Спорить с Гэтсби

Когда я была  относительно юна, мне в руки попала книга Фитцджеральда «Великий Гэтсби». Будучи ребенком, я часто читала те книги, которые вовсе мне не предназначались, и потому суждения мои по ним были забавны и весьма развлекали родителей. Само произведение заинтересовало меня исключительно благодаря странному названию (как это – гэтсби, и почему он великий?). Прочитав роман, я пришла в свое привычное детское негодование, и заявила о том, что такой человек как Джей Гэтсби никогда не смог бы стать мне другом. Вот такое у меня было суждение – с кем я могла бы дружить, тот и был хорошим человеком. Пол, возраст и уж конечно временные отрезки наших жизней ничего не значили. На этом мое знакомство с Фитцджеральдом было закончено на долгие годы вперед.

Через некоторое время, придя к осознанному прочтению книг, я опять взялась за «Гэтсби». Откровенно говоря, взялась с неохотой, помня о том, что в детстве мне не слишком нравилась данная книга. Перечитав ее внимательно, я с удивлением обнаружила, что мои ребяческие суждения не претерпели изменений. Я с большим удовольствием открыла для себя стиль Фитцджеральда, его тонкий, почти саркастический юмор – но касательно главного героя романа я все так же осталась непреклонна. Мне было откровенно странно видеть такого человека, как мне казалось, весьма двоедушного. Как же, он такой гостеприимный хозяин, обладающий дружелюбной и светлой душой (редкость что в те временя, что в наши), но при этом Гэтсби не придает никакого значения всей той толпе, которая еженедельно посещает его на вечерах, откровенно пренебрегая ею и отдельными людьми в частности.

Со временем я стала об этом много думать, и пришла к выводу, что двоедушие – не порок, а скорее, некоторого рода болезнь, которая причиняет своему владельцу (?) гораздо большие неприятности, чем окружающему миру. Улыбаться в миру, но быть при этом несчастным – это ли не проклятье современного мира, где проблемы отдельного человека остаются сугубо проблемами отдельного человека, и не больше. И таких «гэтсби» в наше время становится все больше и больше. Я и сама иногда «гэтсби», когда, например, стараюсь побыстрее отвязаться от назойливого незнакомца в трамвае. Натянуто улыбаюсь, потому что невежливо будет просто сказать: «Мне неинтересна ваша история, отойдите от меня на полметра». И ведь продолжаю же слушать, хоть это и крайне лживо с моей стороны. Очень уж боязно показаться, пусть даже перед незнакомым человеком, хамкой или, того хуже, плохо воспитанной.

Я как-то примирилась с Гэтсби, но исключительно потому что не нашла другого пути суждения. Натянутая улыбка и вежливая холодность победили грубость откровенных разговоров. Я часто вижу, как яркие и добрые люди, которых любят именно за их умение ладить даже с деревом, снимают свои маски, и в них сквозит усталость, которая просто не может быть  утолена сном или даже бокалом вина. Такой человек, человек –«гэтсби», принадлежит всем, кроме себя, и рано или поздно, почувствовав это, он сорвется и позволит себе неслыханную роскошь – быть честным. К сожалению, такая честность, после сладких речей и неискренних улыбок будет воспринята обществом как пощечина, а не как откровение.


Рецензии