5. Кладоискатели. Из сб. Дедушкины рассказы

К л а д о и с к а т е л и.

ПРЕДИСЛОВИЕ

                «Кладоискатели» - это один из рассказов из небольшого цикла «Дедушкины рассказы»  («День в деревне», «Бабушкина уха», «На сеновале», «Уши горят», "Кладоискатели")  о том, как люди жили на селе полвека назад. Это рассказы о моём детстве, о природе, окружавшей меня, о моих сверстниках, о возмужании и формировании характера, о трудовом воспитании в семье, о проблемах, волновавших подростков полвека назад.

                По моему глубочайшему убеждению эти рассказы для СОВМЕСТНОГО чтения внуков и внучек с ДЕДУШКАМИ и БАБУШКАМИ. Это, если хотите, методическое пособие, подсказка, как и о чём, вспомнить дедам и бабкам из своего детства, чтобы совершить со своими внучатами поход в историю своей молодости. Историю, пусть, хоть, и полувековой давности, но таящей в себе столько незнакомых для современных детей слов, понятий, видов работ, уже забытой техники и, вообще, всего того, что нашим внукам и внучкам самим не осмыслить.

                Но, если нет осмысления, не появится и интерес, а это повод оборвать чтение на полуслове, нет, не чтение, а повод оборвать связь поколений, которой нам всем в нашем обществе так не хватает.

                Если вы промоете песок прочитанных фактов на сите своего сознания, и в нём останутся, хоть редкие отдельные песчинки золота общечеловеческих непреходящих ценностей, значит и мы, старики, можем своим примером и воспоминаниями ещё что-то сделать для наших ближайших потомков – внуков и правнуков, для их духовного, интеллектуального и физического совершенствования.

                Автор

               
                Моим внукам: Мартину и Саше.

                Самый большой клад вы найдёте
                только в книгах. Клад этот – ЗНАНИЯ.
               

          
              Эта история случилась с моими одноклассниками много лет назад, когда нам было почти столько же лет, сколько и вам сейчас.

              Во время летних каникул после окончания учебного года мы  должны были неделю отработать на производственной практике, но так как в здании школы началась капитальная реконструкция, нам производственную практику заменили отработкой на школьном ремонте.

             Мы как муравьи, выстроившись в цепочку, брали по одному кирпичу из штабеля, который сложили во дворе школы ещё ранней весной из заранее завезённого кирпича, и относили его на чердак, где крышу уже снесли и надстраивали ещё один этаж, четвёртый.

             На старых трёх этажах часть стен и перегородок  снесены, расширялись классы и коридоры. Снесли и старинные высокие печи, облицованные белыми изразцами. В школе теперь будет центральное отопление.

             Обратно мы спускались тоже не с пустыми руками. Строители насыпали в плотные бумажные мешки строительный мусор, но немного, так чтобы мы, работая попарно, могли вдвоём этот мешок вынести во двор и высыпать на общую кучу.

             С утра привезли воздушный компрессор, который делает сжатый воздух для отбойного молотка. Так вот этими отбойными молотками рабочие в подвале, где раньше был гардероб, и пробивали дырку в фундаменте, чтобы завести с улицы трубы горячей воды для центрального отопления.

             Вдруг рабочие перестали стучать отбойными молотками и даже выключили компрессор. Побежали за прорабом, обосновавшимся в передвижном вагончике во дворе школы. Размахивая руками, строители стали прорабу что-то наперебой рассказывать. Прораб взял папки с проектными чертежами школы и вместе с рабочими спустился в подвал к тому месту, где пробивали отверстие в фундаменте.

             Надо сказать, что школа наша размещалась в старом кирпичном трёхэтажном здании, построенном ещё в девятнадцатом веке.  В этом здании с момента его постройки и до начала двадцатого столетия находилось казённое реальное училище. Об этом напоминала надпись на стене чёрной краской над окнами третьего этажа, сохранившаяся под частично облупившейся покраской фасада.

            Потом здесь была частная женская гимназия. Во время  первой мировой войны – госпиталь, а потом начальная школа. Вот и сейчас здесь начальная школа, только уже семилетняя, а с нового учебного года начальное образование по решению правительства будет восьмилетнее. Для этого  расширяют и ремонтируют нашу школу.

            Так вот, прораб и строители подошли в подвале к отверстию в фундаменте. В отверстие просунули провод с электролампочкой в металлической защитной решетке. Она называется «электрической переноской» и служит для временного освещения тех мест на строительном объекте, где ещё не провели постоянную электропроводку.

            Осветилась комната шагов десять на восемь, без пола, там был просто песок. Комната эта ни на одном чертеже не обозначена. Она была наглухо замурована, о её существовании никто не знал.

            Осмотрев комнату через дыру в фундаменте, прораб сказал, что в ней можно оборудовать теплоузел, так как через неё  пройдёт труба от магистральной теплотрассы. Теплоузел – это такое помещение в подвале здания, где на трубе, идущей от магистральной теплотрассы, ставят вентили, задвижки, манометры и термометры для регулирования подачи горячей воды в систему центрального отопления всего дома.

            Прораб сказал строителям, что пока он будет согласовывать с проектировщиками и начальством вопрос размещения теплоузла в этой комнате, работы здесь следует приостановить.

            Когда строители разошлись, из-за кучи строительного мусора появились две головы. Это были мои одноклассники.  Первый, полный с большой головой и короткой стрижкой под круглой тюбетейкой, Генка Голышкин по прозвищу «Голова», прозванный так не только за размер своей головы, но и за свою изобретательность.

            Второй, Димка Куницин по прозвищу «Куница». Ростом он был выше Головы, значительно худее его, но жилистый и сильный. По характеру отчаянный и решительный, он всегда брал верх в любой мальчишеской свалке, за что его уважали, а некоторые даже побаивались.

            Ребята выносили отсюда во двор на деревянных носилках  строительный мусор. Как раз, когда они спустились в подвальный этаж, чтобы нагрузить на носилки очередную порцию битого кирпича и сколотой штукатурки, один из строителей, работавших отбойным молотком, и пробил стенку насквозь.

            Расширив немного отверстие и убедившись, что там какое-то помещение, он, то ли в шутку, то ли всерьёз бросил напарнику фразу:

            - Может там клад, какой? А напарник ему ответил:

            - Ну, да! Может «Янтарную комнату» нашли?

            Услышав это, Голова и Куница, не сговариваясь, присели за кучей строительного мусора. Подумали, пусть лучше их никто не видит. Как приходил прораб и, что было дальше, вы уже знаете.

            Рабочий день приближался к концу, и ребята решили дождаться здесь пока строители окончательно уйдут. Куница первым нарушил молчание:

            - Голова, ты уверен, там есть, что-то стоящее, чтобы искать?

            - Куница, ты сам подумай. Нашей школе уже больше ста лет. Помнишь,    
            дедушка Ильи Гордона приходил к нам в школу и рассказывал, как он
            учился в ней сразу же после гражданской войны, и, вообще, историю
            нашей школы.
            Сколько всяких событий произошло за все эти годы.
            И революция, и гражданская война, и две войны
            мировых, и  немцы  наш город оккупировали. Так что кому и что
            прятать здесь, было.

            - И откуда ты, Голова всё это знаешь? Мы ведь в школе этого ещё не
            проходили.

            - Ты, Куница, больше книжек читай, и не только одну фантастику и   
            про шпионов, но и по истории. А в музее  рыцарские  доспехи и мечи
            не просто разглядывай, а и всё, что на табличках написано, читай и
            и запоминай.
         
            Наконец, когда все строители ушли, и в школе наступила тишина, Голова и Куница подошли к дыре в стене. Взрослый в неё, ни за что бы, не пролез. Генка просунул в дыру голову, но дальше его круглое, и прямо скажем, не худенькое  туловище, как он, ни изгибался, в дыру не пролезало. Вытащив голову обратно, он обратился к Кунице:

            - Ты же видишь, я не трушу, я не пролезаю!
            - Ладно, дай я попробую. Куница просунул в отверстие одну руку, потом голову, затем вторую руку. Своим телом он закрыл весь проём. В таком положении он пробыл секунд тридцать. Потом послышался его глухой из пустоты голос

            - Тащи меня обратно. Голова обхватил его за ноги и не без усилий вытащил Куницу обратно.

            - Темно там и ничего не видно,- сообщил Куница. Строители унесли электропереноску вместе с отбойными молотками. Надо было что-то придумать, чтобы осветить дыру.

            - У меня есть копейки, можно сбегать в магазин купить спичек,- сказал Голова.

            - Много ты в такой большой комнате спичками посветишь, да и обе руки будут всё время заняты,- возразил Куница.

            - Ладно, у меня ещё идея! Толик Маврушин со мной в одном
              подъезде живёт, у него есть карманный фонарик на батарейке,- начал Голова.

            -  Ну, ты ещё всему классу расскажи, что мы клад искать будем,- прервал его Куница.
            -  Ты не понял меня. Я никому ничего не скажу, просто Толик сам
                хотел пару дней назад поменять фонарик на марки, правда
                он хочет за фонарик одну из лучших марок в моей коллекции,
                австралийскую с кенгуру. Можно с ним поменяться, но
                жалко за простой фонарик такую редкую марку отдавать – робко
                предложил Голова.

            - А если там действительно клад. Ну, например, та самая «Янтарная
               комната», то твоя марка по сравнению с ней и стоить то ничего не
               будет,- настаивал Куница.

             - Хорошо, жди меня здесь, а я быстро домой за маркой сгоняю и к
                Толику,- согласился Голова.

             - Жми на все педали, а я попытаюсь в дыре ещё один кирпич отбить, а
               то жмёт, когда пролезаешь, на самые рёбра,- пожаловался Куница. Он провозился с кирпичом  долго, кое-как отбил от него большой кусок.

             Прошло уже минут сорок после ухода Головы.  Сидеть в подвале, где лишь одно маленькое оконце на уровне тротуара, не хотелось, и Куница вышел во двор школы. Там уже никого не было, строители закончили трудовой день. Куница здесь прождал ещё полчаса. Он уже собирался уйти домой, вспоминая Голову недобрыми словами, как тот, лёгок на помине, весь запыхавшийся появился в воротах школьного двора.

             - Толика дома не было. Пошел  в парк на спортплощадку, где
               он с ребятами в футбол гонял. Потом  пришлось ждать, пока они
               доиграют, у них запасных не нашлось заменить его. Когда пришли к
               Толику домой, он мою марку стал в лупу рассматривать, что-то ему
               не понравилось, с трудом уговорил. Взял его фонарик, а он еле
               светит, батарейка старая.

               Толик стал оправдываться, что ночью читал
               с фонариком, укрывшись одеялом с головой,  книжку о разведчиках.
               Лампу настольную включать не хотел, боялся, что младший
               братишка может при свете лампы проснуться,  заплакать и позвать
               маму, и ему бы от мамы тогда влетело, и книжку бы она у него
               отняла.

               Потом мне ещё  пришлось два квартала бежать
               в хозяйственный магазин за новой батарейкой. Теперь зато смотри,
               как классно светит,- и Голова стал светить на ступеньки, когда они по лестнице спускались в подвальный этаж.

               Во второй раз Куница легко залез в дыру и стал освещать комнату фонариком. Стенки её были оштукатурены, но во многих местах, видимо от сырости, штукатурка отвалилась. Пола не было, под ногами Куницы лежал сыпучий мелкий посеревший песок. Куница показал рукой на стенку, в которой была пробита дыра.

               В ней, рядом с дырой когда-то был дверной проём, позднее полностью во всю толщину стены заложенный кирпичной кладкой и снаружи оштукатуренный и зашпаклёванный заподлицо со стенкой, покрашенной масляной краской. Поэтому никто и не знал, что за этой стеной, считавшейся наружным фундаментом, есть ещё комната.

               Куница стал освещать песок под ногами  и стены. Комната оказалась пустой, лишь на песчаном полу валялось несколько досок, истлевших от времени и сырости. Когда луч света упал на противоположную стенку, как раз напротив дыры, Куница и просунувший голову в дырку Генка увидели на стене надпись, сделанную кистью  масляной краской: «ЗДЕСЬ  ЗАРЫТ К…». После буквы «К» кусок штукатурки отвалился, и прочесть, что  написано дальше, мальчишки не могли.

                - Клад! Здесь зарыт клад,- закричал Голова. Он мигом сбегал до кучи строительного мусора за лопатой, просунул её в дыру и сказал Кунице:

                - Давай сюда фонарик, я протисну руку и голову в дыру и посвечу
                тебе, а ты копай. Там копай у стены, под надписью.

                Куница стал быстро работать лопатой. Скоро он извлёк две старинные бутылки квадратной формы. Обе были пустые. От времени стекло слегка помутнело. Потом он вытащил кусок истлевшей рогожи. Затем вместе с песком стали появляться кости.

                Тут были рёбра, две кости, похоже,     тазобедренные и ещё какие-то мелкие.  Ребята изрядно струхнули, а что, если кости человеческие? Но когда Куница выкопал череп, собачий череп с выдвинутой вперёд верхней челюстью и двумя клыками, на душе у них отлегло.

                Затем Куница извлёк какой-то продолговатый, изъеденный ржавчиной предмет. Им оказался сломанный, без рукоятки, штык от немецкой винтовки времён первой мировой войны.

              - Копай, копай! – подгонял Голова, – там точно, что-то закопано. В этот момент раздался глухой металлический звук. Лопата ударилась в металл.

              - Теперь осторожнее откапывай,- руководил Голова.

              - Сам бы залез и копал. Я уже вспотел весь,- возмущался Куница, тем не менее, продолжая работать лопатой. Вскоре оголился от песка участок металла около полуметра.

              - Ну, что там, Куница, говори?

              - Мне плохо видно, освещения не хватает. Похоже на покатую крышку железного сундука. Сейчас я попробую ниже подкопать, где обычно замок на сундуках с кладами вешают,- объяснял Куница.

               В это время над головами наших кладоискателей раздались шаги по коридору первого этажа, хлопнула дверь с натянутой на неё пружиной. По звуку ребята узнали, что это открылась и захлопнулась дверь в туалете на первом этаже. Через минуту послышался звук воды, бурно вытекающей из сливного бачка. Снова хлопнула дверь, и гулко отозвались удаляющиеся шаги ночного сторожа, возвращавшегося на свой пост, в прорабском вагончике во дворе.

               Вновь наступила тишина. И в это время до Куницы донёсся шум воды у него под ногами, хорошо слышимый в замкнутой большой пустой подвальной комнате. Это из сливного бачка вода дошла сюда по канализационной системе.

               Куница бросил лопату, сел на песчаный пол и громко засмеялся.

             - Ну, и голова, ты, два уха! Здесь зарыт «к»…  клад! Да не клад, а «к»
                -  канализационный коллектор. Это главная канализационная труба
                в доме, в неё сведены все остальные трубы, и уходит она потом в
                городской коллектор, что под улицей находится, - пояснил Куница.

             Несколько минут спустя, друзья уже были на улице и спешили по домам. Куница остановил Генку за руку:

             - Голова, а ты какую сейчас книжку читаешь?

             - «Остров сокровищ» английского писателя Роберта Стивенсона, а ты
               эту книгу читал?

             - А я, её  до тебя прочёл, ещё  на той неделе в библиотеку вернул.
               Давай завтра после практики вместе в библиотеку пойдём,
               поможешь мне исторические книжки поискать. Может про
              « Янтарную комнату» книжка есть, о которой строители говорили.
               Раз её все ищут, мы тоже можем попробовать.

             Дальше одноклассники шли молча. Наверное, каждый из них мечтал про себя найти клад, такой же, какой искали и нашли герои не стареющего увлекательного романа Р.Стивенсона, и какой ищут все поколения мальчишек в их возрасте.

       Букулты                2008г.
                Владмир Пантелеев


ПРИМЕЧАНИЕ: «Янтарная комната» - все барельефы на её стенах были сделаны резчиками из натурального янтаря. На её изготовление ушло несколько сот килограммов янтаря. Находилась в Екатерининском дворце в Царском Селе под Ленинградом (Санкт-Петербургом). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. немецкие фашисты, захватившие Царское Село, вывезли её  в неизвестном направлении. Поиски «Янтарной комнаты» продолжаются по сей день, несмотря на то, что в восстановленном Екатерининском дворце сделана её копия.


Рецензии
Владимир, что то искать и находить в детстве всегда не только интересно, но и развивает. Как Ваши внуки оценили этот рассказ?
с уважением

Юрий Баранов   02.08.2013 10:37     Заявить о нарушении
"Кладоискателями" становятся обычно в пятом-шестом классе, когда я писал этот рассказ мои внуки учились в третьем и втором классах соответственно. Эпиграф написал, когда выложил в интернете, это единственное место, где они (также как и все их одноклассники) хоть что-нибудь читают. А в индейцев, пиратов, кладоискателей мы, в своё время, наигрались с ними вдоволь. Я живу за городом в индивидуальном доме, приусадебный участок 12 соток, развернуться для игр было где. А с чтением "бумажных книг" у подростков совсем плохо, между чтением книги и уборкой снега выбирают "снег". И мытьё полов выбирут, лишь бы не сидеть читать. От компа не оторвёшь, там читают очень много, но явно не классику, хотя и много познавательного.

Владмир Пантелеев   02.08.2013 21:35   Заявить о нарушении