продало его акции русским и французским банкам. Своим спасением завод обязан тому обстоятельству, что с 1897 года на нём по заказу российского государства строились небольшие военные корабли. И в преддверии Русско-Японской войны «Ланге и сын», невзирая на долги, не только не закрылся, но и получил крупный заказ. Из восьми эсминцев постройки судоверфи «Ланге и сын», воевавших против немцев в первую мировую, три прошли и Великую Отечественную. Качественно строили рижане. Благодаря этому заказу завод получил возможность строить пароходы и для частных компаний.  Один из таких небольших заказов — паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и.л.с. , диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8-8,5 кГ/см2 и поверхностью нагрева около 20 м2 работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.
Через некоторое время после опубликования в Интернете истории о «Соколике» неожиданно откликнулся создатель сайта  «Речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л.Смирнова» — Евгений Смирнов, а немного погодя на мою заметку обратил внимание петербургский исследователь истории флота: Алексей Гайдук,  коммерческий директор издательско-полиграфического комплекса «Гангут». Благодаря предоставленной ими информации  версия происхождения буксира приобрела более чёткие очертания, и обнаружился его дореволюционный хозяин.
Итак, разрешите представить  полного тёзку знаменитого мореплавателя Крузенштерна: Иван Фёдорович Смирнов, из крестьян, уроженец деревни Новгородово Осецкой волости Любимского уезда Ярославской губернии. После отмены крепостного права подался в столицу, занялся перевозкой грузов на небольшом судне. В 1884 году купил пароход "Сокол", а в 1896 несколько барж для транспортировки каменного угля по Неве и Мариинской водной системе. В 1901-м на смену старому деревянному «Соколу», выведенному из эксплуатации, приходит новый буксир с тем же именем: в Списке речных судов часть 1,-М,1926 значится: «Ленинградским бюро регистра СССР, № 4846, «Сокол», р.Нева и каналы, одновинтовой, железный, осмотрен тех. бюро 13.07.1923 года. Владелец Усть-Ижорская верфь. Размерения 21,34 х 3,81 х 2,44 метра. Построен в 1901 году в Санкт-Петербурге на заводе Смирнова. Паровая машина Компаунд 180 IHP постройки завода Ильс и Бутс 1889 года. Паровой котел того-же завода 48,7 кв.м. 5 атм. Номер судна по порядку в списке  Министерства Путей Сообщения (МПС) 1912 года: № 2942, 45ном/180 инд. сил.»
А вот и фигурант нашего дела — буксир «Соколик» —  обнаружился там же,  в списках МПС 1912 года: «Владелец Смирнов И.Ф. № судна по порядку в списке 2939. № МПС 4470. Имя «Соколик». 15 ном./60 инд. сил. 45х11,2 фут. Корпус, котел, машина постройки 1903 года. Корпус и машина СПб завод Смирнова. Котел Крейтон и Ко. № котла 262 (1903), район плавания Шлиссельбург — Кронштадт». Словосочетание «завод Смирнова» поначалу сбило с толку, рижский след потускнел, но ненадолго: пресловутого завода не оказалось ни в списке русских судостроительных заводов за 1890 год, ни в справочнике «Весь Петербургъ» А.С.Суворина от 1904 года. Как-то сама собой всплыла мысль, что с течением времени значения слов могут  менять смысловой оттенок, что подтвердили Толковые словари русского языка Кузнецова и Даля: заводчик — это владелец в общем смысле («Заводный мужик, имущий, достаточный», В.И.Даль), заводила, зачинщик, организатор. Поэтому, хотя  Смирнов И.Ф. и был заводчиком пароходов, но судостроительного завода у него, по всей видимости, не было. Тем более, что систер-шипы «Соколика» —  «Чайка» и «Ласточка» (порядковые номера по списку завода 189 и 190) строились на «Ланге и сын» в Риге. Буксир «Чайка», по Списку МПС 1906 года под номером 2747, наряду с «Соколом» с «Соколиком», так же принадлежал Смирнову. Помимо  четырнадцати паровых буксиров и более двух сотен барж, Иван Фёдорович владел шестиэтажным доходным домом на Васильевском острове, 2-я линия,  29А, построенным в 1906-1907 годах по его заказу архитектором Ф. Ф. фон Постельсом. В доме сохранились до нынешнего времени детали скульптурного убранства фасада, кованые решетки балконов и перил парадной лестницы. После смерти И.Ф.Смирнова в 1911 году его флотилию поделили наследники: сыновья Александр, Иван, Афанасий, Сергей и Павел. Доходный дом был продан действительному статскому советнику А. П. Киселёву, автору замечательных учебников по алгебре, геометрии и высшей математике, неоднократно переиздававшихся и в советское время; по ним когда-то учился и я. Такая вот связь времён...
Однако, пора вернуться к «Соколику». В постреволюционном Петрограде реквизированные суда попадают в Морское областное управление; в 1921-м году  «Сокол» с «Соколиком» обнаруживаются на капитальном ремонте на Усть-Ижорской верфи. Верфь растёт, меняет облик и названия: с 1931-го года это Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь, позже завод № 363, Средне-Невский судостроительный завод. В сохранившихся приказах по предприятию, начиная с 1925-го года, нет ни слова о зачислении «на довольствие» буксиров, из чего делаю вывод: после ремонта они с заводом уже не расставались. Через некоторое время «Сокол» списали, а его младший брат продолжил службу на верфи.
На маленький буксир возложили большую работу: помимо собственно буксировки кораблей и барж, сходящих со стапеля, он возил рабочих по Неве на смену, беря до сорока человек за рейс; доставлял комплектующие изделия с заводов Ленинграда, а зимой ещё и в качестве ледокола трудился на акватории верфи — очищал ото льда стапельный ковш. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в пяти километрах от завода. Всю войну здесь строились бронекатера, тральщики, плашкоуты для Дороги Жизни. «Соколик» тоже воевал, оборонял завод; на нём были установлены два пулемёта, на носу и на корме; при этом не забывал он и свою основную буксирную работу. 18 сентября 1943 года в результате прямого попадания снаряда «Соколик» затонул. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов пароход удалось вытащить на берег и отремонтировать.
В 1961-1962 годах пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпаный корпус сделали сварным, незначительно изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека — кочегар стал не нужен. В конце восьмидесятых, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся  замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо ста пятидесяти). Перешагнув из кризиса начала XX-го в кризисы XXI-го, «Соколик» продолжает трудиться, хотя уже и не так интенсивно, как раньше. Ему бы в памятники податься по выслуге лет, да работать некому будет: новорождённые корабли норовят сразу на чужом флаге жениться. В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта — очистили и заново покрасили корпус, для улучшения манёвренности установили подруливающее устройство; опрессовали топливные танки, полностью заменили электропроводку и внутреннюю обшивку. Кстати, при демонтаже обшивки ходовой рубки, на фанерной задней стенке дивана рабочие обнаружили следующую запись:
Счастливого плавания!
Плыви, "Соколик" легендарный
омытый Невскою водой,
пусть ты уже годами старый,
но ходишь словно молодой.
Пусть ты не пенил волны в море
и меньше многих кораблей,
но не уступишь и "Авроре"
былою славою своей.
В.Антонов
21.IV.62
К своему сто десятому дню рождения будет новее нового наш ветеран, куда там «Авроре»... Вот такая история выплыла из тумана времени благодаря фразе, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.