Рассказ интеллектуала

Я включил настольную лампу и хотел было почитать книгу - ужасно нудного,но любимого мною за парадоксальность выводов Секста Эмпирика.Но почитать мне не удалось. Моя настольная лампа вдруг сказала,скрипуче,но на чистом русском языке: "И долго это будет продолжаться?!" Я сразу вспомнил мнение учёных о том,что интеллект граничит с безумием. "Знаю,- продолжала трепать отсутствующим языком лампа, - думаешь - слуховая галлюцинация.Только у нас,вещей,тоже есть душа.Мы всё знаем,видим и... молчим. Из деликатности.Но даже вещь может,как я,завибрировать разговором.Не могу больше молчать.Ты,наверное,заметил,что мои лампочки то и дело перегорают.Это от возмущения. И да будет свет Истины! Я,подобие солнца,помещённое в отдельно взятую комнату,должна заявить:"Человек!Перестань превращаться в книжное обозрение!" "Поясни. - Сказал я. - Люблю конкретику,когда не абстрагирую."
"Поясняю. - Сказала настольная лампа. - Ты променял живое общение с тебе подобными на общение с книгами.Ты слишком умный,а поэтому дурак.Ты закрылся в четырёх стенах,словно в будке,и интеллектуально лаешь на человечество из своего закутка,чувствуя себя неким сверхчеловеком.Это аморально.Это культ личности.При всех красотах своих,это некрасиво.Для тебя книга живее живого человека,хотя и книга написана человеком.Неужели быть книжным червём так хорошо?Да,книжный,но червь!Я не разу не видела,чтобы ты переспал хотя бы с одной,хотя бы с пьяной бабой.Но зато сколько книг ты прочёл о любви! Ты умеешь читать,но не умеешь жить.Когда ты умрёшь,твоё Знание умрёт вместе с тобой.Хорошо общаясь с текстами,ты плохо общаешься с людьми.Но тексты - это лишь идеальные смыслы.Их создатели мертвы или им нет никакого дела до тебя лично и твоих идей.Общаясь с книгами,ты,в сущности,общаешься с самим собой.Нам,вещам,это уже надоело.Твой комод уже стал туго открывать свои ящики,а шкаф грозит рассыпаться на доски.Стулья пока что держатся,но диван-кровать постепенно -от возмущения - превращается в диван-бугры.Ты сам что-то вроде большой,жёлтой,двуногой,никому не нужной Книги.Ты говоришь о высоком,а в жизни дурак дураком!И не говори мне о высшем образовании!Отчуждение от людей твоего общества - неужели это и есть плоды твоего саморазвития?Моя светлая душа темнеет,глядя на тебя.Ты уже старик.Ты набрался знания,но уже не можешь употребить его в жизни - слишком поздно!А когда нужно было действовать,у тебя не хватало знания.Если ты будешь учить тому,что познал других людей,то услышишь в ответ:"А пошёл ты!.." И ты пойдёшь - в своё одиночество."
"Ты права. - Сказал я. - Но ты не права.Настоящее общение - оно не формально.Это общение души с душой,с родственной душой.Но чем самобытнее индивидуальность,тем труднее ей найти родственную душу.Самое главное,интимное,основное остаётся с нами.У нас нет даже слов,чтобы донести это до других людей.Даже самих себя мы до конца не познаём и не понимаем.Что же делать,если конкретный человек то и дело норовит меня обжулить,уязвить,унизить,подловить,отшлёпать равнодушием,расстрелять насмешкой.Всё главное и лучшее души человеческой отражено и закреплено в талантливой книге!Книга часто живее живых,мудрее мудрых.Она умеет мыслить,сочувствовать,плакать и смеяться.Книги осмысляют прошлое,вникают в настоящее,жаждут прорваться в грядущее.Даже вопрошая,они дают ответы.Критикуя,они зовут к совершенству.Убивая тьму,они порождают свет.Книги могут ошибаться, но они никогда не предают,не берут взяток,не пытаются представить себя пупом вселенной.Они часть мира,но часть лучшая.Они ищут,находят,хотят раздарить своё сокровенное всем желающим.За каждой книгой стоят судьба,радость и печаль,разочарования или надежды её автора.Читая о любви,я постигаю её сущность,тогда как любовь в жизни делает меня слепым.Одиночество не только моя плаха,но и моя радость.Книги - это общение с умами и чувствами именно ЖИВЫХ - на данный момент или в смысле Вечности -людей.Что же делать,если нудный Секст Эмпирик для меня живее тёти Даши под боком,которая считает слово "абстракция" неприличным словом и для которой сготовить обед важнее,чем сама судьба человечества! Сколько раз я пытался контактировать с людьми.На свои розы я получал тернии.Мной пытались манипулировать,сделать меня средством собственных интересов,использовать - и выкинуть,как прохудившийся ботинок.Самое неприятное,что я и в себе нахожу невольное стремление манипулировать другими людьми,когда общаюсь с ними.Да,книга для меня интереснее многих людей.Это Знание - воплощение Души Человеческой,её блаженства и отчаянья.
Итак,или ты просто обеспечиваешь мне световые условия для чтения,или я покупаю другу. лампу."
"Ну уж, - пробурчала лампа, - сокровенным поделиться нельзя!Подозреваю,что люди и вещи никогда не поймут друг друга. Что же,читай,блаженный!.."
И она онемела.Я стал читать.И вдруг лампочка в настольной лампе перегорела. До чего же зловредные эти вещи!


Рецензии
Замечательно. И, правда, до чего же зловредные эти вещи. Очень интересный приём - дискуссия с настольной лампой.
Наталья.

Наталья Алфёрова   16.09.2012 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове.
А продумывать до конца этот рассказ опасно.В сущности,он очень пессимистичен...
Прочёл Ваши стихи "Хожу-брожу".Мне понравилось.Лёгкий стиль и в то же время философично. Но так и не понял - строчка повторения здесь хорошо это или плохо? Говорят,повторение усиливает выразительность.
Сейчас загружен,но скоро почитаю Вас обязательно.
Вы занимаетесь философией?

Николай Островский   19.09.2012 18:06   Заявить о нарушении
Философией я не занимаюсь, когда-то давно, ещё в институте преподаватели постарались отбить интерес к этому предмету. Стих получился таким, потому что легко "ложится" на шаги - сочинился при хождении по больничному коридору после операции.
Наталья.

Наталья Алфёрова   21.09.2012 06:39   Заявить о нарушении