Всяк своим голосом скажется

А вы любите петь?
– Ой, вы знаете, да! Петь-то я очень люблю, вот только стесняюсь… у меня не особенно-то получается, честно говоря…
– Только если в «разогретой компании!
– Я? Вернее было бы сказать – люблю помучить окружающих своими завываниями. Ну…иногда.
– Очень люблю, но не умею, поэтому пою, когда никто не слышит, я ж не садист!

Вот что можно услышать, задавая знакомым такой, казалось бы, простой вопрос. Причем, многие будут так застенчиво улыбаться, как будто речь не о пении, а о стриптизе. И, в принципе, будут иметь на то полное право, поскольку истинное пение, заставляющее окружающих переживать песню, и есть самый настоящий, душевный (извините за каламбур) стриптиз.
И что же делать, если «и хочется, и колется»? для начала – поздравить себя с наличием конструктивного мышления. А дальше – понять, готов ли ты ценой долгого и упорного труда подготовиться к тому, чтобы вот так, среди бела дня, на людях…петь.
В любом случае – есть способы решения проблемы «хочу, но не могу».
И я расскажу про один. Особенно подходит для тех, кто считает, что совсем безнадежен.
Думаю, сначала нужно развеять несколько устоявшихся мифов, которые, судя по всему, были придуманы растолстевшими оперными певцами, чтобы убрать более привлекательных конкурентов
В общем, миф первый: «у меня нет голоса». Голос у тебя есть. И у всех остальных есть. Даже у глухонемых, только они об этом не знают, потому что ничего не слышат. А ты-то разговариваешь? Ну и всё.
Дальше – миф второй: «мне медведь на ухо не то, что наступил, а усердно потоптался». Музыкальный слух можно развить как и всё остальное, вплоть до чувства юмора и силы воли. Вопрос желания и времени.
И миф третий: «голос рождается на связках, а мой образ жизни не позволяет их усиленно беречь». Ага, да, конечно. Гитару представь себе, пожалуйста. На ней струн сколько? А длина каждой струны какая? А теперь в зеркало на себя посмотри – у тебя точно поперек горла ничего похожего на гитарный гриф  не торчит? (Если да – это не к нам, звони в скорую). Так вот: связок всего 2 и длина каждой всего несколько сантиметров. Вот и объясни мне, в состоянии и они такой большой звуковой диапазон выдавать? Не могут. Связки – это пропускной механизм, от них зависит только характер звука, но не чистота, громкость или правильность.
С мифами, вроде бы всё, но уже появились новые вопросы, не так ли.
– Так чем же я пою?
Грудью, разумеется! А звуковой диапазон зависит не от ее обхвата, а от роста поющего. Придется еще немного поднапрячь воображение. Представь оргАн. Куча трубочек разного калибра, через которые гоняется воздух. И…вот он, твой инструмент, твой дыхательный аппарат. (Сразу оговорка для курильщиков – петь вам, конечно, сложнее, но нет ничего невозможного).
– В чем же тогда дело, если оргАн сорвать нельзя, а я по-прежнему пою хреново?
Всё просто: любой оргАн может забиться мусором, пылью и т.п. Все простуды, гриппы, да и просто сырая погода оставляют след в бронхах в виде мокроты, с которой вполне можно жить, но для того, чтобы петь, оргАн нужно чистить, причем постоянно.
Способов очистки предлагается два на выбор. Нестандартный и радикально-нестандартный. Нестандартный способ заключается в продуве и прогреве оргАна, путем долгого монотонного звучания на любой комфортной низкой ноте, и других аналогичных упражнений. А радикально-нестандартный способ предназначен для тех, кто хочет всего и побыстрее и готов быть объектом недоуменных взглядов. Делать нужно почти то же самое, только на принципиально другой громкости, и лучше подальше от людей. Через крик голос прочищается быстрее, однако здесь нужно знать азы управления голосом, дабы не повредить связки, отвечающие за пропуск воздуха. И это нормально, что во время прочистки появляется кашель а ля «проклятые рудники».
Когда оргАн немного прочищен, нужно поработать над интонацией. Песни, особенно «народные» по общественному мнению построены так, что мелодия – это всего лишь растянутая правильная интонация текста. Кстати, развитию чувства интонации и музыкального слуха впоследствии очень способствует яркое образное мышление. Когда человек хорошо представляет и правильно чувствует то, о чем говорит или поет, в большинстве случаев интонация будет верной.
– С чего лучше начать? Какой репертуар выбрать?
Выбирать всегда нужно то, что нравится. Мы за чужие решения ответственности не несем. Мы только предлагаем самый простой способ. Петь лучше начинать то, что у каждого в крови, что-нибудь древнее (не про конфетки-бараночки, валенки и прочую лабуду, а про бел горюч камЕнь, перелётного соколика и гусли звончатые). Причем без музыкального сопровождения, чтобы отшлифовать звучание как можно лучше. Такие песни  проще потому, что идут откуда-то из национального подсознания, да и чисто технически: если в эстрадных и оперных произведениях длина музыкальной фразы невероятно большая и повторяется раза 2-3, то в народных песнях очень много слов (в среднем от 15 куплетов), но длина музыкальной фразы невелика, и если пропеть всю песню от начала до конца пару раз, то фальшивить уже просто невозможно. А со временем можно по желанию переходить и на другой репертуар.
Отдельный разговор – многоголосое пение. Здесь необходимы некоторые дополнительные навыки, хотя опять же, нет ничего сложного. Самое основное – это умение держать свою партию и не отбирать хлеб у соседа, поющего другой голос. Если у человека уже достаточно сильный, звонкий грудной голос, то он в состоянии справиться с таким соблазном.
– А если я всё еще стесняюсь петь на публике?
Здесь вот какой момент. Голос – механизм психофизический. Его состояние неразрывно связано с состоянием личности. Чем лучше человек управляет своим голосом, тем больше он в ладу с собой. Чем ниже голос человека, тем доверительнее и убедительнее он звучит (вспомните – солдафонский рявк производит куда большее впечатление, чем женский истеричный крик). Когда у человека прочищен оргАн, он слышит и реально оценивает свои возможности, ему проще донести до окружающих свои мысли, этим инструментом нужно пользоваться, очень упрощает жизнь. И постепенно мнение окружающих перестает заботить человека, уверенного в своих силах, возможностях и богатстве красивого, природного голоса.
Спасибо за внимание! :)

АРТ-СТУДИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНОГО ГОЛОСА "В ГОЛОСЕ!"


Рецензии