Что готовит нам Запад?
Идея глобализации основана на таком существенном допущении: предполагается, что путь развития западной цивилизации есть вещь всеобщая, образцовая, для всех народов обязательная. Существует представление о некоем равенстве между западноевропейским обществом и человечеством вообще: якобы все народы развиваются в одном и том же направлении, идут к одной и той же цели. Вот только Запад прошёл этот путь быстрее, чем остальные, и поэтому западная цивилизация — это лидер мирового процесса! Так думают на Западе все — от обывателей до крупнейших философов.
Ну а если есть лидеры, то есть и отстающие. А если есть отстающие, то святое право лидера подгонять их, помогать им, тех, кто упирается, — тащить за собой на верёвке, а если сопротивление велико, то можно организовать и «гуманитарную бомбардировку». Как говорится: «Вам не нравится демократия? Тогда мы летим к вам!» Запад не может и помыслить о том, что у разных народов могут быть разные пути, что люди не причёсаны под одну гребёнку, что единообразие противно божественному замыслу, — иначе Господь и не создал бы разные народы.
Но давайте взглянем пристальнее на Запад: какими идеалами он хочет соблазнить мир и чего уже достиг сам? Идеологи Запада говорят о своей цивилизации так: мы полностью до конца прошли процесс модернизации, мы выполнили задачи, поставленные эпохой Просвещения, и теперь мы переходим к новой стадии развития, которая называется постмодерн. О постмодерне поговорим позже, но что такое модерн? Модерн — это, во-первых, секулярное общество, т.е. общество, в котором религия отделена от государства и является частным делом отдельного лица. Во-вторых, модерн — это демократия без сословных привилегий, основанная на равенстве возможностей. Далее: наличие рыночной экономики, которая пронизывает собой всё. Рынок организует общество, и теперь на Западе любая вещь приобретает ценность лишь после того, как её оценит рынок. Любая вещь хороша только в том случае, если она успешно продаётся. Это относится и к культуре. Исходя из такой оценки книжки, к примеру, Дарьи Донцовой — это несравненно более значительный вклад в культуру, чем вся русская классика, ибо Донцова продаётся лучше. Нам дик этот взгляд, но другого взгляда модерн не предлагает. То же относится к религии. В обществе модерна лишь та религия ценна, которая сумела набрать больше приверженцев, и не просто приверженцев, а людей состоятельных, влиятельных, сильных. Вопрос об истинности учения не стоит: если ты сумел собрать армию сторонников – значит, с полным правом можешь называться пророком. Если же вы пытаетесь доказать, что только ваша вера есть истинное Божественное откровение, независимо от количества сторонников, – значит, вы фашист! Или по крайней мере консерватор.
Что представляет собой модерн в смысле государственного устройства? Какая форма управления может быть в таком обществе? Только одна: парламентская демократия и постепенный переход от политического общества к обществу рыночному и гражданскому. Гражданское общество — это мир без политической вертикали управления, мир, который занимается самоорганизацией, мир, стремящийся уйти из-под воздействия политики.
И наконец, самая главная черта модерна – индивидуализм. Западное общество утверждает, что индивидуум равен только самому себе! Это значит (в соответствии с идеологией прав человека), что личность должна рассматриваться в отрыве от своей национальности. Если человек говорит, что он является не только Мухаммедом, но и арабом, его тут же назовут расистом. Необходимо освободить араба от его арабскости, русского – от русскости, китайца – от китайскости. Человек должен быть только человеком — и всё. Каждый Мухаммед и каждый Саид, каждая Лейла и каждая Зулейка должны научиться быть только самими собой и ни в коем случае никогда не вспоминать, что они арабы.
Но кроме принадлежности к нации может быть принадлежность к религии. В обществе модерна религия не запрещена. Но она должна оставаться личным делом каждого! Если вы заявляете, что лишь Православие обладает всей полнотой Божественного откровения – значит, вы фашист! Пожалуйста, будьте православным, но у себя дома — и не уверяйте людей в своей правоте. Будьте православным, будьте мусульманином, будьте буддистом, можете даже свою собственную религию изобрести для личного пользования — и это будет лучше всего! — пусть только ваша вера остаётся вашим личным делом. Это предельное развитие протестантской доктрины, которая отрицала идею о посредничестве Церкви между человеком и Богом.
Нельзя не сказать и вот о чём: индивидуализм, доведённый до своих логических пределов, предполагает, что быть мужчиной или быть женщиной — это то же самое, что быть арабом, быть христианином, быть рабочим… Половая принадлежность так же недопустима в мире модерна, как и принадлежность национальная, религиозная, классовая. Личность должна мыслиться в отрыве от нации, религии, класса — и пола! Если ты настаиваешь на том, что ты мужчина (или женщина) – значит, ты опять-таки фашист! Человек имеет право выбрать себе религию, нацию — и пол! А вы думали, откуда взялись эти возмутительные гей-парады? Именно отсюда: из принципа индивидуализма, из той идеи, что половая принадлежность — это личное дело каждого. Отсюда и операции по смене пола и всё тому подобное.
Все эти принципы, заложенные в понятии «модерн», на Западе практически реализованы. Осталось теперь подтянуть до своего уровня все прочие страны и народы. Но, как ни странно, православные хотят оставаться православными, мусульмане хотят оставаться мусульманами и не хотят становиться голыми индивидуальностями. Это непорядок. Мы летим к ним. Есть, оказывается, ещё страны, где мужчины хотят оставаться мужчинами, а женщины – женщинами — тёмные, невежественные дикари. Надо перестроить их систему образования, ввести для них программу полового воспитания. Кто-то ещё не понял, что всё продаётся и покупается, у кого-то неэффективно работает рыночная экономика. Значит, надо забрать их экономику под свой контроль. Ведь законы рынка тотальны!.. И конечно, везде не хватает демократии, а потому надо направить в бой оранжевую оппозицию, объяснить людям, что такое настоящее демократия, свобода и права человека. Всех загнать под свой стандарт, всех увлечь в поход к светлым вершинам модерна.
А когда эти вершины будут достигнуты, можно будет заняться реализацией идей постмодерна. Что такое постмодерн? Я бы мог дать объяснение, но, боюсь, это не для православных ушей… Вкратце можно сказать так: человека нужно преодолеть! Ведь, с точки зрения современных либералов (если довести эту точку зрения до своего логического завершения), утверждать, что ты человек — это тоже фашизм, это тоже предполагает некоторое самовозвышение над теми, кто не может так заявить о себе. Например, над овощами. Далее: у человека есть голова, есть мозг, а мозг считается более ценным органом, чем все прочие, — и это обидно для остальных частей тела; человек навязывает своему телу диктатуру сознания — это противно демократии… Каким образом идеологи модерна хотят преодолеть в человеке человеческое — на этот счёт есть много идей. Можно, например, совместить наше тело с механизмом, сделать человека приставкой к компьютеру… Направление это называется трансгуманизмом — сейчас оно кажется диким и совершенно невозможным, но подумайте: ещё сто лет назад идеи современных модернистов и индивидуалистов тоже казались бредом и дурной утопией, однако…
Запад постепенно подтягивается к точке своего последнего, всемирного триумфа. И постепенно все сопротивляющиеся опускают руки, начинают работать на западные гранты, становятся либералами, поддерживают демократические реформы… Или довольствуются той крошечной нишей, которая им милостиво оставлена. И это не просто принятие сегодняшних реалий. В «сегодня» всегда заключено «завтра», «завтра» делаем мы — причём не только своим действием, но и своим бездействием. Тот, кто говорит «да» нынешнему положению вещей, тем самым изъявляет согласие и на завтрашний день. Если мы сказали в душе: «Что же тут поделать? Нам эти горы не свернуть», — значит, мы санкционировали и сегодняшний, и завтрашний баланс сил.
Многие это понимают, но, боясь протестовать в открытую, изрекают некое парадоксальное «ни да ни нет». Такова позиция руководства многих европейских стран — иРоссии в том числе. Что мы сегодня можем слышать с наших политических вершин? Фразы, в которых одна половина отрицает другую. Сначала говорится: «Россия должна укреплять свой суверенитет…» — при этих словах все патриоты радостно оживляются, — «…и для этого она должна активно участвовать в процессе глобализации!» — тут оживляется либеральная часть аудитории. По такой схеме строятся практически все выступления, и это не так плохо: в результате час Х всё время откладывается, Россия пока ещё не «там», американские сапоги по нашей земле всё-таки не ходят… Но можно ли дождаться более решительных действий? Я думаю, нет. У всех антиамерикански настроенных мировых руководителей есть прекрасный план, вполне понятный им самим: тянуть время, доколе возможно. Именно так они и собираются прожить годы, отпущенные им: не соглашаться с глобализацией, но и не выступать против неё. И всё это делается в твёрдой надежде, что однажды Америка рухнет сама, — вот-вот, ещё немного, ещё чуть-чуть продержаться, балансируя между «да» и «нет». «Ведь не может она не рухнуть! — думают эти люди. — Вавилонская башня не способна стоять вечно!..»
Рискованная позиция. Рухнет Америка однажды или не рухнет, – видимо, раньше того наступит час, когда придётся дать чёткий ответ: или да, или нет. Мы-то с вами, кажется, решительно стоим на позиции «нет глобализации». Это опасная позиция. Это смертельно опасная позиция, за такое сегодня убивают. Но кроме того, эта позиция сложна вот чем: если мы против современной западной концепции, то согласны ли мы видеть Запад таким, каким он был вчера — в эпоху, предшествующую НТР? Или позавчера — в эпоху Просвещения? Или даже в ту эпоху, когда католичество вырвало себя из Вселенской Церкви? Какой вариант нас устраивает больше? В какой возраст мы хотели бы вернуть западную цивилизацию, чтобы сохранять по отношению к ней терпимость? Беда в том, что из любой точки Запад снова вернётся к нынешнему положению, ибо во все времена — и в XIX веке, и в эпоху Возрождения – в нём зрели семена современного глобализма. И куда бы Запад ни отступил, они прорастут вновь. Эту проблему нужно глубоко осознать и всем вместе сделать определённые выводы. Такие выводы — дело будущего, но начать работу нужно уже сегодня.
Соб. инф.
Свидетельство о публикации №212091501069