Очередные размышления

Т.к. времени обдумывать очередной рассказ нет, то поразмышляю-ка я на тему наплевательского отношения к людям. Эта тема так же, как и тема цинизма в людях, давно и упорно не дает мне заснуть. Потому я опишу идеи и выводы, к которым я пришел и буду очень рад комментариям на эту тему. Все-таки человек лишь собственным опытом не может объяснить абсолютно все в жизни и знать чужое мнение полезно.
Итак, в наше веселое время наплевательское отношение к людям (по крайней мере у нас в стране) распространено, на мой взгляд, довольно широко. По большей части люди нужны друг другу для удовлетворения личных потребностей.  (Это очень удобный взгляд, под него можно подвести абсолютно любое явление. Любовь - удовлетворение потребности не быть одиноким + сексуальная потребность. Как бы 2 в 1. Дружба - борьба с одиночеством. Причем народное сознание от дружбы требует жертв: т.е. если ты дружишь с кем-то, то ты должен тратить личное время и ресурсы на то, чтобы другу было хорошо. От любви таких жертв не требуют, ибо подобная жертвенность является само собой разумеющейся. Наглядно это видим в нежелании некоторых людей создавать семьи. Про более мелкие примеры (он(а) мне звонит только тогда, когда от меня что-то требуется!!) и говорить не будем, наверняка у каждого человека есть один-два подобных знакомых)

А каковы же причины появления такого цинизма? Откуда берется такое наплевательского отношение к людям? Мой вариант ответа - от большого количества информации. Как это связано? При ответе на этот вопрос хочу сделать небольшой экскурс в историю. Разумеется, подобное отношение к людям встречалась и раньше. Классическая литература запечатлела как минимум два образца (скорее всего, их гораздо больше, просто я мало читаю) - Григорий Александрович Печорин (Герой нашего времени - М.Ю. Лермонтов) и Фрэнк Алджернон Каупервуд (Трилогия Желаний - Т. Драйзер). Обе личности являются личностями исключительным. Но если Печорин и его взгляды мне понятны и вполне достижимы простым смертным, то взгляды Каупервуда особенные, кто попало не сможет быть похожим на него.

Начнем с Печорина. Уже написаны сотни диссертаций, монографий, статей и т.д., которые разрыли практически все, что можно. Кто был прототипом Печорина у самого Лермонтова, и не у Лермонтова; что читал Лермонтов, когда задумывал написать свой роман и т.д. и т.п. Однако про психологическую составляющую образа Печорина я узнал совсем недавно и эта составляющая меня поразила. В чем она заключается? - если говорить образно, то в свободном времени. Что это означает? Все просто. Свободное время - это и дар, и проклятие. При неверном его использовании человек рискует превратиться в циничного монстра, бесчувственного призрака. Каким, в принципе, и был Печорин.
Чувствую, надо объяснить подробнее. Итак, в любом учебнике по литературе, в любом реферате крупным шрифтом написано, что общество не дало Печорину реализоваться. Это, по Лермонтову - бич поколения. Все равно что в наше время человек, отучившись в академии ФСБ, пошел работать продавцом в магазин продовольственных товаров. Печорин сам размышляет на эту тему: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем  я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно,  было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...Но я не угадал этого назначения, я  увлекся  приманками  страстей  пустых  и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни."
Т.е. предназначения он не угадал, силы у него необъятные - что ему делать? Заниматься рефлексией - т.е. подробным изучением себя самого. Это изучение и есть Печоринское проклятие - он всю жизнь как бы смотрит на себя со стороны. Вместо того, чтобы просто чувствовать - он анализирует чувство. Вместо того, чтобы любить, он как бы размышляет "так, вот это состояние, которое я сейчас испытываю - любовь. Оно приятное, характеризуется тем-то и тем-то. Повлиять на меня может так-то и так-то. Чувствую я это потому что…" И так абсолютно со всеми своими ощущениями. Наглядный пример: эпизод с отъездом Веры. Печорин не смог ее догнать, и на некоторое время эмоции вспыхнули в нем. На мгновение в Печорине проснулись эмоции нормального человека, нормальной души. Он заплакал: "И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся". Однако это скоро проходит и он вновь возвращается к "нормальному" состоянию анализа: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться. Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок".
 Но так жить нельзя. Как только ты начинаешь подобным образом разбирать свои эмоции, они перестают тебя волновать. И потому Печорин вынужден искать что-то новое, иначе скука его разъедает. Он ставит эксперименты, в результате которых гибнут люди.

"Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на  Кавказ:  это  самое  счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет  под  чеченскими  пулями  - напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости  смерти,  что, право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало  скучнее  прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду"

 Бела - один из таких экспериментов. По сути, Печорину интересно, каково это - быть любимым туземкой-дикаркой. Он надеется, что эксперимент закончится удачно и в любви дикарки он найдет счастье.
"Когда я увидел  Бэлу  в  своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны,  я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной  судьбою...  Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и  кокетство  другой.  Если  выхотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно..."

Печорин - раб себя самого. У него нет того дела, что захватило его полностью, заставило тратить всю энергию. И в результате он гонится за тем, что ему доступно. За тем, что он еще не испытывал, не изучил.

Таков "Печоринский синдром", как я его назвал. Если брать в расчет название романа, то этот синдром мучил многих. Неправильное использование свободного времени, излишняя саморефлексия - одна из причин наплевательского отношения к людям.

Второй пример является скорее исключением из правил. Наплевательское отношение к людям финансиста Каупервуда - результат его ума и силы воли. Этот человек не верит в мораль, нравственность и прочее. Ему не чуждо лицемерие, ложь, фальшь, хитрость и другие "нечестные приемы". Он - полноправный хозяин своих действий (хотя все три книги показывают, что хоть Каупервуд и являлся весьма уникальным человеком, способным подмять обстоятельства под себя, есть такая штука как судьба, против которой не пойдешь), а действия его определяются личным девизом "мои желания - прежде всего". Каупервуд совращает дочерей своих компаньонов (в результате чего они разрывают с ним всякое сотрудничество), он изменяет жене, он действует так, как хочется ему, и в результате многие от него отворачиваются. Однако в этом и состоит особенность Каупервуда: его сила воли и ум позволили ему не нуждаться в людях, не тянуться к ним. Более того, те же качества заставляют других людей, менее умных и более слабых - тянутся к нему. Наплевательское отношение к людям Каупервуда - это скорее дар, а не проклятие, как у Печорина. Дар, который опытный воротила умело использует для достижения своих целей. Однако этот дар требует исключительных качеств и потому Каупервуд - это идеал для циничного человека. Образ, к которому нужно стремиться.

Что касаемо сегодняшних причин наплевательского отношения к людям - это интернет. Т.е. помимо того, что на людей обрушилась лавина информации, чаще всего раскрывающая самые ужасные стороны бытия, у многих людей создается иллюзия, что они не одиноки. Стоит нажать кнопку - и можно поговорить с любым человеком. Однако вскоре люди понимают, что с любым разговаривать неприятно и неуютно - взгляды могут сильно различаться. И потому многие закрываются в своем мирке, отделенные стеной отчуждения. Постепенно такая "замкнутость" становится нормой и человек не всегда понимает,  как еще можно жить.

К черту стены! К черту тонны лживой информации! Я не хочу думать, что я ощущаю на данный момент! Свободное время у меня занято отдыхом, а отдых - это перемена деятельности! Мне действительно интересно, как у вас дела! Ночь располагает к разговорам и в голову лезут умные и приятные мысли...


Рецензии